Решение по делу № 2а-1313/2019 от 23.07.2019

Дело № 2а-1313/2019

12RS 0001-01-2019-001827-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Волжск 14 ноября 2019 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Дьячковой Ю.М., рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова О. И. к администрации Волжского муниципального района, главе администрации Волжского муниципального района Ильиной Т.А. о признании незаконным и отмене решения об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка, обязании провести процедуру утверждения предоставленной схемы в соответствии с порядком, установленном Земельным кодексом Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов О.И. обратился с административным иском в суд к администрации Волжского муниципального района, главе администрации Волжского муниципального района РМЭ Ильиной Т.А., в котором просил суд признать незаконным и отменить решение руководителя администрации Волжского муниципального района об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале , выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Волжского муниципального района, Главу Администрации Волжского муниципального района Ильину Т.А. провести процедуру утверждения предоставленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 600кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Помарское сельское поселение, кадастровый квартал , категория земель: земли с/х назначения, разрешенное использование: для садоводства в соответствии с его приложенной схемой, в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом Российской Федерации.

Административным истцом в административном исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) истец обратился в администрацию Волжского муниципального района к Главе администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале , целевое использование садоводство. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Волжского муниципального района, за подписью Главы администрации Волжского муниципального района Ильиной Т.А. сообщила ему об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для садоводства по причине того, что территория острова является водоохранной зоной реки Волга и в соответствии с п.п.3, п.16 ст. ст.11, 10 ЗК РФ заявление не может быть удовлетворено, т.к. схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Административный истец считает данный отказ незаконным. Истец, при подготовке предоставленной на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории руководствовался непосредственно п.4 ст.11.10 ЗК РФ. Считает неуместной ссылку ответчиков на ст.65 ВК РФ, поскольку ограничения, указанные в п.15 данной нормы, не запрещают ведения садоводства в пределах водоохранной зоны; ведение садоводства в водоохранной зоне допускается при соблюдении ограничений и несении дополнительных обязанностей, указанных в п.п.16.1. п.16 указанной статьи. Отказе не мотивирован и не обоснован на основании норм закона.

В судебном заседании административный истец Кузнецов О.И., его представитель Бейлин М.О. полностью поддержали исковые требования и суду пояснили соответствующее вышеизложенному, дополнив тем, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Дополнили, что в связи с тем, что в отказе не приведено какого-либо обоснования для вывода о том, что схема расположения земельного участка, предоставленная с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, разработана кадастровым инженером с нарушением требований закона, в отказе не содержится указаний на конкретные недостатки вновь образуемого земельного участка, препятствующие рациональному использованию и охране земель. В письме не приведены конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в результате утверждения схемы размещения земельного участка его использование в соответствии с видом разрешенного использования будет невозможно. Образование спорного земельного участка в испрашиваемой конфигурации, позволяет исключить вкрапливание и чересполосицу границ, направлено на рациональное использование земельных участков в указанной местности. Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в водоохранной зоне означает, что на него распространяются особые условия использования территории, а не является основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка для рассмотрения вопроса о предоставлении ему запрашиваемого земельного участка.

Представитель административного ответчика Щукина Т.В. в судебном заседании административный иск не признала, поддержала позицию письменного отзыва, суду пояснила, что согласно публичной кадастровой карте испрашиваемый земельный участок находится на территории водных объектов и не подпадает под садоводство. Сведений о том, что земельный участок находится в землях сельскохозяйственного назначения в установленном законом порядке, не имеется. Наличие нахождения в данном кадастровом квартале земельных участков с категорией земель : «земли сельскохозяйственного назначения» доказательством не могут быть, так как в отношении данных земельных участков имеются судебные решения о незаконном выделении данных земельных участков.

Глава администрации Волжского муниципального района Ильина Т.А. и представитель администрации Помарского поселения о времени и месте судебного заседания извещены надлежащее, однако в судебное заседание не явились.

В предыдущем судебном заседании представитель администрации Помарского поселения – глава администрации Калабашкин А.В. суду показал, что поселением планируется включение данных земель в границы Помарского поселения, в Генеральный план поселения, определение категории данных земель и предоставления их для использования.

Допрошенный в качестве специалиста Иванов В.В. – сотрудник АО «Марийскгражданпроект» - БТПИ суду показал, что по своей сути указанный административным истцом земельный участок является объектом суши, окруженным водным объектом, и относится исходя из того, что находится на территории сельского поселения к землям сельскохозяйственного назначения. По его сведениям Помарское сельское поселение обращалось в «Марийскгражданпроект» для внесения изменений в Генеральный план поселения с указанием, что данный квартал относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив специалиста, обозрев Генеральный план МО «Помарское сельское поселение», изучив Правила землепользования и застройки МО «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно заявления Кузнецова О.И. поступившего ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Волжского муниципального района Кузнецов О.И. просит утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование садоводство.

Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в кадастровом , площадь 600 кв.м., <адрес>

Обжалуемым ответом от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Волжского муниципального района Ильина Т.А. сообщила, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для садоводства по причине того, что испрашиваемый земельный участок входит в границу водохранной зоны реки Волга, на территории которой вводится специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса Российской Федерации)

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка содержится в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Так, согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.(п.7)

Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13). Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15).

Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирован порядок предварительного согласования предоставления земельного участка. Так, согласно подпункту 2 пункта 2 данной статьи к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (пункт 20 статьи 39.16 Земельного кодекса); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель. ( пункт 21 ст.39.16 ЗК РФ)

Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в органы регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

В свою очередь из исследуемых в судебном заседании доказательств суд не установил отнесение испрашиваемого земельного участка к определенной категории земель, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения и установлении вида разрешенного использования, в частности садоводство.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что предусмотрено п.2 ст.11.10 ЗК РФ.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Помарское сельское поселение» данный остров, на котором предполагал истец образовать земельный участок, не отнесен к определенной категории земель, установленных ст.7 ЗК РФ, в том числе не вошел в зону «СХ-1» - земли сельскохозяйственного назначения поселения, в отношении него не установлен вид разрешенного использования.

Из пояснений администрации Помарского сельского поселения следует, что только планируется включить данный земельный участок в Генеральный план Помарского сельского поселения с определением категории «земли сельскохозяйственного назначения» для ведения садоводства и дальнейшего предоставления земель в установленном законом порядке.

Однако, планирование включения данных земель в земли сельскохозяйственного назначения не может служить основанием для удовлетворения требований административного истца, так как в настоящее время, Генеральным планом МО «Помарское сельское поселение» категория земли, в котором административным истцом испрашивается земельный участок, не определена.

Допрошенный в качестве специалиста Иванов В.В. суду показал, что ему известно, что поселением планировались изменения в Генеральный план в части кадастрового квартала, в котором истец испрашивает земельный участок.

В материалы дела предоставлено письмо главы администрации Помарского сельского поселения от 04.07.2013г., которым администрация Помарского сельского поселения просит внести изменения в Генеральный план МО «Помарское сельское поселение» в п.10 просит указать зону для садоводства в северо-восточной части кадастрового квартала , площадью 40000кв.м.

Имеется письмо ОАО «Марийскгржданпроект-БТПИ» от ДД.ММ.ГГГГ за от ДД.ММ.ГГГГ о том, что земельный участок с кадастровым номером относится к Территории Помарского сельского поселения, категория земель -СХ (сельхозначение).

Однако, в установленном законом порядке в Генеральный план МО «Помарское сельское поселение» с 2012 года изменения не вносились, что также нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Как следует из положений статей 24 и 28 ГрК РФ проект генерального плана, в том числе по внесению в него изменений, подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, которые проводятся с участием жителей поселений, городских округов в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (часть 12 статьи 24 ГрК РФ).

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Управление Росреестра в лице Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговским районам Управления Росреестра по РМЭ сообщили суду, что предоставить информацию о нормативно-правовых документах, определяющих категорию земель, расположенных в кадастровом квартале 12:15:8901002 не представляется возможным. Сведения о наличии зарегистрированных земельных участков в данном кадастровом квартале с указанием назначения земель: «земли сельскохозяйственного назначения», не могут служить основанием для принятия судом возможности отнесения категории всего квартала к категории земель: сельскохозяйственного назначения.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.

Поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, в числе которых установлено требование о том, что образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами, администрация Волжского муниципального района и глава администрации волжского муниципального района обоснованно и на законных основаниях отказала Кузнецову О.И. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале 12:15:8901002.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Отказать Кузнецову О. И. в удовлетворении исковых требований к администрации Волжского муниципального района, главе администрации Волжского муниципального района Ильиной Т.А. о признании незаконным и отмене решение руководителя администрации Волжского муниципального района об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 600 кв.м. в кадастровом квартале , выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ и обязании провести процедуру утверждения предоставленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 600кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал , категория земель: земли с/х назначения, разрешенное использование: для садоводства в соответствии с его приложенной схемой, в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд РМЭ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Емельянова Е.Б.

Решение в окончательно форме

составлено 19 ноября 2019 года

2а-1313/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов Олег Иванович
Ответчики
Глава администрации Волжского муниципального района Ильина Татьяна Александровна
Администрация Волжского муниципального района
Другие
Администрация МО Помарского сельского поселения
Суд
Волжский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Емельянова Елена Борисовна
Дело на странице суда
volzhkiy.mari.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
13.11.2019Судебное заседание
18.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее