Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года г. Железногорск-Илимский
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Перфиловой М.А. при секретаре Ермоленко Л.И., с участием помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Феоктистовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-479/2019 по иску прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Кузякина Александра Сергеевича к Обществу с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром», конкурсному управляющему Общества с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром» Перетятько Кириллу Валерьевичу о наложении обязанности оплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предоставления сведений персонифицированного учета
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально прокурор Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Кузякина А.С. обратился с иском к Обществу с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром» (далее – ООО «ТимберПром»), конкурсному управляющему Общества с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром» (далее – ООО «ТимберПром») Перетятько К.В. о наложении обязанности оплатить страховые взносы, в обосновании которого указывал, что в прокуратуру Нижнеилимского района Иркутской области обратился Кузякин А.С. с заявлением о защите его трудовых и пенсионных прав, поскольку в виду неуплаты ООО «ТимберПром» страховых взносов, периоды его работы в данной организации не могут быть учтены при назначении ему досрочной страховой пенсии. При проведении проверки, прокуратурой Нижнеилимского района Иркутской области было установлено, что ООО «ТимберПром» страховые взносы и дополнительный тариф за период работы Кузякина А.С. в должности *** Автотранспортного управления в период с 02 октября 2015 года по 30 декабря 2016 года в УПФР в Нижнеилимском районе не уплачены, в связи с чем, указанный период работы Кузякина А.С. не может быть включен в страховой и специальный стаж, что является препятствием к реализации своих социальных прав, в том числе на назначении досрочной страховой пенсии. Просил суд обязать ООО «ТимберПром» уплатить страховые взносы в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации на имя Кузякина А.С. за период его работы с 02 октября 2015 года по 30 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления ООО «ТимберПром», в том числе, уплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6%; обязать ООО «ТимберПром» предоставить сведения обязательного персонифицированного учета о работе Кузякина А.С. за период его работы с *** по *** в должности *** Автотранспортного управления в ООО «ТимберПром» в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Заочным решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от *** заявленные исковые требования были удовлетворены частично: на ООО «ТимберПром» была наложена обязанность по оплате страховых взносов в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации на имя Кузякина А.С. за период его работы с 02 октября 2015 года по 30 июня 2016 года, с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления Общества с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром», в том числе, обязанность по оплате дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6%, а также обязанность предоставить сведения обязательного персонифицированного учета о работе Кузякина А.С. за период его работы с 02 октября 2015 года по 30 июня 2016 года, с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления в Общества с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром» в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования. В удовлетворении требований об уплате страховых взносов, в том числе дополнительного тарифа на страховые взносы, предоставлении сведений обязательного персонифицированного учета за период с 01 июля 2016 года по 30 сентября 2016 года было отказано.
Определением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от *** заочное решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от *** было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по настоящему делу возобновлено.
Впоследствии прокурор Нижнеилимского района Иркутской области, действующий в интересах Кузякина А.С., уточнил исковые требования, согласно которых, просит суд обязать ООО «ТимберПром» уплатить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области в порядке, предусмотренном главой 34 Налогового кодекса РФ, дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6% на имя Кузякина А.С. за период его работы с 02 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 16 ноября 2015 года по 30 июня 2016 года, с 01 октября 2016 года по 30 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления ООО «ТимберПром» в связи с осуществлением трудовых функций непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования; обязать ООО «ТимберПром» предоставить в ГУ – УПФР в Нижнеилимском района сведения обязательного персонифицированного учета о работе Кузякина А.С. за периоды его работы с 02 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 16 ноября 2015 года по 30 июня 2016 года, с 01 октября 2016 года по 30 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления ООО «ТимберПром» в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Кроме того, определением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от *** в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, была привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области.
Истец Кузякин А.С. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, о чем в материалах гражданского дела имеется соответствующее заявление. В предыдущих судебных заседаниях исковые требования поддерживал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указывал, что в спорный период осуществлял деятельность ***. В течение полного рабочего дня был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок на предприятии лесной промышленности и лесного хозяйства. Всегда считал, что он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. ***
Помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Феоктистова Ю.В. исковые требования истца поддержала по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему, считает возможным обязать ООО «ТимберПром» уплатить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области в порядке, предусмотренном главой 34 Налогового кодекса РФ, дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6% на имя Кузякина А.С. за период его работы с 02 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 16 ноября 2015 года по 30 июня 2016 года, с 01 октября 2016 года по 30 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления ООО «ТимберПром» в связи с осуществлением трудовых функций непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования; обязать ООО «ТимберПром» предоставить в ГУ – УПФР в Нижнеилимском района сведения обязательного персонифицированного учета о работе Кузякина А.С. за периоды его работы с 02 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 16 ноября 2015 года по 30 июня 2016 года, с 01 октября 2016 года по 30 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления ООО «ТимберПром» в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Конищев К.А., действующий на основании доверенности № *** от *** (со сроком действия до ***), указывал, что в случае удовлетворения требований истца, взысканные суммы должны учитываться на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, уважительных причин своей неявки суду не предоставил. В направленном суду письменном отзыве оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Представитель ответчика ООО «ТимберПром» в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте его проведения, судебные извещения возвращены с отметкой «истек срок хранения».
Конкурсный управляющий ООО «ТимберПром» Перетятько К.В. в судебное заседание также не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, о чем в материалах гражданского дела имеется уведомление о вручении судебной повестки, уважительных причин своей неявки суду не предоставил.
В соответствии со статьей 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. п. 67, 68) юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом мнения помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Феоктистовой Ю.В., представителя третьего лица Конищева К.А., посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, ответчиков, представителя третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Феоктистовой Ю.В., представителя третьего лица Конищева К.А., исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложена обязанность осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из имеющегося в материалах гражданского дела письменного обращения в прокуратуру Иркутской области от *** усматривается, что Кузякин А.С. обратился к прокурору Нижнеилимского района за защитой его трудовых и непосредственно связанных с ним отношений.
Более того, в силу действующего законодательства (ст. 14, ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда РФ. При невыполнении страхователем обязанности по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ застрахованное лицо вправе обратиться в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.
Таким образом, прокурор Нижнеилимского района Иркутской области правомочен обратиться в суд за защитой нарушенных прав работника Кузякина А.С. с рассматриваемым исковым заявлением.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Судом с достоверностью установлено, подтверждается записью в трудовой книжки истца и не оспорено сторонами, что истец Кузякин А.С. в период с *** по *** осуществлял трудовую деятельность в должности водителя *** автотранспортного управления ООО «ТимберПром». *** был уволен в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника на основании п.3 ч.1 ст. 74 ТК РФ.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «ТимберПром» является лесозаготовка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от ***, ООО «ТимберПром» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим до *** назначен Перетятько К.В.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от *** был продлен срок конкурсного производства, открытого в отношении ООО «ТимберПром» и полномочия конкурсного управляющего Перетятько К.В. до ***.
Как следует из представленных доказательств, *** Кузякин А.С. обратился с заявлением к ГУ – УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области *** от *** Кузякину А.С. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, явилось отсутствие стажа на соответствующих видах работ, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве. При этом в стаж на соответствующих видах работ не был зачтен период работы истца в ООО «ТимберПром» в качестве *** с 02 октября 2015 года по 30 июня 2016 года и с 01 октября 2016 года по 31 декабря 2016 года, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета Кузякина А.С. отсутствуют сведения о занятости на соответствующих видах работ в качестве *** (отсутствует льготная кодировка) и отсутствуют начисления страховых взносов по дополнительным тарифам.
Часть 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (иной) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» внесены существенные изменения.
Так, на работодателей возложена обязанность по уплате, начиная с 1 января 2013 года, дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 01 января 2017 года – статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды работы работников, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп.1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения трудовой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (пункт 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
С 01 января 2014 года (за исключением ст. 18) вступил в законную силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предметом регулирования которого являются правоотношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Специальная оценка условий труда в соответствии со ст. 3 указанного Закона, является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Результаты проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» могут применяться, в том числе, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для проведений внеплановой оценки условий труда, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. Вредные условия труда подразделяются на подклассы.
Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.
Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).
Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Если по результатам специальной оценки труда условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, то работодатель освобождается от уплаты дополнительного тарифа страхового взноса.
Судом с достоверностью установлено и не было оспорено ответчиком, а также представителями третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, что *** специалистами ООО «*** ООО «ТимберПром», в том числе, оценка условий труда истца Кузякина А.С., по итогам которого составлена карта ***А специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 030 указанной карты специальной оценки условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда установлен в размере 3.2., то есть для истца определены вредные условия труда 2 степени, а строкой 040 исследуемой карты специальной оценки условий труда предусмотрено право работника на досрочное назначение страховой пенсии.
Информации о том, что данная карта специальной оценки условий труда была оспорена работодателем, ни стороной ответчика, ни стороной третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, суду предоставлено не было.
Поскольку по результатам специальной оценки условий труда *** от ***, условия труда Кузякина А.С. были признаны вредными, то есть такими, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции, следовательно, на работодателе – ООО «ТимберПром» лежит прямая обязанность по уплате дополнительного тарифа страхового взноса за своего работника Кузякина А.С. в пользу ГУ УПФР в Нижнеилимском районе, что ответчиком сделано не было, вследствие чего, истец был лишен своего гарантированного права на установление ему досрочной страховой пенсии по старости.
Более того, ответчиком дополнительный тариф за период работы истца с 01 июля 2016 года по 30 сентября 2016 года в ООО «ТимберПром» был оплачен в пользу ГУ УПФР, что также доказывает обязанность работодателя – ответчика ООО «ТимберПром» производить указанные отчисления за своего работника в пенсионный орган.
Часть 2 ст. 33.2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает, что для страхователей, то есть для лиц, производящих выплаты физическим лицам, к коим относятся, в том числе, организации, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года – в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), применяются с 01 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - страховой пенсии), в том числе в 2015 году и в последующие годы – 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное и медицинское страхование с 01 января 2017 года был введен в действие новый раздел XI «Страховые взносы в Российской Федерации», содержащий Главу 34, которой были установлены элементы страховых взносов и предусмотрен порядок их уплаты.
Пункт 1 части 1 ст. 419 НК РФ предусматривает, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Согласно ч. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Статья 5 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете предусматривает, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд, учитывая все обстоятельства, установленные в процессе рассмотрения данного гражданского дела, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
В соответствии ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 61.1 БК РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в том числе, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Учитывая, что в соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.9 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то ко взысканию с ответчика подлежит госпошлина в силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме *** рублей по требованию неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах Кузякина Александра Сергеевича к Обществу с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром», конкурсному управляющему Общества с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром» Перетятько Кириллу Валерьевичу о наложении обязанности оплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предоставления сведений персонифицированного учета – удовлетворить.
Обязать Общество с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром» уплатить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области в порядке, предусмотренном главой 34 Налогового кодекса РФ, дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6% на имя Кузякина Александра Сергеевича за период его работы с 02 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 16 ноября 2015 года по 30 июня 2016 года, с 01 октября 2016 года по 30 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления ООО «ТимберПром» в связи с осуществлением трудовых функций непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Обязать Общество с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром» предоставить в ГУ – УПФР в Нижнеилимском района сведения обязательного персонифицированного учета о работе Кузякина Александра Сергеевича за периоды его работы с 02 октября 2015 года по 09 ноября 2015 года, с 16 ноября 2015 года по 30 июня 2016 года, с 01 октября 2016 года по 30 декабря 2016 года в должности *** Автотранспортного управления ООО «ТимберПром» в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Взыскать с Общества с Ограниченной Ответственностью «ТимберПром» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 21 мая 2019 года.
Председательствующий М.А. Перфилова