А79-7099/2007
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-7099/2007
15 октября 2007 года
Арбитражный суд в составе:
судьи Лазаревой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лазаревой Т.Ю.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск Чувашской Республике
к индивидуальному предпринимателю Титовой Валентине Александровне
о взыскании 617.00 руб.
при участии:
от заявителя - руководитель юридической группы Иванова В.И. по доверенности от 15.06.2007 № 03-19/1433,
от предпринимателя - не было,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск Чувашской Республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Титовой Валентины Александровны финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в размере 617 руб.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив, что проведенной Управлением ПФР в г. Новочебоксарск проверкой своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлено, что предпринимателем указанные сведения за 2003, 2004, 2005, 2006 года представлены несвоевременно. При сроке представления не позднее 01.03.2004 г., 01.03.2005 г., 01.03.2006 г., 01.03.2007 г. сведения были представлены 25.07.2007 г.
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате за 2003 год составила 1 800 руб., за 2004 год - 1 800 руб., за 2005 год - 1 368 руб., за 2006 год - 1 200 руб.
По результатам проверки составлен акт от 25.07.2007 г. № 553 и вынесено решение от 08.08.2007 г. № 329. Требованием № 329 индивидуальному предпринимателю было предложено уплатить штраф в размере 617 руб. в срок до 24 августа 2007 года, однако требование предпринимателем в добровольном порядке не исполнено. Штраф в сумме 617 руб. предпринимателем не уплачен, в связи с чем, заявитель просит взыскать его в судебном порядке.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился, своего представителя не направил, возражения относительно заявленных требований не представил.
Почтовое уведомление свидетельствует о получении предпринимателем определения суда о назначении судебного заседания.
В соответствии со статьями 123, 156, 215 Арбитражного кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие предпринимателя.
Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Титова Валентина Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.10.1998 года, о чем в Единый государственный реестр предпринимателей Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики 17.12.2004 года внесена соответствующая запись.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений за 2003-2006 года, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в ходе которой установлено, что предприниматель указанные сведения в срок не позднее 01.03.2004 г., 01.03.2005 г., 01.03.2006 г., 01.03.2007 г. в орган Пенсионного фонда не представил. Фактически сведения представлены предпринимателем 25.07.2007 г.
Результаты проверки оформлены актом от 25.07.2007 г. № 553. На основании данного акта вынесено решение от 08.08.2007 г. № 329 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 617 руб.
Требованием № 329 индивидуальному предпринимателю предложено добровольно уплатить штраф в размере 617 руб. в срок до 24.08.2007 г. В связи с неуплатой предпринимателем суммы штрафа в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск обратилось в суд с данным заявлением.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.
Из вышеуказанного следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальный орган сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ежегодно до 1 марта. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 2 Инструкции).
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что индивидуальный предприниматель Титова В.А., самостоятельно уплачивающая страховые взносы, своевременно не представила в орган Пенсионного фонда Российской Федерации относительно себя сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2003, 2004, 2005, 2006 года.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Так, согласно части 3 статьи 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, размер взыскиваемого штрафа напрямую зависит от размера подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Пункт 3 данной статьи устанавливает, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.
Вместе с тем в определении от 12.04.2005 N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Поскольку индивидуальный предприниматель Титова В.А. родилась 20.12.1960 г., на неё в силу вышеназванного положения не может быть возложена обязанность уплачивать в 2005 году страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Отсутствие обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, соответственно, не предполагает начисление штрафа на указанную часть.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Согласно статье 79 названного Федерального конституционного закона определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами данной категории споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.
Таким образом, требование о взыскании штрафа за 2005 год в сумме 17 руб., начисленного на накопительную часть трудовой пенсии, подлежит отказу.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Законом, в том числе по их учетным данным.
В силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов включены в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, названные правоотношения должны регулироваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение", определяющими, в том числе, срок давности привлечения к ответственности.
В соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2004 N 9-П течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержаться ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта - с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки своевременности представления индивидуальных сведений органом Пенсионного фонда составлен акт проверки № 553 от 25 июля 2007 года которым установлен факт несвоевременности представления предпринимателем сведений за 2003-2006 года. Решением № 329 от 08.08.2007 г. предприниматель привлечен к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Учитывая положения статьи 113 Налогового кодекса РФ срок давности привлечения к ответственности за несвоевременное представление сведений за 2003 год начинает исчисляться с 01 марта 2004 года - срока представления сведений за 2003 года и истекает 01 марта 2007 года, тем самым на момент составления акта проверки 25.07.2007 года срок давности истек.
Следовательно, привлечение предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 180 руб. за несвоевременное представление сведений за 2003 год необходимых для целей персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования является не правомерным.
Требование в части взыскания штрафа в сумме 420 руб. подлежит удовлетворению, как подтвержденное материалами дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на предпринимателя Титову В.А. пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Титовой Валентины Александровны, 20.12.1960 года рождения, уроженки д. Нижнее Буяново Шемуршинского района Чувашской АССР, проживающей в г. Новочебоксарск, ул. Строителей, 56-36, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Новчебоксарска Чувашской Республики 06.10.1998 г. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Новочебоксарск штраф в сумме 420 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Титовой Валентины Александровны, 20.12.1960 года рождения, уроженки д. Нижнее Буяново Шемуршинского района Чувашской АССР, проживающей в г. Новочебоксарск, ул. Строителей, 56-36, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г. Новчебоксарска Чувашской Республики 06.10.1998 г. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 340 руб. 36 коп.
Уплату государственной пошлины Титовой Валентине Александровне произвести в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины представить в суд. При непредставлении документов, выдать исполнительный лист.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
СудьяТ.Ю. Лазарева