Дело № 2а-94/2020
67RS0029-01-2019-000530-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2020 года г. Десногорск
Десногорский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Касаткина А.В.,
при секретаре Прокопенковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романчак Юлии Анатольевны, поданному ее представителем Буркиным Иваном Алексеевичем, к Десногорскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю Десногорского районного отдела судебных приставов УФССП России по Смоленской области Лариной Серафиме Станиславовне об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, обязании произвести перерасчет задолженности по алиментам,
УСТАНОВИЛ:
Романчак Ю.А. обратилась в суд с административным иском к Десногорскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Смоленской области (далее – Десногорский РОСП УФССП России по Смоленской области), судебному приставу-исполнителю Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области Лариной С.С. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, обязании произвести перерасчет задолженности по алиментам, указав в обоснование требований, что постановлением судебного пристава-исполнителя Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ произведен расчет задолженности по алиментам в отношении должника Саркисяна А.А. Считает указанное постановление незаконным, т.к. расчет задолженности производился с учетом книги учета доходов и расходов. Однако, должником не представлены первичные финансовые документы, в связи с чем невозможно установить связаны ли расходы, указанные в книге учета доходов и расходов с осуществлением предпринимательской деятельности. Просит суд отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, обязать судебного пристава-исполнителя произвести перерасчет задолженности по алиментам.
Представитель административного истца Буркин И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области – Логинова О.А., судебный пристав-исполнитель Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области Ларина С.С. с заявленными требованиями не согласились, поддержали свои письменные возражения, ссылаясь на законность вынесенного постановления о расчете задолженности по алиментам.
Представитель заинтересованного лица Черникова Е.А. возражала против удовлетворения административного иска в полном объеме.
УФССП России по Смоленской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, явку своего представителя не обеспечило, не просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав объяснения представителей административного истца, Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области, судебного пристава-исполнителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе, проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (ч. 1 ст. 64 Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Согласно п. 3 ст. 113 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. 4 ст. 113 СК РФ).
Аналогичные положения содержатся в ст. 102 Федерального закона.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 22 в муниципальном образовании «Рославльский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № № о взыскании с Саркисяна А.А. алиментов в пользу Саркисян Ю.А. на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доли доходов ежемесячно.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области Лариной С.С. ДД.ММ.ГГГГ произведен расчет задолженности Саркисяна А.А. по алиментам, согласно которому задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 16 000 руб.
Романчак Ю.А. обратилась в Десногорский РОСП УФССП России по Смоленской области с жалобой на указанное постановление.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы Романчак Ю.А. отказано.
Мотивируя свои требования, административный истец ссылается на необоснованность произведенного судебным приставом-исполнителем расчета задолженности по алиментам, поскольку должником не представлены первичные финансовые документы, подтверждающие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Разрешая указанные требования, суд приходит следующим выводам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 23.06.2015 № 146-О, при определении размера подлежащих удержанию алиментов не могут не приниматься во внимание реальные доходы алиментно-обязанного лица - индивидуального предпринимателя, получаемые от занятия предпринимательской деятельностью, поскольку именно реальными доходами определяются материальные возможности такого лица по осуществлению принадлежащих ему прав и исполнению возложенных на него обязанностей, включая содержание самого себя и членов своей семьи. Алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментно-обязанное лицо вправе распоряжаться. Следовательно, суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментно-обязанного лица. Не могут быть отнесены к ним и суммы расходов, которые алиментно-обязанное лицо - индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы для ее осуществления. При определении размера подлежащих удержанию алиментов должны приниматься все полученные в распоряжение алиментно-обязанного лица - индивидуального предпринимателя реальные доходы от занятия предпринимательской деятельностью за период начисления алиментов (в том числе суммы возвращенной дебиторской задолженности), а также все произведенные за указанный период, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, обоснованные и надлежащим образом подтвержденные расходы.
В соответствии со ст. 82 СК РФ виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 данного Кодекса, определяются Правительством РФ.
Согласно пп. пп. «з, и» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 (далее – Перечень), удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пп. 3 п. 3 Разъяснений о порядке применения пп. «з» п. 2 Перечня, утвержденным приказом Министерства труда России, Министерства финансов России и Министерства образования и науки России от 29.11.2013 № 703н/112н/1294 (далее – Разъяснения) к документам, подтверждающим понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, относятся: книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательное ведение которой предусмотрено ст. 346.24 гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, при расчете размера алиментов определяются в соответствии со ст. 346.16 гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пп. 3 п. 4 Разъяснений).
Расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также патентную систему налогообложения, определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 5 Разъяснений).
Из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2019 год усматривается, что индивидуальный предприниматель Саркисян А.А. в указанный период имел следующие доходы с учетом произведенных расходов: за январь 2019 года – 12000 руб. (85000 руб. – (32000 руб. + 12 500 руб. + 28500 руб.); за февраль 2019 года – 8000 руб. (85000 руб. – (37000 руб. + 40000 руб.); за март 2019 года – 8000 руб. (85000 руб. – (15000 руб. + 37000 руб. + 25000 руб.); за апрель 2019 года – 32000 руб. (85000 руб. – (13000 руб. + 20000 руб. + 20000 руб.); за май 2019 года – 32000 руб. (85000 руб. – (33000 руб. + 20000 руб.); за июнь 2019 года – 32000 руб. (85000 руб. – (7000 руб. + 29000 руб. + 17000 руб.).
При этом, расходы Саркисяна А.А. подтверждены соответствующими товарными чеками, копии которых представлены в материалах дела.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у административного ответчика иных доходов в спорный период, а также, что указанные расходы не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, административным истцом и ее представителем не представлено, и в материалах дела таковые отсутствуют.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Романчак Ю.А., поскольку судебным приставом-исполнителем произведен расчет задолженности административного ответчика по алиментам с учетом понесенных последним расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах требования Романчак Ю.А. являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 07.02.2020