№ 7а–282/18
В Е Р Х О В Н Ы Й С У ДР Е С П У Б Л И К И Б У Р Я Т И Я
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 сентября 2018 г. г. Улан-Удэ
Председатель Верховного Суда Республики Бурятия Кириллова А.А., рассмотрев жалобу Токарева Е.А. на постановление по делу об административном правонарушении от 25 июля 2017 года и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 5 марта 2018 года, постановленные в отношении Токарева Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Тункинский» от 25 июля 2017 г. Токарев Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 руб.
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 31 августа 2017г. указанное постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 13 ноября 2017г. решение судьи Тункинского районного суда Республики Бурятия от 31 августа 2017г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд.
Решением Тункинского районного суда Республики Бурятия от 19 декабря 2017 г. постановление инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Тункинский» от 25 июля 2017 г. оставлено без изменения.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 5 марта 2018 г. постановление должностного лица и решение районного суда оставлены без изменения.
Не согласившись с постановлением и решением Верховного Суда республики, Токарев Е.А. обратился с жалобой об их отмене.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 12.23 КоАП РФ нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей.
Пунктом 22.9 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (в редакции, вступившей в силу с 12 июля 2017г.) установлено, что перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Этим же пунктом Правил дорожного движения, в редакции действовавшей до 12 июля 2017г. было установлено, что перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Токарева Е.А. к административной ответственности на основании приведенной выше нормы КоАП РФ послужили изложенные в постановлении должностного лица и обжалуемых судебных актах выводы о том, что Токарев Е.А., управляя автобусом "<...>", государственный регистрационный знак ..., перевозил детей без детского удерживающего устройства.
Вместе с тем, вынося указанные судебные акты, судебными инстанциями не учтено следующее.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 этого же Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В материалах дела имеются две копии постановления по делу об административном правонарушении (л.д. 2 и 21). Из копии постановления на листе дела 2 следует, что административный проступок совершен Токаревым 25 июля 2017г., из второй копии следует, что он совершен 5 июля 2017г. При этом как следует из выводов Верховного Суда Республики Бурятия, содержащихся в решении от 13 ноября 2017г. копия постановления по делу об административном правонарушении на листе дела 2 в отсутствие оригинала не могла быть положена в основу выводов районного суда относительно виновности Токарева Е.А. во вменяемом ему в вину проступке, поскольку являлась нечитаемой.
Несмотря на указанные суждения Верховного Суда Республики Бурятия, районный суд при новом рассмотрении жалобы Токарева мер к истребованию оригинала постановления по делу об административном правонарушении не принял.
Верховный Суд Республики Бурятия рассматривая жалобу Токарева Е.А. на постановление должностного лица и решение районного суда от 19 декабря 2017г., исходя из содержания копии постановления по делу об административном правонарушении на листе дела 21 посчитал, что событие административного правонарушения имело место 5 июля 2017г.
В ходе производства по делу, Токарев Е.А. оспаривал правомерность привлечения его к ответственности, последовательно заявляя в жалобах, поданных на постановление должностного лица, состоявшиеся судебные акты о том, что на момент совершения вменяемого ему административного проступка пункт 22.9 Правил дорожного движения регламентировал порядок перевозки детей в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, тогда как он перевозил детей в автобусе.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, судебные инстанции, рассматривая эти доводы мер к их проверке посредством истребования оригинала постановления по делу об административном правонарушении не приняли.
Между тем, учитывая то, что Токарев Е.А. на момент совершения административного проступка управлял автобусом, определение точной даты совершения административного проступка являлось юридически значимым обстоятельством, поскольку после 12 июля 2017г. приведенный выше пункт 22.9 Правил дорожного движения не содержал императивных требований относительно перевозки детей в автобусах.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о точной дате совершения административного проступка.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно статье 1.5 приведенного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказан в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной отвтственности толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Тункинский» от 25 июля 2017 г., решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 19 декабря 2017 г., решение Верховного Суда Республики Бурятия от 5 марта 2018 г., состоявшиеся в отношении Токарева Е.А. подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Бурятия жалобы Токарева Е.А. срок давности его привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении от 25 июля 2017 года, решение Тункинского районного суда Республик Бурятия от 19 декабря 2017г., решение Верховного Суда Республики Бурятия от 5 марта 2018 года, состоявшиеся в отношении Токарева Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Председатель Верховного Суда
Республики Бурятия А.А.Кириллова