Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 13 июля 2017 года
Старопромысловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи Минцаева В.С.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> к МБОУ «СОШ №» <адрес> обеспечить прохождение повышения квалификации работников службы школьной медиации для получения специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а также специального обучения в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с исковым заявлением к МБОУ «СОШ №» <адрес> обеспечить прохождение повышения квалификации работников службы школьной медиации для получения специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а также специального обучения в течение 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
В обосновании иска указывает, что прокуратурой района проведена проверка в МБОУ «СОШ №» <адрес> на предмет исполнения законодательства об образовании в РФ при формировании сети служб медиации, в ходе которой выявлены нарушения закона, требующие принятия конкретных мер, направленных на их устранение и недопущения впредь.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Федеральный закон № 193-ФЗ) созданы правовые условия для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица -медиатора.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 193-ФЗ процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения
В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), применяется такое понятие, как воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено проведение законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также с рекомендациями совета Европы по правосудию в отношении детей.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее - Распоряжение Правительства РФ №-р).
В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № б-р, в образовательных организациях с ноября 2016 г. организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
В разделе 5 Распоряжения Правительства РФ №-р, определено, что достижение поставленных задач невозможно без профессионально подготовленного кадрового состава. Важность и ответственность этого вопроса многократно усиливается тем обстоятельством, что развитие медиации и восстановительного правосудия никак нельзя в силу их новизны отнести к задачам, которые могут решать просто опытные и хорошие работники, имеющие обычное и достаточные для их привычных трудовых функций образование в области педагогики, психологии или юридическое образование и квалификацию. Внедрение таких инноваций, овладение медиацией и навыками восстановительной практики - все это потребует от работников сети служб медиации специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а значит и специального обучения. Такое обучение должно быть достаточно объемным, хотя и укладываться в рамки повышения квалификации (ориентировочно 72- 576 часов), и в то же время массовым, без чего доступность медиативно - восстановительной помощи не будет обеспечена.
Данное обстоятельство также определено в приказе Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении программы подготовки медиаторов», в абз. 6 п. 3 Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВК-54/07вн, медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.
Между тем, работники службы школьной медиации по настоящего времени руководством МБОУ «СОШ №» <адрес> не обеспечено прохождение повышения квалификации работников службы школьной медиации, для получения специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а также специального обучения, в связи с чем у них отсутствует специальные знания, формирования особых навыков и умений по медиации и медиативного подхода, а значит и специального обучения.
Выявленные нарушения закона, не способствуют минимизацию последствий правонарушения и наказания и негативно повлияют на дальнейшую жизнь обучающихся, формирование у правонарушителя понимания совершенного поступка как проступка, осознания необходимости отвечать за свои поступки и их последствия.
В судебное заседание старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержала исковые требования.
Ответчик - директор МБОУ «СОШ №» <адрес> ФИО3, в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признает.
Представитель заинтересованной стороны МУ «Департамент образования Мэрии <адрес>» в судебном заседании отсутствовал, извещенный о слушании дела надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, суд удовлетворяет указанные исковые требования прокурора к МБОУ «СОШ №» <адрес>.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии сост. 173 ГПК РФпри признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии сост. 198 ГПК РФв случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Основания признания иска сторонам разъяснены.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> к МБОУ «СОШ №» <адрес> – удовлетворить.
Обязать МБОУ «СОШ №» <адрес> обеспечить прохождение повышения квалификации работников службы школьной медиации, для получения специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а также специального обучения в течении 30 дней со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд ЧР через Старопромысловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья /подпись/ В.С. Минцаев
Копия верна:
Судья В.С. Минцаев