№ 2-21/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2020 года                                                                   п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре Авериной А.А.,

с участием представителя истца Тучковой К.С., представителя ответчика администрации МО Приреченский сельсовет Еремина С.И., представителя третьего лица администрации МО Новоорский район Артеменко Э.В., представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора Кибякова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области об устранении выявленных нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Прокурор Новоорского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц иском к администрации муниципального образования Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области об устранении выявленных нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации МО Приреченский сельсовет.

В ходе проверки установлено, что исполнение экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией МО Новоорский поссовет осуществляется ненадлежащим образом.

Так, в ходе проверки установлено, что в <адрес>» (24 бака) и <адрес> (6 баков) не оборудованы специальными площадками с бетонным или асфальтным покрытием, отсутствует бордюр, отсутствуют зеленые насаждения по периметру, что не соответствует требованиям пунктов 8.2.4, 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

По выявленным нарушениям 11.11.2019 в адрес главы администрации внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Между тем? нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия денежных средств.

Однако безопасность жизнедеятельности граждан не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств.

Просит суд обязать ответчика в срок до 01.06.2019 устранить выявленные нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обустроить специальные площадки с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждения (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта согласно предварительного реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>» и <адрес>.

Определением Новоорского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено в качестве третьего лица администрация МО <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Тучкова К.С. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Еремин С.И., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что ФЗ № 131 не возлагает обязанности обустройства площадок на сельские поселения. Такая обязанность возлагается на поселения пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039, согласно которому, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местно самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования. Передача полномочий сопровождается закреплением финансового ресурса. Считает, что в настоящее время отсутствует нормативное регулирование вопроса обустройства площадок для сбора ТКО. Перераспределение полномочий должно осуществляться субъектом федерации с одновременным финансированием. Обустройство площадок возможно в случае выделения денежных средств Администрация сельсовета в целях обустройства мест сбора ТКО планирует принять меры для их строительства за счет собственных средств, путем разработки муниципальной программы «строительство контейнерных площадок для сбора ТКО Приреченского сельсовета на 2020 -2023 гг.». Проект программы разработан. Однако она не утверждена, поскольку в случае ее утверждения поселение утратит возможность участия в программе софинансирования. Администрация вправе самостоятельно определять сроки выполнения программы.

Представитель третьего лица администрации МО Новоорский район Артеменко Э.В. в судебном заседании пояснила, что с января 2020 вступила в действие программа по комплексному развитию сельских территорий. В случае подачи заявки администрацией МО Приреченский сельсовет для участия в программе, деньги заложат в бюджет в лучшем случае на 2021 год. В 2020 году устранить указанные нарушения нет финансовой возможности.

Представитель Северо-Восточного территориального отдела Роспотребнадзора по Оренбургской области Кибяков А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования. Считает, что начиная с 2016 года, администрация сельсовета должна была принимать меры по обустройству площадок накопления ТКО. В соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством обязать по обустройству таких площадок лежит на органе местного самоуправления.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям действующих в настоящее время «Санитарных правил содержания территорий населения мест» СанПиН 42-128-4690-88 (утверждены Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88) (далее - СанПиН 421284690-88).

Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В силу п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В силу п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (далее Правила) установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» (в ред. от 15.12.2018), контейнерная площадка представляет собой место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В силу положений п. 8.24, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарноэпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских 4 игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Аналогичные требования содержатся в п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Согласно требованиям п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

Прокуратурой района в ходе проверки установлено, что <адрес>» (24 бака) и <адрес> (6 баков) не оборудованы специальными площадками с бетонным или асфальтным покрытием, отсутствует бордюр, отсутствуют зеленые насаждения по периметру, что не соответствует требованиям пунктов 8.24, 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В силу п. 4.7.3 Правил благоустройства МО Приреченский сельсовет Новоорского района Оренбургской области, утвержденных решением Совета депутатов МО Приреченский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ , утвержден контейнерный способ сбора и вывоза твердых бытовых отходов для муниципального и индивидуального жилых фондов.

Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

По выявленным нарушениям прокурором Новоорского района Оренбургской области Г.В.В. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО Приреченский сельсовет вынесено представление, в котором требовалось безотлагательно, с участием представителя прокуратуры рассмотрение представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих. По фактам выявленных нарушений требований законодательства рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности лица, виновных в допущенных нарушениях.

Между тем, в судебном заседании установлено, что нарушения до настоящего времени не устранены ввиду отсутствия денежных средств.

Доводы представителя ответчика Еремина С.И. о том, что на администрацию МО Приреченский сельсовет не возложена обязанность по обустройству специальных площадок мест накопления ТКО, является несостоятельным, и опровергаются вышеуказанными нормами закона, из совокупности которых следует, что данная обязанность возложена на орган местного самоуправления поселения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, оценив представленные документы, необходимость финансирования мероприятий по обустройству площадок, реальную возможность исполнения решения суда, полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено до 01.12.2020.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит взысканию с ответчиков государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.12.2020 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                               ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.01.2020 ░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░

2-21/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новоорского района Оренбургской области
Ответчики
Администрация МО Приреченский сельсовет
Другие
Управление Роспотребнадзора по Оренбурсгкой области
Администрация МО Новоорский район
Суд
Новоорский районный суд Оренбургской области
Судья
Левченков Анатолий Иванович
Дело на сайте суда
novoorsky.orb.sudrf.ru
09.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2019Передача материалов судье
12.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Судебное заседание
19.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее