Решение по делу № 2-2084/2019 от 13.08.2019

     Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2019 года

УИД: 51RS0003-01-2019-002612-92                           № 2-2084/19

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    07 ноября 2019 года                         город Мурманск            

Ленинский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Мацуевой Ю.В.

при секретаре Дородновой А.Е.,

с участием:

истца Подмаревой В.К.,                                         

представителя истца Куриловича К.Ю.,

представителя ответчика Пискуновой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подмаревой В.К. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости,

установил:

Подмарева В.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее ГУ УПФР в г.Мурманске) о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости.

    В обоснование иска истец указала, что 18 декабря 2017 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, на основании статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Вместе с тем, решением ответчика от 27 апреля 2018 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием страхового стажа. Так пенсионным органом не были включены в страховой стаж периоды ее работы в Краматорском индустриальном институте в период с 01.09.1980 по 23.06.1986, а также периоды работы в ПАО «Славтяжмаш» Украина с 03.09.1979 по 30.08.1983, с 01.09.1986 по 17.04.2002. С решением пенсионного органа истец не согласна, поскольку у нее имеется стаж работы, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, кроме того она с 2015 года является гражданином Российской Федерации. Обращает внимание, что все периоды ее работы отражены в трудовой книжке. С учетом изложенного, просит признать незаконным решение пенсионного органа от 27 апреля 2018 года об исключении из специального стажа периодов работы и отказе в назначении страховой пенсии по старости; включить указанные периоды обучения с 01.09.1980 по 23.06.1986 в Краматорском индустриальном институте и периоды работы с 03.09.1979 по 30.08.1983, с 01.09.1986 по 17.04.2002 в ПАО «Славтяжмаш» в специальный страховой стаж; обязать пенсионный орган принять решение о назначении страховой пенсии.

В ходе судебного разбирательства истец уточнила свои требования, просит признать незаконным решение пенсионного органа от 27 апреля 2018 года об исключении из специального стажа периодов работы и отказе в назначении страховой пенсии по старости; включить указанные периоды обучения с 01.09.1980 по 23.06.1986 в Крематорском индустриальном институте и периоды работы с 03.09.1979 по 30.08.1983, с 01.09.1986 по 17.04.2002 в ПАО «Славтяжмаш» в страховой стаж и обязать пенсионный орган принять решение о назначении страховой пенсии.

В судебном заседании истец и ее представитель заявленные исковые требования поддержали, по основаниям и доводам, изложенным в иске. При этом истец пояснила, что постоянно проживает на территории Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, получателем пенсии на территории Украины не является.

Представитель истца Курилович К.Ю. в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений в полном объеме. Полагал, что оснований для отказа истцу в назначении страховой пенсии не имелось.

Представитель ответчика Пискунова М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что поскольку сведения о страховом стаже истца по запросам, направленным пенсионным органом в Украину, не поступили, страховая пенсия по старости не была ей назначена. Истцом также не представлены документы, подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины. Просила в удовлетворении иска отказать.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела в отношении Подмаревой В.К. (отказного), суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет 02 месяца, при наличии страхового стажа 15 лет.

В силу частей 1-3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2017 году (на день обращения истца в пенсионный орган) составляет 8 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11,4.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, а также материалами пенсионного дела в отношении истца (отказного), Подмарева В.К., *** года рождения, обратилась 18 декабря 2017 года в ГУ УПФ РФ в г.Мурманске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть по достижении возраста 55 лет 02 месяца.

Вместе с тем, решением пенсионного органа от 27 апреля 2018 года Подмаревой В.К. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стража.

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 27 апреля 2018 года, на момент обращения Подмаревой В.К. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ее страховой стаж составил 2 года 09 месяцев 10 дней (при требуемом 8 лет).

При этом пенсионным органом не были включены в страховой стаж истца: период обучения в Краматорском индустриальном институте с 01.09.1980 по 23.06.1986, поскольку в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 в общий стаж кроме работы засчитывались периоды обучения в высших учебных заведениях при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего.

Также не были включены в страховой стаж периоды работы на территории Украины в ПАО «Славтяжмаш»: с 03.09.1979 по 30.08.1983 и с 01.08.1986 по 17.04.2002. Основанием для исключения указанных периодов из страхового стажа истца явилось то обстоятельство, что в ходе проведенной пенсионным органом проверки, документы, подтверждающие факт работы Подмаревой В.К. в ПАО «Славтяжмаш» не поступили.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" закреплены основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.

Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992.

В соответствии со статьёй 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статье 5 Соглашения оно распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.

Статьей 6 Соглашения установлено, что назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7 Соглашения).

Из статьи 8 Соглашения следует, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами. Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Таким образом, Соглашение указывает на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.

Согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4), при определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).

В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).

Из изложенного следует, что Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 01.01.2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.

Как следует из трудовой книжки истца, 03 сентября 1979 года Подмарева В.К. принята на работу в отдел главного конструктора Славянского завода тяжелого машиностроения имени 60-летия Великого октября, учеником чертежника; с 10 декабря 1979 года переоформлена чертежником в том же отделе; 20 августа 1983 года уволена с завода в связи с поступлением на учебу; с 01 сентября 1983 года Подмарева В.К. зачислена студенткой 3 курса дневного отделения Краматорского индустриального института.

Кроме того, с 01 августа 1986 года Подмарева В.К. была принята на работу в отдел главного конструктора Завода «Славтяжмаш» на должность инженера конструктора. 17 апреля 2002 года истец уволилась по собственному желанию (л.д. 35-36).

Из материалов пенсионного дела следует, что при обращении с заявлением о назначении пенсии, Подмаревой В.К. в подтверждение факта работы были представлены справки работодателя ПАО «Славтяжмаш» от 22 мая 2017 года, согласно которым в спорные периоды истец действительно осуществляла трудовую деятельность на указанном предприятии, получала заработную плату, работодателем производились отчисления и уплата страховых взносов, налоговой, отчислений в пенсионный орган.

Согласно документам от 30 сентября 2019 года, представленным пенсионным органом Украины по запросу суда, с 01.06.1967 Славянский завод «Коксохиммаш» был переименован в Завод «Славтяжмаш». С 28.04.1994 Завод сменил наименование на Открытое акционерное общество «Славтяжмаш», а с 2009 года ОАО «Славтяжмаш» переименовано в ПАО «Славтяжмаш». За назначением пенсии на территории Украины истец не обращалась.

Справками от 30.09.2019 , , , , , выданными ПАО «Славтяжмаш» также подтвержден факт осуществления предприятием финансово-хозяйственной деятельности, начисления истцу заработной платы и перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за периоды с 03.09.1979 по 30.08.1983 и с 01.08.1986 по 17.04.2002.

Таким образом, факт работы истца в спорные периоды в ПАО «Славтяжмаш» нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем спорные периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж Подмаревой В.К.

Кроме того, как следует из трудовой книжки истца и диплома серии НВ , в период с 01 сентября 1980 года по 23 июня 1986 года, Подмарева В.К. проходила обучение в Краматорском индустриальном институте по специальности <данные изъяты> (л.д.12)

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Таким образом заявленный истцом для включения в страховой стаж период с 01 сентября 1980 года по 23 июня 1986 года, подпадает под действие Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях".

Порядок назначения и выплата государственных пенсий в указанный период регулировало соответствующее Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 (далее по тексту Положение).

Подпунктом "и" пункта 109 Положения № 590 предусмотрено включение в общий стаж периодов обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Пунктом 109 Положения предусмотрено, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе ВС СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

Исходя из записи в трудовой книжке, а также диплома Краматорского индустриального института, Подмарева В.К. в период с 03.09.1979 по 30.08.1983 осуществляла трудовую деятельность на Заводе «Славтяжмаш» в должности чертежника, уволена в связи с поступлением на учебу; с 01.09.1980 по 23.06.1986 истец проходила обучение в высшем образовательном учреждении после окончания обучения 01.08.1986 вновь принята на Завод «Славтяжмаш» на должность инженера-конструктора.

Таким образом, периоду обучения истца в высшем образовательном учреждении предшествовала работа в качестве рабочего.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что указанный период обучения Подмаревой В.К. в Краматорском индустриальном институте также подлежит включению в страховой стаж.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, а также с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что решение пенсионного органа, которым истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у нее имелся требуемый страховой стаж, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали основания для отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости, следовательно, требования истца о назначении ей страховой пенсии по старости, начиная с 18 декабря 2017 года являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьями 88 и 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При обращении с исковым заявлением в суд, Подмаревой В.К. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая в силу вышеприведенных норм закона подлежит взысканию с ответчика в её пользу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Подмаревой В.К. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов учебы и работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости,– удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске от 27 апреля 2018 года №286326/17, которым Подмаревой В.К. отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж Подмаревой В.К. период обучения с 01 сентября 1980 года по 23 июня 1986 года в Краматорском индустриальном институте, период работы в публичном акционерном обществе «Славтяжмаш» с 03 сентября 1979 года по 30 августа 1983 года, с 01 сентября 1986 года по 17 апреля 2002 года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске принять решение о назначении Подмаревой В.К. страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», со дня обращения, то есть с 18 декабря 2017 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в пользу Подмаревой В.К. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья          Ю.В. Мацуева

2-2084/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Подмарева Виктория Константиновна
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске
Другие
Главное управление пенсионного фонда в Донецкой области
Курилович Константин Юрьевич
Харькова Ирина Геннадьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Мацуева Юлия Викторовна
Дело на странице суда
len.mrm.sudrf.ru
13.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2019Передача материалов судье
16.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.09.2019Предварительное судебное заседание
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.04.2020Предварительное судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
14.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2019Дело оформлено
22.01.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.01.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.01.2020Судебное заседание
02.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее