34RS0002-01-2019-008012-84
Дело №2а-6041/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» декабря 2019 года г.Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Серухиной А.В.
При секретаре Куроян М.А.
С участием помощника судьи Лахметкиной Н.С.,
С участием: старшего помощника прокурора <адрес> ФИО6,
представителя заинтересованного лица ГБУЗ «ВОКНД»- ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес>, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении запретов и ограничений к водительской деятельности, в ходе которой установлено, что ФИО2 состоит на наркологическом учете у врача психиатра-нарколога в ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» с диагнозом: «Синдром зависимости от алкоголя, вторая стадия зависимости». Вместе с тем, при наличии указанного заболевания, вызванного употреблением психоактивных веществ, в нарушение Перечня медицинский психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № от 28 апреля 1993 года, административный ответчик имеет водительское удостоверение № категории В, В1,С С1, выданное ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Обладание административным ответчиком водительским удостоверением нарушает права и законные интересы участников дорожного движения, предусмотренные ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В связи с чем, прокурор <адрес> просил прекратить действие водительского удостоверения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серия/номер водительского удостоверения № категории В, В1,С С1, выданное ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение на право управления транспортными средствами № категории В, В1,С С1, выданное ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и на основании ч. 2 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО6 административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о рассмотрении административного дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<адрес> клинический наркологический диспансер» -ФИО7 в судебном заседании полагался на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно абз. 4, 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Статьей 8 «Конвенции о дорожном движении» (заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу абз. 9 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно с ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604.
В пункте 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством указано такое противопоказание, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19). Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377, противопоказанием для водителей авто-, мототранспортных средств, является наличие заболевания алкоголизм, допуск к вождению в этом случае возможен только при стойкой ремиссии.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (Приложение N 2).
Согласно пункту 2 утвержденного Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В силу пункта 7 названного выше Порядка диспансерного наблюдения осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
Согласно пунктам 11, 12 Порядка диспансерного наблюдения решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации, при этом решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в частности, в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости", в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из этих учреждений медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
Управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к данному виду деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
При разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц противопоказаний к управлению и наличие состояния стойкой ремиссии.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано водительское удостоверение № категории В, В1,С С1, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 состоит на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер" с диагнозом "Синдром зависимости от алкоголя, 2 стадия зависимости» (шифр F10.242»).
Наличие диагноза «Синдром зависимости от алкоголя, 2 стадия зависимости», свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии у ФИО2 синдрома зависимости от алкоголя или наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления), в материалах дела не имеется и со стороны административного ответчика не представлено.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО2 не освобожден об обязанности доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих возражений, при этом ответчик вправе распоряжаться процессуальными правами по своему усмотрению.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющейся у него зависимости от алкоголя являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Таким образом, суд с учетом наличия у ФИО2 медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем считает необходимым прекратить действие права на управление транспортными средствами категории «В, В1,С С1», приобретенное на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, и обязать административного ответчика сдать водительское удостоверение в ОГИБДД УМВД России по <адрес> в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из того, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика ФИО2 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом статьи 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.
В соответствии с ч.2 ст.188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Особых обстоятельств того, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, создаст угрозу жизни и здоровья участником дорожного движения, при отсутствии представленных административным истцом доказательств того, что ФИО2 использует транспортные средства, в настоящем деле не представлено, в связи с чем заявленное прокурором ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>А, <адрес>, на управление транспортными средствами категории «В, В1, С С1», приобретенное на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ФИО2 сдать водительское удостоверение № в ОГИБДД УМВД России по <адрес> в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано через Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Серухина