Дело №2а-87/2020
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2020 года с. Красногорское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фефиловой О.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Удмуртской Республики обратился в Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенного прокуратурой <адрес> мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт https://russian-mafia.ru/, на страницах которого размещаются объявления о поиске граждан для обналичивания денежных средств и совершения незаконных финансовых операций.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.5 статьи 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 ст.15.1 Закона №149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность.
Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению транснациональной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, против транснациональной организованной преступности 2000 года, против коррупции 2003 года, конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года и об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Международным сообществом применяются стандарты в области противодействия отмыванию денег Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В Российской Федерации правовой основой противодействия нелегальному обороту преступных доходов являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст.174 УК РФ) и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст.174.1 УК РФ).
Сведения об указанном сайте отсутствуют в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что подтверждается прилагаемым к административному исковому заявлению скриншотом.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по адресу https://russian-mafia.ru/ нарушает публичные интересы и способствует совершению преступлений в указанной сфере, фактически способствует совершению преступлений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Обращаясь с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Установить лицо, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, не удалось, что подтверждается справкой, прилагаемой к настоящему заявлению.
Согласно ч.3.2 ст.24 КАС РФ административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в суд по адресу административного истца или по адресу, месту жительства административного ответчика. Таким образом, подсудность данной категории дел осуществляется по выбору административного истца, и заявление может быть им подано по своему адресу.
В силу пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины.
Просит признать информацию, размещенную на странице https://russian-mafia.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В силу п.2 ч.1 ст.291 КАС РФ рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
В судебное заседание административный истец - прокурор <адрес> Удмуртской Республики не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, при подаче административного искового заявления указывал, что в силу п.2 ч.1 ст.291 КАС РФ просит рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица – руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике) Лапин М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил в суд заявление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике просит рассмотреть заявления прокурора <адрес> Удмуртской Республики по делам, назначенным к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ в 08:30, 09:30, 10:30, 11:30, 13:00 час., в отсутствии представителя Управления, не возражает против удовлетворения требований прокурора в отношении указанных Интернет-ресурсов. На данный момент заявленные прокурором Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся. Также в соответствии с ч.2 и ч.3 ст.292 КАС РФ Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике против рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства не возражает.
Согласно ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2.1 ч.3 ст.1 КАС РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №87-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Согласно п.1 ст.10 ФЗ № в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно п.6 ст.10 ФЗ № запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ № ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.15 ФЗ № на территории Российской Федерации использование
информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5
ст.15 ФЗ №).
В силу ч.1 ст.15.1 ФЗ № в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Согласно ч.2 ст.15.1 данного ФЗ № в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст.15.1 ФЗ №).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма» доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Согласно ч.1 ст.174 УК РФ совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом - является преступлением и наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.
Частью 1 ст.174.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, которое наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период до одного года.
По делам о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, в данном случае, о поиске граждан для обналичивания денежных средств и совершения незаконных финансовых операций, и размещенной в сети «Интернет», юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети «Интернет» запрещенной информации, характер такой информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> Удмуртской Республики путем мониторинга информации, размещенной на сайте сети «Интернет», выявлен сайт https://russian-mafia.ru/, на страницах которого размещаются объявления о поиске граждан для обналичивания денежных средств и совершения незаконных финансовых операций.
Вход на сайт является свободным и открытым, не требующим предварительной регистрации.
Согласно информации Управления Роскомнадзора по УР № от ДД.ММ.ГГГГ на данный момент заявленные прокурором Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Данные обстоятельства подтверждаются приобщенными административным истцом к материалам дела копиями документов: скриншотом страницы сайта https://russian-mafia.ru/ ; скриншотом сайта Роскомнадзора, содержащий информацию об отсутствии в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, адреса https://russian-mafia.ru/ ; справкой, составленной прокурором <адрес> УР Артемьевым М.А., о результатах осмотра сайта и установлении его владельца, администратора от ДД.ММ.ГГГГ с приложением информации с сайта Reg.ru, согласно которой установить владельца и администратора данного сайта не удалось.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» объявлений о поиске граждан для обналичивания денежных средств и совершения незаконных финансовых операций вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно
легальности такового вида деятельности, не содержит указаний на противоправность указанных действий, потворствует совершению преступлений, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и других правонарушений.
Учитывая изложенное, суд считает установленным факт того, что на вышеуказанном сайте содержится информация, запрещенная к распространению действующим законодательством.
Установленные обстоятельства позволяют признать данную информацию запрещенной, что является основанием для внесения информации, размещенной на странице сайта с URL-адресом https://russian-mafia.ru/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом https://russian-mafia.ru/ о поиске граждан для обналичивания денежных средств и совершения незаконных финансовых операций информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения информации, размещенной по адресу https://russian-mafia.ru/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: Фефилова О.В.