Решение по делу № 2а-709/2019 от 19.08.2019

Дело № 2а-709/2019

                     РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

                

«04» сентября 2019 года                         г. Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

Председательствующего судьи Пестовой М.А.

При секретаре Бондаревой О.А.

    Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Русяева Артура Борисовича, Русяевой Ирины Васильевны к административному ответчику – прокуратуре города Черняховска о признании незаконным бездействия прокуратуры города Черняховска по непроведению прокурорской проверки по жалобе Русяевых от 21 мая 2019 года,

                     Установил:

Административные истцы Русяев А.Б. и Русяева И.В. обратились в суд с административным иском к прокуратуре г. Черняховска, в котором просят признать незаконным бездействие прокуратуры города Черняховска по непроведению прокурорской проверки по жалобе Русяевых от 21 мая 2019 года. В обоснование заявленных требований административные истцы в своем иске указали, что 21 мая 2019 года ими подана жалоба на имя Черняховского городского прокурора с изложением фактов незаконного исполнения исполнительных документов по исполнению решения Черняховского городского суда от 10 сентября 2018 года. Прокурорская проверка по их жалобе проведена не была, а 22 мая 2019 года была направлена в отдел судебных приставов Черняховского района Калининградской области, чьи действия обжаловались. Тем самым прокуратурой г. Черняховска были нарушены требования статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ», запрещающими пересылать жалобы в орган или должностному лицу, чьи действия обжалуются.

Административные истцы Русяев А.Б., Русяева И.В. в суд не явились, о слушании дела извещены. Административный истец Русяева И.В. просит рассматривать дело в её отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Русяева А.Б. адвокат Перминова О.Б. доводы административного иска поддержала, дополнив, что бездействием прокурора по не проведению проверки по жалобе Русяевых от 21 мая 2019 года были нарушены права административных истцов, поскольку 22 мая 2019 года во исполнение решения Черняховского городского суда был осуществлен снос строений, принадлежащих Русяевым. Действия по сносу принадлежащих им помещений, носили, по мнению представителя административных истцов, чрезвычайный характер, этими действиями был причинен вред имуществу истцов, поскольку не была проведена предварительная подготовка к сносу строений, не был указан метод сноса, был нанесен вред крестьянскому фермерскому хозяйству Русяевых.

В судебном заседании представитель административного истца Русяева А.Б. дополнила исковые требования, в которых просила обязать прокуратуру г. Черняховска провести проверку по доводам жалобы Русяева А.Б. и Русяевой И.В. от 21 мая 2019 года.

Представитель административного ответчика, прокуратуры г. Черняховска, а также заинтересованного лица – прокуратуры Калининградской области, заместитель Черняховского городского прокурора Кирюшкина О.Д. просила административный иск Русяевых оставить без удовлетворения, поскольку прокуратурой не было допущено нарушений прав административных истцов. 21 мая 2019 года в адрес прокуратуры г. Черняховска поступила жалоба от Русяевых, в которой указывалось о демонтажных работах службой судебных приставов исполнителей во исполнение решения Черняховского городского суда от 10 сентября 2018 года. Поскольку обжаловались действия должностных лиц отделения судебных приставов, связанных с исполнением решения суда, прокурором было принято решение о направлении жалобы начальнику службы судебных приставов, о чем были уведомлены заявители 22 мая 2019 года. 25 мая 2019 года начальником отдела - старшим судебным приставом Черняховского района ФИО7 был дан ответ заявителям и прокурору. О каких либо чрезвычайных действиях, связанных со сносом строений, доводы жалобы Русяевых не содержали. Действия прокурора по направлению жалобы начальнику ОСП Черняховского района не противоречили требованиям Федерального закона « О прокуратуре», а также Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что 21 мая 2019 года в адрес прокурора г. Черняховска поступила жалоба на действия должностных лиц ОСП Черняховского района за подписью Русяева А.Б. и Русяевой И.В. Согласно доводам жалобы в рамках исполнительного производства на 24 мая 2019 года были назначены исполнительные действия, связанные со сносом строений по адресу: <адрес> городского суда от 10 сентября 2018 года, которым на Русяевых возложена обязанность произвести снос объектов капитального строительства, признанных судом самовольными постройками, расположенных на земельных участках по адресу <адрес>. В своей жалобе заявители указывали на незаконность должностных лиц ОСП Черняховского района, заключивших договоры подряда на выполнение демонтажных работ. Такой договор был заключен между заказчиком - администрацией муниципального образования «Черняховский городской округ» и подрядчиком ООО «Калифорния». Заявители также указывали в жалобе, что ими принимаются меры, связанные с самостоятельным исполнением решения суда от 10.09.2018 года.

На жалобе Русяевых имеется резолюция прокурора – для направления на рассмотрение ОСП района с контролем.

По результатам рассмотрения 22 мая 2019 года за исх. № 486ж18 прокуратурой г. Черняховска указанная жалоба была направлена для рассмотрения начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП Черняховского района ФИО7 в порядке ведомственного контроля для организации проверки, о чем сообщено заявителям.

25 июня 2019 года на имя прокурора г. Черняховска, а также в адрес заявителей была направлена информация за подписью начальника отдела, старшего судебного пристава Черняховского района ФИО7 по результатам рассмотрения жалобы.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 настоящего Федерального закона.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1).

В силу п. 3 ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с поименованными выше Законами Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).

Согласно пункту 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

В соответствии с п. 3.5, п. 3.6 Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения.

Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.

В соответствии с п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года N 45, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Пунктом 3.7 Инструкции запрещается направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 10 Закона о прокуратуре, а также ч.6 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Как следует из жалобы заявителей от 21 мая 2019 года, ими обжалуются действия должностных лиц ОСП по фактам исполнения исполнительных документов во исполнение решения Черняховского городского суда от 10 сентября 2018 года, в которой заявители просят провести проверку по фактам незаконного исполнения исполнительных документов и привлечь к ответственности виновных лиц. Из текста жалобы следует, что они не согласны с действиями судебных приставов по заключению договоров на выполнение подрядных работ, связанных с демонтажем строений, принадлежащих Русяевым. Поскольку обжаловались действия судебного пристава исполнителя, жалоба была направлена руководителю службы судебных приставов Черняховского района для проверки доводов жалобы.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о бездействии прокурора, связанного с не проведением прокурорской проверки и направлением жалобы органу, чьи действия обжалуются, так как последний исполнил свои обязанности по рассмотрению обращения и предпринял необходимые меры по проверке изложенных фактов в достаточном для этого объеме путем направления 22 мая 2019 года обращения в компетентный орган для дальнейшего рассмотрения и принятия решения с последующим уведомлением заявителя и прокурора, что соответствует требованиям ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" и инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации".

По смыслу приведенных законоположений, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 названного Закона), направление данного обращения не свидетельствовало о том, что прокуратура снимает с себя обязанности по осуществлению контроля за соблюдение закона должностными лицами. Об этом также свидетельствует резолюция прокурора г. Черняховска на жалобе «для направление в ОСП с контролем».

Согласно требованиям вышеуказанного Федерального закона "О прокуратуре" прокурорские проверки проводятся при наличии информации о нарушениях, требующих принятия мер прокурором. При этом прокуратура наделена правом самостоятельно решать вопрос о необходимости проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

С доводами административных истцов о том, что прокурор обязан был провести проверку в связи с чрезвычайными обстоятельствами, суд согласиться не может, поскольку жалоба Русяевых не содержит каких либо доводов, свидетельствующих о чрезвычайных обстоятельствах. Вопреки доводов административных истцов, их жалоба фактически направлена на то, чтобы не исполнять судебное решение, связанное со сносом принадлежащих им строений.

Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер прокурорского реагирования, установленных положениями ч. 2 и 3 ст. 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", действующим законодательство не предусмотрена и в силу положений ст. 5 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" запрещена. Прокурор самостоятельно принимает решения по осуществлению своих полномочий, которые определяются им исходя из объективно подтвержденных результатов последующего рассмотрения обращения.

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры и не входит в компетенцию суда. При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Закона о прокуратуре.

Суд считает, что административные истцы реализовали свое право на обращение и получение информации по своей жалобе, со стороны должностного лица каких либо действий, направленных на ограничение прав Русяевых не совершено, нарушений конституционных прав истцов не допущено. Их обращение было рассмотрено и на него дан ответ в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия прокуратуры г. Черняховска по непроведению прокурорской проверки по доводам жалобы Русяева А.Б. и Русяевой И.В. от 21 мая 2019 года и обязанию прокурора провести проверку по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181,218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Русяеву Артуру Борисовичу, Русяевой Ирины Васильевны отказать в удовлетворении исковых требований к прокуратуре города Черняховска о признании незаконным бездействия прокурора г. Черняховска по непроведению прокурорской проверки по их жалобе и обязании провести проверку по жалобе от 21 мая 2018 года.

    Апелляционная жалоба может быть подана в Калининградский областной суд через Черняховский суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                            М. А. Пестова.

Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2018 года.

Судья                                М. А. Пестова.

2а-709/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Русяев Артур Борисович
Русяева Ирина Васильевна
Ответчики
Прокуратура г. Черняховска
Другие
Прокуратура Калининградской области
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Пестова М.А.
Дело на сайте суда
cherniahovsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация административного искового заявления
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2020Дело оформлено
01.04.2020Дело передано в архив
04.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее