Решение по делу № 2а-379/2017 от 28.09.2017

Дело № 2а-379/2017

Решение

Именем Российской Федерации

26 октября 2017 года Первомайский районный суд Республики Крым в составе: Председательствующего - судьи Климовой А.М.,

при секретаре Мачихиной Е.О.,

представителя административного истца: помощника прокурора Первомайского района Мамедиева Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское, Первомайского района, Республики Крым, административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о признании бездействия администрации муниципального образования незаконным и понуждении совершить оправленные действия, суд –

установил:

Прокурор Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Администрации Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым незаконным и понуждении совершить оправленные действия - обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым в срок до 01.05.2018 года составить списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации определенных в газете Крым. Вперед» и на официальном сайте в сети "Интернет" на портале Правительства Республики Крым - http://pervmo.rk.gov.ru; провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопроса, указанного в подп.5 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно: об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Прокуратурой Первомайского района в августе 2017 года во исполнение задания прокуратуры Республики Крым и на основании решения и.о. прокурора Первомайского района советника юстиции - Фазылова С.Ш. «О проведении проверки» от 14.08.2017 г. № 92 проведена проверка исполнения Администрацией Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым по вопросам осуществления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В ходе указанной проверки установлено, что согласно Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к компетенции Администрации Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым относятся полномочия по составлению списка невостребованных земельных долей, опубликование данного списка в средствах массовой информации и на своем официальном сайте, так же обязанность представление списка невостребованных земельных долей на утверждение - общему собранию участников долевой собственности. Также установлено, что на территории Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым выявлено 48 невостребованных земельных доли (пая). Администрацией Октябрьского сельского поселения 09 апреля 2016 года опубликован в печатном СМИ «Крым.Вперед» реестр сертификатов граждан, неопределившихся в распоряжении земельных долей (паев), которые отказываются оформлять по различным причинам на территории Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым. 09.09.2016 года проведено общее собрание участников долевой собственности земельных участков, однако, администрацией поселения в нарушение требований ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не составлены окончательные списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, не опубликован список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети "Интернет", не проведены общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ, не обеспечена подготовка проекта межевания земельных участков, не обеспечено проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнительных заявлений и ходатайств суду не предоставил.

Административный ответчик в судебное заседание участие представителя не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, каких либо заявлений, возражений, ходатайств в адрес суда не поступало.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд, давая оценку собранным па деду доказательствам по правилам ст. 84 КАС РФ, как на предмет допустимости, относимости фактических данных, достоверности, достаточности и значения как каждого отдельно взятого доказательства, так и всей собранной по делу их совокупности, пришел к выводу о достаточности доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В соответствии с требованиями ч.3 ст.19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ (в ред. от 02.12.2013г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан :

1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 указанного Федерального закона;

2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вступившей в силу с 1 июля 2011 года, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными».

В соответствии с положениями части 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", вступивший в законную силу 11.08.2014 года, устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли.

Статьей 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК определен порядок постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая).

В соответствии со ст. 14 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015"О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" сообщение о выделении земельного участка (земельных участков) в счет земельной доли (земельных долей), проведении собраний собственников земельных долей и иные сообщения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подлежат опубликованию, в том числе в официальных печатных изданиях, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов городского округа или муниципального района, в границах которого расположен земельный участок, находящийся в собственности владельцев соответствующих земельных долей.

Таким образом, согласно Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к компетенции Администрации Октябрьского сельского поселения Первомайского района РК относится составление списка невостребованных земельных долей, опубликование данного списка в средствах массовой информации и на своем официальном сайте, так же представление списка невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В целях защиты прав неопределённого круга лиц и в соответствии со ст. 39 ч.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд..

В иске указано, что предъявление данного заявления прокурором обусловлено интересами неопределенного круга лиц, чьи конституционные права и законные интересы нарушены в результате незаконного бездействия органов власти.

Статьей 1 КАС РФ определен предмет судебной деятельности по делам административного судопроизводства.

Согласно пункту 2 части 2 статья 1 КАС РФ в порядке, предусмотренным данным Кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Исходя из анализа искового заявления и приведенных в нем правовых норм, разрешение вопроса об обязании Администрации муниципального образования совершить определенные действия подлежит рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должно быть указано требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В данном случае, исходя из буквального толкования заявленного требования, следует, что требование о признании бездействия незаконным заявлялось административным истцом.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

                                                            решил:

Исковые требования прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым о признании бездействия муниципального образования незаконным и понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым выраженное в невыполнении требований Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (в ред. От 28.12.2013г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» незаконным.

Обязать Администрацию Октябрьского сельского поселения Первомайского района Республики Крым в срок до 01.05.2018 года:

- составить списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации определенных в газете «Крым.Вперед» и на официальном сайте в сети "Интернет" на портале Правительства Республики Крым - http://pervmo.rk.gov.ru;

- провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопроса, указанного в подп.5 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно: об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 26.10.2017 года.

Председательствующий:

2а-379/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Первомайского района
Ответчики
Администрация Октябрьского сельского поселения Первомайского района РК
Суд
Первомайский районный суд Республики Крым
Судья
Климова Анна Михайловна
Дело на странице суда
pervomaiskiy.krm.sudrf.ru
28.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
28.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2017[Адм.] Судебное заседание
26.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее