дело У
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2017 года Х
Октябрьский районный суд Х в составе:
председательствующего судьи Харитонова А.С.
с участием помощника прокурора Х А4,
при секретаре А5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента градостроительства администрации Х к А2 и ее несовершеннолетним детям А1 и А3 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства администрации Х обратился с иском к А2 и ее несовершеннолетним детям А1 и А3 об изъятии путем выкупа принадлежащего А2 жилого помещения, расположенного по адресу: Х, с определением размера возмещения в сумме 3943217 рублей; прекращении право собственности А2 на жилое помещение, расположенное по адресу: Х; выселении и снятии с регистрационного учета А2, А1 и А3 из жилого помещения, расположенного по адресу: Х; признать право собственности за муниципальным образованием Х на жилое помещение расположенное по адресу: Х. Требования мотивируя тем, что А2 является собственником Х. В указанной квартире проживают и состоят на регистрационном учете А2 и ее несовершеннолетние дети А1 и А3 Согласно заключения межведомственной комиссии от 00.00.0000 года У, указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу по причине ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями, приведшее к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Указанный многоквартирный дом, внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Х». В соответствии с распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года У-арх «Об изъятии земельного участка в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» и постановлением администрации Х от 00.00.0000 года У «Об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу», земельный участок на котором расположен дом, а также жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, в том числе и Х, изъяты для муниципальных нужд. Согласно ст. 32 ЖК РФ А2, как собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, 00.00.0000 года направлено требование о сносе дома, однако, поскольку в срок, обозначенный в требовании дом не был снесен, его снос признан муниципальной нуждой. 00.00.0000 года, 00.00.0000 года и 00.00.0000 года в адрес ответчика А2 истцом были направлены уведомления о принятии решений об изъятии земельного участка и жилого помещения, однако, достичь соглашения с А2 об условиях и порядке изъятия спорной квартиры не удалось. Стоимость принадлежащего ответчику жилого помещения (квартиры), определенной с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также стоимости убытков, связанных с предстоящим изъятием жилого дома для муниципальных нужд, специалистами ГПКК «Красноярский Технический Центр» была оценена в сумме 3943217 рублей. Однако ответчик с указанным размером возмещения не согласилась, в связи с чем, стороны истца вынуждена была обратиться в суд, по изложенным основаниям просят требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Департамента градостроительства администрации Х, третьего лица МКУ Х «Управление капитального строительства» - А6 (действующая на основании доверенностей от 00.00.0000 года и 00.00.0000 года) на удовлетворении исковых требований настаивала, при определении суммы возмещения просила руководствоваться оценкой, проведенной ГПКК «Красноярский Технический Центр», а не результатами судебной экспертизы, т.к. судебная экспертиза не соответствует требованиям действующего законодательства, а выкупная стоимость завышена.
В судебное заседание ответчик А2, а также А1, А3 в лице законного представителя А2, представитель А2 – А7 не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены судом заблаговременно и надлежащим образом. От представителя ответчика А2 – А7 представлено письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, указанием на то, что в указанную дату представитель будет отсутствовать в Х, кроме того, учитывая участие по делу несовершеннолетних детей, необходимо привлечь к участию в деле в качестве третьего лица отдел опеки и попечительства. От А2 каких-либо ходатайств не поступало.
В судебное заседание представители третьих лиц Администрации Х, ООО КУЖФ «Северо-Западная», не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, возражавших против отложения судебного заседания, полагает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства представителю стороны ответчика об отложении судебного заседания, поскольку уважительности причин неявки представителя стороны ответчика не представлено, а само указание о невозможности явиться в судебное заседание, ввиду отсутствия в Х, ничем объективно не подтверждено. Кроме того, сторона ответчика А2 извещенная надлежащим образом, уважительности неявки в судебное заседание не представила, в связи с чем, не лишена была возможности самостоятельного участия в судебном заседании и представлении как своих интересов, так и несовершеннолетних детей в судебном заседании. Таким образом, предусмотренных законом оснований для отложения дела, стороной ответчика не представлено.
Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, заключение помощника прокурора Х А4, полагавшего требования о выкупе недвижимого имущества, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета, выселении, признании права собственности на недвижимое имущество подлежащими удовлетворению и определению выкупной цены объектов недвижимости исходя из выводов судебной экспертизы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п.1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
На основании ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством объектов федерального, регионального или местного значения, в том числе автомобильных дорог; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии со ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 настоящего Кодекса (п. 1). Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2). Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3).
Согласно п.3 ст. 279 ГК РФ собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Согласно ч. 5 ст. 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (п. 1). При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (п. 2). Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3.2 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2)
В соответствии со статьей 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (п. 1). Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством (п. 2). Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3). Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (п. 4). Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (п. 5). Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (п. 6). При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п. 7).
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
При определении выкупной цены жилого помещения, установленной ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 00.00.0000 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Жилое помещение может быть изъято только на возмездной основе. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения подлежит учету стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном жилом доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом.
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 года N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
Согласно п. 1 данных Правил убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.
Согласно п. 7 указанных Правил предусмотрено, что при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, собственником жилого помещения – Х, расположенной по адресу: Х является А2 на основании договора купли-продажи квартиры от 00.00.0000 года, зарегистрированного в установленном законом порядке. Согласно представленной выписке из домовой книги, ответчик А2, а также члены ее семьи (несовершеннолетние дочь и сын) А1 и А3 проживают и состоят на регистрационном учете в Х.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 00.00.0000 года У, указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу по причине ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями, приведшие к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Указанный дом, внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках муниципальной адресной программы: «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Х».
00.00.0000 года Департаментом городского хозяйства администрации Х А2, как собственнику дома (квартиры) было направлено требование за У-гх о сносе данного дома со сроком сноса до 00.00.0000 года, совместно с собственниками других жилых помещений. Поскольку в срок, обозначенный в требовании, дом не был снесен, его снос был признан муниципальной нуждой. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, а также жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, в том числе и Х, были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд, согласно распоряжению администрации Х от 00.00.0000 года У-арх (с учетом изменений, внесенных распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года У-арх) и постановлению администрации города от 00.00.0000 года.
Из вышеуказанного следует, что земельный участок в Х (У) был изъят для муниципальных нужд в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в рамках муниципальной программы «Обеспечение граждан Х жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфрастуктуры» на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утвержденной постановлением администрации города от 00.00.0000 года У.
00.00.0000 года МКУ Х «УКС» в адрес А2 направлено уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, а 00.00.0000 года уведомление об изъятии жилого помещения.
На основании распоряжения администрации Х от 00.00.0000 года У-арх, постановлением администрации Х от 00.00.0000 года У изъяты путем выкупа жилые помещения в многоквартирном доме в Х.
Величина возмещения за изъятие Х в Х согласно представленного стороной истца отчета У-ОЦ/15 от 00.00.0000 года выполненного ГПКК «Красноярский Технический Центр» была определена в размере 3943217 рублей, однако, достичь соглашения с А2 об условиях и порядке изъятия спорной квартиры не удалось, соглашение подписано так и не было.
Решением Центрального районного суда Х от 00.00.0000 года, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хвого суда от 00.00.0000 года, А8 и А2 отказано в удовлетворении исковых требований об оспаривании заключения межведомственной комиссии от 00.00.0000 года о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Х, аварийным и подлежащим сносу; постановления администрации Х от 00.00.0000 года У «Об изъятии жилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу», распоряжения администрации Х от 00.00.0000 года У-арх «Об изъятии земельного участка в целях сноса многоквартирного дома, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу».
Таким образом, вышеуказанный многоквартирный жилой дом в установленном законом порядке был признан аварийным и подлежащим сносу, а предусмотренный законом срок направления собственнику недвижимого имущества решения об изъятии истцом соблюден, однако ответчик, так и не подписала соглашение об изъятии недвижимости со стороной истца, а также не предложила заключить соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд на иных условиях, в связи с чем, сторона истца вынуждена была обратиться в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 20 Постановления от 00.00.0000 года У «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка, в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
В связи с тем, что сторонами спора не достигнуто соглашение о выкупной стоимости изымаемого имущества, Департамент градостроительства администрации Х обратился в суд с требованиями о выкупе недвижимого имущества, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета, выселении, признании права собственности на недвижимое имущество.
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Департамента градостроительства администрации Х об изъятии для муниципальных нужд в муниципальную собственность за муниципальным образованием Х, расположенную по адресу: Х, общей площадью 38,00 кв.м. принадлежащую А2, после возмещения А2 денежной компенсации за изымаемый объект недвижимости, о прекращении права собственности последней на указанный объект недвижимости и о признании муниципальной собственности на него. При этом суд исходит из того, что изъятие обусловлено необходимостью в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, решение об изъятии многоквартирного жилого дома и земельного участка принято компетентным органом, соблюдена предусмотренная ст. 32 ЖК РФ процедура, предшествующая изъятию жилого помещения (квартиры) у собственника.
При определении размера денежной компенсации за изымаемый объект недвижимого имущества, суд приходит к следующим выводам.
В обоснование выкупной цены стороной истца представлен суду отчет У-ОЦ/15 от 00.00.0000 года, составленный ГПКК «Красноярский Технический Центр», согласно которому стоимость выкупной цены двухкомнатной квартиры, общей площадью 38,0 кв.м., по адресу: Х учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также с учетом убытков связанных с изъятием недвижимого имущества составляет 3943217 рублей.
В судебном заседании представителем стороны ответчика оспаривалась оценка представленная стороной истца, указанием о ее несоответствии и явного занижения выкупной цены объекта недвижимости.
С целью определения стоимости изымаемого недвижимого имущества, по ходатайству представителя стороны ответчика А2 действующей за себя и как законный представитель своих несовершеннолетних детей А1, А3 – А7, определением суда от 00.00.0000 года назначена судебная оценочная экспертиза стоимости спорного объекта недвижимого имущества, проведение которой было поручено ООО «Афина Плюс».
Согласно судебному заключению эксперта У от 00.00.0000 года выполненному ООО «Афина Плюс»: рыночная стоимость жилого помещения - квартиры, общей площадью 38,0 кв.м., по адресу: Х учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, составляет 4573000 рублей; стоимость убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества составляет 270000 рублей.
При определении стоимости спорного объекта недвижимого имущества суд считает необходимым руководствоваться проведенным вышеуказанным судебным заключением ООО «Афина плюс», поскольку оно составлено при проведении экспертизы на основании определения Октябрьского районного суда Х от 00.00.0000 года, соответствует положениям Федерального закона от 00.00.0000 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», эксперт был предупреждён об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ и дата составления отчёта более приближена ко дню вынесения решения.
Таким образом, размер денежной компенсации за изымаемый объект недвижимого имущества с учетом убытков причиненных изъятием недвижимого имущества суд определяет в сумме 4843 000 рублей (4573000 + 270000). Доказательств обратного не представлено, ходатайств о проведении иной оценки перед судом не заявлялось.
Ссылка представителя стороны истца в судебном заседании о том, что судебная экспертиза не соответствует требованиям действующего законодательства, а выкупная стоимость завышена, судом не принимается, поскольку ничем объективна не подтверждена, доказательств этому никаких не представлено.
Поскольку принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения, право собственности А2 Х, расположенную по адресу: Х, может быть прекращено после возмещения последней выкупной цены, установленной решением суда.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Возможность принудительного снятия гражданина с регистрационного учета предусмотрена статьей 7 Закона РФ от 00.00.0000 года У "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и пунктом 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 года У. Согласно этим нормам снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда при выселении или признании утратившим право пользования жилым помещением.
Изъятие у ответчика квартиры в жилом многоквартирном доме и выплата соответствующей компенсации является основанием для прекращения у А2 права собственности на принадлежащее ей недвижимое имущество, выселении ответчиков А2, А1, А3 из жилого помещения – Х, расположенной по адресу: Х, в связи с изъятием объекта недвижимости для муниципальных нужд и после выплаты денежной компенсации, признать право собственности муниципального образования Х на спорную квартиру.
В силу ст. 7 Закона РФ от 00.00.0000 года У «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
С учетом изложенного, решение является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по спорному адресу.
Доводы представителя стороны ответчика в представленном ходатайстве о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица отдел опеки и попечительства администрации Х в Х, поскольку по делу в качестве ответчиков указаны несовершеннолетние дети, судом не принимаются,поскольку в соответствии с действующим семейным законодательством (ст. ст. 56, 60, 64 Семейного кодекса РФ) защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В силу части 5 статьи 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Таким образом, действующее законодательство не содержит обязанности суда привлекать к участию в деле при разрешении каких-либо вопросов в отношении несовершеннолетних, орган опеки и попечительства при наличии у ребенка законного представителя. Поскольку законный представитель несовершеннолетних (ответчик) участвует в судебном заседании, в отношении детей родительских прав не лишена, следовательно, оснований для привлечения к участию в деле орган опеки и попечительства, не имеется.
При этом, суд полагает необходимым взыскать со стороны истца Департамента градостроительства администрации Х в соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы за проведение судебной экспертизы в размере 15000 рублей в пользу ООО «Афина Плюс», по ходатайству последней в связи с неоплатой расходов по проведению судебной экспертизы. Возлагая обязанность по несению расходов за проведение судебной экспертизы на Департамента градостроительства администрации Х, суд исходит из того, что при вынесении решения судом в основу судебного решения при определении выкупной цены принято судебное заключение. Более того, с учетом предъявленных требований об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, расходы в связи с рассмотрением данных требований лежат на стороне истца, как и обязанность предоставления оценки для определения выкупной цены объекта недвижимости приближенной к вынесению судебного акта. Следовательно, несение данных расходов лежит на стороне истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Департамента градостроительства администрации Х удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд в собственность муниципального образования – Х, в лице департамента градостроительства администрации Х у А2 принадлежащий ей объект недвижимого имущества – Х, расположенную по адресу: Х, общей площадью 38 кв.м., после возмещения А2 муниципальным образованием Х, в лице департамента градостроительства администрации Х выкупной цены изымаемого объекта недвижимости в размере 4843 000 рублей.
Прекратить право собственности А2 на объект недвижимого имущества – Х, расположенную по адресу: Х, общей площадью 38 кв.м., после выплаты А2 возмещения в размере 4843 000 рублей.
Признать за муниципальным образованием Х право собственности на Х, расположенную по адресу: Х, общей площадью 38 кв.м.
Выселить А2, А1, А3 из жилого помещения – Х, расположенной по адресу: Х, без предоставления другого жилого помещения.
Решение суда является основанием для снятия А2, А1, А3 с регистрационного учета по адресу: Х.
Взыскать с Департамента градостроительства администрации Х в пользу ООО «Афина Плюс» расходы за проведение судебной экспертизы в размере 15 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хвой суд через Октябрьский районный суд Х в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна.
Судья: Харитонов А.С.