№ 2а-1297/2019
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2019 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Колбаевой Ф.А.,
при секретаре Кравцовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Валяева Петра Николаевича к административным ответчикам Управлению муниципального имущества администрации МО «<адрес>», администрации МО «<адрес>» о признании распоряжения незаконным, обязании рассмотреть вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Валяев П.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению муниципального имущества администрации МО «<адрес>», администрации МО «<адрес>» о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности рассмотреть вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
В обоснование административного иска Валяев П.Н. указал, что является собственником 1/4 доли жилого дома по <адрес>.
Административный истец также является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> по <адрес>, разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка
Собственники жилого дома и земельного участка обратились в администрацию города с заявлением о об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земельного участка. К заявлению приложили схему расположения земельного участка, согласно которой в результате перераспределения предполагается образование земельного участка площадью 725 кв.м. путем присоединения к принадлежащему им участку территории площадью 114 кв.м. из земель муниципальной собственности.
Распоряжением администрации МО «<адрес>» от <дата> за <номер> «Об отказе Уховой З.И.,Бессудному О.ВВ, Валяеву П.Н.,Шишхановой Е.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номеров <номер> по <адрес>» заявителю в заключении соглашения о перераспределении земельного участка отказано, направлен соответствующий ответ, со ссылкой на то, что схема расположения земельного участка подготовлена без учета сведений о местоположении земельного участка с кадастровым номером <номер>. А также ввиду перераспределения земельного участка, ограниченного в обороте, расположения земельного участка на землях общего пользования, не подлежащих приватизации, расположения земельного участка в границах автомобильной дороги местного значения(<адрес>).
Административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку администрацией города не представлено доказательств наличия предусмотренных ЗК РФ оснований для отказа в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка. Кроме того, территория площадью 114 кв.м., которую заявители просили присоединить к принадлежащему земельному участку в результате перераспределения, расположена между земельным участком с кадастровым номером <номер> (принадлежащим истцу) и земельным участком с кадастровым номером <номер> и не может являться территорией общего пользования. Участок, испрашиваемый истцом в порядке перераспределения площадью 114 кв.м.м не находится в границах автомобильной дороги местного значения (<адрес>),поскольку его граница в точках н13-н17 параллельна границам смежных земельных участков. Таким образом ссылка ответчика в распоряжении на принадлежность образуемого участка к территории общего пользования является необоснованной. Вместе с этим, ответчик не учел, что решением Исполнительного <адрес> Совета народных депутатов от <дата> согласована прирезка 155 кв.м. за счет пустыря к домовладению по <адрес>,с учетом прилегающего домовладения Валяева П.Н. Оснований для отказа в соглашении о перераспределении земельных участков не имеется, чьи-либо права и законные интересы перераспределением нарушаться не будут.
В судебное заседание административный истец не явился, поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, требования поддерживает.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, поступили письменные возражения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, о причинах неявки суду не сообщили. На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными.
В соответствии со ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации :
1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.39.29 Земельного кодекса российской Федерации :
1. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
4. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
5. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
8. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
8.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)
9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
11. Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
12. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
13. В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
14. Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Валяев П.Н.,Ухова З.И.,Бессуднов О.В.,Шишханова Е.Н. являются собственниками по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок площадью 611 кв.м. с кадастровым номером <номер> по <адрес>, разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка
Собственники жилого дома и земельного участка обратились в администрацию города с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земельного участка. К заявлению приложили схему расположения земельного участка, согласно которой в результате перераспределения предполагается образование земельного участка площадью 725 кв.м. путем присоединения к принадлежащему им участку территории площадью 114 кв.м. из земель муниципальной собственности и другие документы, предусмотренные Земельным кодексом РФ, о чем свидетельствует опись, приобщенная к административному иску.
Основанием для перераспределения земельного участка указано-устранение вклинивания пустыря и изломанности границ, что предусмотрено пп.2.п.1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.
Распоряжением администрации МО «<адрес>» от <дата> за <номер> «Об отказе Уховой З.И.,Бессудному О.ВВ, Валяеву П.Н.,Шишхановой Е.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номеров <номер> по <адрес>» заявителю в заключении соглашения о перераспределении земельного участка отказано, направлен соответствующий ответ, со ссылкой на то, что схема расположения земельного участка подготовлена без учета сведений о местоположении земельного участка с кадастровым номером <номер> А также ввиду перераспределения земельного участка, ограниченного в обороте, расположения земельного участка на землях общего пользования, не подлежащих приватизации, расположения земельного участка в границах автомобильной дороги местного значения(<адрес>).
Рассматривая дело по существу, суд приходит к убеждению, что истцом указано основания для заключения соглашения о перераспределении земельного участка, что подтверждается представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Вместе с тем, отказывая в перераспределении земельного участка, ответчиком не указаны основания для отказа, предусмотренные ст.39.29 Земельного Кодекса РФ,тогда как согласно материалам дела, заявитель приложил к заявлению перечень документов, указанных в п..3 ст.39.29 ЗК РОФ.
Указанное обстоятельство, по убеждению суда, является основанием для признания распоряжения за <номер> незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.2, п. 1 и п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Из правового смысла п. 1 и п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ в их взаимосвязи следует, что перераспределение земельного участка допускается в целях приведения границ земельного участка в соответствии с требованиями закона и градостроительными нормативами, а также для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.
Указанные основания в рассматриваемом случае имеют место, поскольку проект межевания территории, в соответствии с которым необходимо привести в соответствие границы земельного участка с кадастровым номером и испрашиваемого земельного участка, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы, присутствуют.
В силу вышеизложенного, суд соглашается с доводами истца о том, что отказ администрации в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является незаконным, необоснованным, не мотивированным.
Доводы административного ответчика, изложенные в возражениях, не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые могли бы опровергнуть доводы истца. Указанные доводы направлены на неправильное толкование норм материального права и на переоценку доказательств об обстоятельствах дела, а потому не могут служить основанием к отказу в удовлетворении требований истца.
Суд, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств, с учетом того, что ответчиком указаны в возражениях доводы, касающиеся отсутствия возможности перераспределения рассматриваемого земельного участка, которые не указаны в качестве основания оспариваемого отказа, суд приходит к выводу, что обязание ответчиков повторно рассмотреть заявление о перераспределении спорного земельного участка является надлежащим способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Административные исковые требования Валяева Петра Николаевича к административным ответчикам : Управлению муниципального имущества администрации МО «<адрес>», администрации МО «<адрес>» о признании распоряжения незаконным, обязании рассмотреть вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельного участка-удовлетворить.
Признать распоряжение Управления муниципального имуществ администрации муниципального образования «<адрес>» от <дата> за <номер> «Об отказе Уховой З.И.,Бессудному О.В.,Валяеву П.н.,Шишхановой Е.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>» -незаконным.
Обязать Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «<адрес>» повторно рассмотреть вопрос о заклю.чении с Уховой З.И.,Бессудновым О.В.,Валяевым П.Н.,Шишхановой Е.Н. соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <номер> по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение.
Судья Ф.А. Колбаева
Решение в окончательной форме принято 07 мая 2019 года.
Судья Ф.А.Колбаева