Дело № 2а-530/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,
при секретаре Севостьянове Р.С.,
с участием прокурора Ильиной Ж.Н.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области в открытом судебном заседании 26 марта 2019 г. путем проведения видеоконференцсвязи административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области об установлении административного надзора в отношении Камышева Александра Григорьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области) обратилось в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском об установлении административного надзора в отношении Камышева Александра Григорьевича, осужденного 16.06.2014 Шадринским районным судом Курганской области по ч. 1 ст. 297 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ на срок 6 лет 1 месяц лишения свободы. Начало срока 05.04.2013. Осужденный освобождается 04.05.2019 по отбытию срока наказания. Убывает по адресу: <адрес>. Камышев А.Г. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, в связи с чем, согласно ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просят установить в отношении него следующих административных ограничений на срок 6 лет: обязать являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 3 раза в месяц; запретить выезжать за пределы избранного места жительства или пребывания без разрешения органа внутренних дел; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 6.00 часов.
В судебном заседании представитель административного истца Эржанов Н.К., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями об установлении административного надзора не согласился, полагая отсутствие оснований для этого, поскольку в настоящее время у него отсутствует опасный рецидив преступлений, т.к. судимости, в связи с которыми у него был установлен опасный рецидив преступлений на момент осуждения, в настоящее время являются погашенными. Кроме того устанавливаемые административные ограничения являются ограничениями его прав и свобод, которые совпадают с уголовным наказанием, фактически являются копией ст. 53 УК РФ. Конституцией Российской Федерации и УК РФ установлен запрет на осуждение за одно и то же преступление повторно. При таких обстоятельствах полагает, что установление административного надзора будет нарушать его права. Кроме того, он планирует трудоустроиться по прежнему месту работы, где ненормированный график и установление административных ограничений будет также препятствовать ему в исполнении трудовых функций. Просит отказать в удовлетворении административного иска.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что приговором Шадринского районного суда Курганской области от 06.02.2014 Камышев Александр Григорьевич признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ, ему назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В качестве отягчающего наказание обстоятельства суд признал опасный рецидив преступлений.
Так же, приговором Шадринского районного суда Курганской области от 16.06.2014 Камышев А.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 297 УК РФ, с применением ч. 5 ст. 69 и ч. 1 ст. 71 УК РФ ему назначено окончательное наказание в виде 6 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Осужденный освобождается по отбытию срока наказания 04.05.2019.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон «Об административном надзоре»), административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
При этом, согласно ч. 2 этой же статьи, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из приведенных положений закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при опасном рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы.
Учитывая, что Камышев А.Г. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, совершенного им при опасном рецидиве преступлений, над ним необходимо установить административный надзор.
Доводы Камышева А.Г. о том, что административный надзор является фактически повторным наказанием за преступление, за которое он уже отбывает наказание, суд находит необоснованными.
Как указал Конституционный Суд РФ в своих определениях от 22.11.2012 N 2064-О, от 22 марта 2012 года N 597-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК РФ). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
При таких обстоятельствах, в отношении Камышева А.Г. должен быть установлен административный надзор.В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок погашения судимости в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, к которым относится преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 162 УК РФ, составлял на момент его совершения 6 лет после отбытия наказания (ч. 4 ст. 15, п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
Согласно разъяснениям, данным в п. 25 данного Постановления, при определении продолжительности срока административного надзора в годах, месяцах, днях совершеннолетнему лицу, имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, следует иметь в виду, что период, истекший после отбытия наказания указанным лицом до установления административного надзора, не включается в установленный судом срок административного надзора (пункт 3 части 1, часть 2 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 5 Закона).
Таким образом, необходимо установить в отношении Камышева Александра Григорьевича административный надзор на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, т.е. 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В силу ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 вышеназванного Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно правовым рекомендациям, содержащимся в п. 22 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года № 15, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
При установлении административных ограничений суд учитывает следующее.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного Камышева А.Г. за время пребывания в исправительном учреждении на него было наложено 29 взысканий, которые в установленном законом порядке погашены; поощрений не имеет.
Камышев А.Г. характеризуется администрацией исправительного учреждения следующим образом: 29.09.2014 прибыл для отбывания меры уголовного наказания в ФКУ ИК-6, вину в совершенном преступлении по приговору суда признал частично, в содеянном не раскаивается, не осуждает свое преступное поведение. За допущенные нарушения установленного порядка отбывания наказания имел 29 взысканий, поощрений не имеет, в общественной жизни колонии участия не принимает. Мероприятия воспитательного и режимного характера не посещает, из проводимых бесед положительные выводы не делает. Работать не желает, мер к трудоустройству не принимает. В коллективе осужденных уживчив, неконфликтен. По характеру спокойный, общительный. В обращении к администрации грубости не проявляет. Социально-полезные связи с родными и близкими поддерживает путем переписки.
Исходя из характера и обстоятельств совершенного Камышевым А.Г. преступления, учитывая его поведение в период отбывания наказания, его личность, суд считает необходимым установить в отношении него административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц.
Учитывая обстоятельства совершенного Камышевым А.Г. преступления (в ночное время), данные о личности осужденного, ему также необходимо назначить административное ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 6.00 часов, за исключением случаев, связанных с работой и трудоустройством.
Для установления других административных ограничений, суд оснований не находит.
Срок административного надзора исчислять в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона об административном надзоре – со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному Камышевым А.Г. месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного заявленные ФКУ ИК-6 УФСИН России по Курганской области требования подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области об установлении административного надзора над Камышевым Александром Григорьевичем удовлетворить частично.
Установить Камышеву Александру Григорьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор на срок 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Камышеву Александру Григорьевичу административные ограничения:
- обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 6.00 часов, за исключением случаев, связанных с работой и трудоустройством.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Камышева Александра Григорьевича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административный надзор осуществлять органу внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Камышева Александра Григорьевича.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения, путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья Т.В. Тренихина