2а-186/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 год г. Нестеров
Нестеровский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Кравец И.В.,
при секретаре Панаховой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Амбразюнене Э.А. к администрации МО «Нестеровский городской округ» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,
У С Т А Н О В И Л:
Амбразюнене Э.А. обратилась в суд с вышеназванными требованиями, указав в их обоснование, что 13 декабря 2018 года она обратилась с заявлением № через муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Нестеровского района», вх. №, за получением права бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для строительства индивидуального жилого дома. Постановлением главы администрации МО «Нестеровский район» за № 1017 от 21 декабря 2018 года в постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно было отказано. Уведомлением с исх. № от 24 декабря 2018 года она было извещена об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Уведомление получено по почте 14 января 2019 года. Ссылаясь на Конституцию РФ, ст. 28 ЗК РФ, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека, руководствуясь гл. 22 КАС РФ, просит суд признать незаконным постановление главы администрации МО «Нестеровский район» № 1017 от 21 декабря 2018 года, обязать администрацию МО «Нестеровский район» поставить ее многодетную семью на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.
Административный истец Амбразюнене Э.А. требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, пояснила, что является матерью троих детей, их семья многодетная, поэтому она имеет право на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома бесплатно. Она проходит военную службу в войсковой части <данные изъяты>. По этой причине документы в МФЦ г. Нестерова подавала ее мама ФИО2 по доверенности. В уведомлении администрации об отказе в постановке на учет не указано, что явилось причиной отказа, в противном случае она бы исправила недостатки, командир войсковой части мог выдать новую доверенность. Полагает, что в представленной доверенности от 14 ноября 2017 года на первом листе оговорено право уполномоченного лица на подачу документов в МФЦ «Мои документы» Калининградской области. В связи с тем, что в настоящее время законодательство изменилось, она потеряла право на получение земельного участка бесплатно. Если бы администрация поставила ее на учет в 2018 года, право на получение земельного участка не было бы потеряно.
Представитель административного истца Горбенко С.Г., действующий на основании нотариальной доверенности, требования административного искового заявления поддержал по доводам в нем изложенным.
Представитель административного ответчика администрации МО «Нестеровский городской округ» Ровнов А.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать, ссылаясь на п. 5 ст. 16.2 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области», согласно которому при подаче документов на постановку на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно доверителем, в доверенности должно быть оговорено право на подачу таких документов. Также указал на пропуск административным истцом срока на предъявление административного искового заявления в суд.
Выслушав пояснения административного истца, представителей, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 13 декабря 2018 года Амбразюнене Э.А. посредством ФИО2 через Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Нестеровского района» подала заявление о предоставлении муниципальное услуги «Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно». К заявлению был приложен пакет документов: доверенность серия <данные изъяты>, выданная 14 ноября 2017 года, свидетельства о рождении детей, поквартирная карточка, согласие на обработку персональных данных в отношении детей заявителя, паспорта граждан РФ.
Уведомлением от 24 декабря 2018 года исх. № администрация МО «Нестеровский городской округ» на основании Постановления главы администрации № 1017 от 21 декабря 2018 года отказало в предоставлении муниципальной услуги, указав, что согласно Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» право бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для строительства индивидуального жилого дома, могут лица (представителя заявителя), имеющие право на совершение действий по подаче заявления от имени представляемого и передающий выраженную в надлежащей форме волю доверителя на право подачи заявления о постановки на учет многодетных граждан в целях предоставления земельного участка без торгов в собственность бесплатно. Также в уведомлении содержится сообщение о возможности вновь обратиться с заявлением о постановке на учет, предоставив документы в полном объеме.
Постановлением главы администрации МО «Нестеровский район» № 1017 от 21 декабря 2018 года Амбразюнене Э.А. отказано в постановке на учет многодетных граждан в целях предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно, в связи с тем, что доверенность <данные изъяты>, выданная 14 ноября 2017 года не подтверждает полномочия на совершение действий по подаче заявления от имени представляемого и не передает, выраженную в надлежащей форме, волю доверителя на право подачи заявления о постановке на учет многодетных граждан в указанных целях.
Статьей 39.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Особенности правового регулирования земельных отношений на территории Калининградской области с целью реализации полномочий Калининградской области как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иным федеральным законодательством установлены Законом Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области», далее - Закон.
Согласно ст. 16 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» предоставление земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам на праве собственности может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом.
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, (далее - многодетные граждане), имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей (16.1 Закона в редакции от 19 ноября 2018 года).
Пунктом 2 ст. 16.1 Закона определен порядок обращения граждан и предоставления земельных участков многодетному гражданину. Полномочиями по реализации прав многодетного гражданина наделены органы местного самоуправления. По результатам рассмотрения поданного многодетным гражданином заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка в орган местного самоуправления, орган местного самоуправления принимает решение о постановке многодетного гражданина на учет либо об отказе в постановке его на учет.
Статьей 16.2 Закона установлено, что многодетные граждане приобретают в собственность земельный участок в порядке очередности. Ведение учета граждан, имеющих право и желающих получить земельный участок в собственность бесплатно, осуществляется органом местного самоуправления на основании поданных заявлений. Регистрация и учет заявлений многодетных граждан, имеющих право и желающих получить земельный участок в собственность бесплатно, ведется органом местного самоуправления отдельно от других категорий граждан.
Согласно п. 4 ст. 16.2 Закона в заявлении о постановке на учет в целях предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
2) кадастровый номер земельного участка, если испрашивается существующий земельный участок;
3) цель получения земельного участка;
4) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок (право собственности);
5) почтовый адрес, телефон для связи с заявителем.
Согласно п. 5 ст. 16.2 Закона к заявлению о постановке на учет в целях предоставления земельного участка заявитель прилагает копии документов, подтверждающих право заявителя на предоставление земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов, а именно:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя;
2) свидетельство о заключении брака (за исключением одиноких родителей);
3) свидетельства о рождении каждого из детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет многодетного гражданина;
4) выписка из домовой (поквартирной) книги, либо копия поквартирной карточки, либо справка о регистрации многодетного гражданина и совместно проживающих с ним детей по месту жительства, выданные не ранее чем за два месяца до дня подачи заявления;
Если с указанным заявлением обращается представитель заявителя, к заявлению прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
В силу п. 3 ст. 185 ГК РФ письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя.
На основании изложенного следует вывод, что в доверенности не допускается указание общего полномочия, доверенность должна содержать указание на каждое конкретное полномочие.
То есть, по смыслу ст. 185 ГК РФ доверенность является документом, который не только подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, но и определяет условия и границы реализации этих прав. Вид и перечень полномочий, на которые оформлена доверенность, должны быть конкретными, то есть не допускающими неясность их толкования.
Законодательством не установлены требования к содержанию доверенности. Однако могут быть предусмотрены конкретные требования к содержанию полномочий в доверенности. Перечень данных требований указан в Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей (утв. решением Правления ФНП от 18 июля 2016 года, протокол № 07/16).
Так, согласно пункту 4.2. Методических рекомендаций, полномочия, передаваемые представителю, должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными.
В представленной суду Амбразюнене Э.А. доверенности №, выданной 14 ноября 2017 года, удостоверенной нотариусом Гусевского нотариального округа Калининградской области, Амбразюнене Э.А. уполномочивает ФИО2 на совершение ряда юридически значимых действий, при этом отдельно оговорено право на распоряжение имуществом, быть представителем в органе по приватизации г. Нестерова по вопросам приватизации, отказа от приватизации, быть представителем в организациях и учреждениях г. Нестерова по вопросу снятии с регистрационного учета и регистрации по адресу, быть представителем в органах ГИБДД, налоговых органах, с правом получения имущества и денежных средств, также предоставлен весь перечень полномочий на ведение дел в судах, в службе судебных приставов, с правом предъявления исполнительного листа ко взысканию, отказа от взыскания, получения денежных средств, оговорены полномочия на осуществление самостоятельных основных процессуальных действий, предусмотренных КАС РФ.
Перечень прав изложен на четырех листах доверенности, полно и конкретно.
Право на подачу заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка, получения государственной услуги такого характреа, в нарушение п. 4 ст. 16.2 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области», указанная доверенность не содержит, в связи с чем, административным ответчиком доверенность правомерно не принята в качестве доказательства наличия у ФИО2 полномочий по представлению интересов Амбразюнене Э.А. при подаче заявления о постановке на учет для получения земельного участка в собственность бесплатно.
При данных обстоятельствах, административный ответчик правомерно отказал административному истцу в постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно, указав о праве административного истца вновь обратиться с заявлением о постановке на учет многодетных граждан в целях предоставления земельного участка без торгов в собственность бесплатно, предоставив необходимые документы (документ, содержащий волю доверителя на право подачи заявления).
При этом данный отказ не исключает возможности реализации прав административного истца на постановку на учет в порядке, установленном действующим законодательством.
Кроме того, административным ответчиком пропущен срок обращения в суд с данным требованием.
Так, согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец оспаривает отказ административного ответчика от 24 декабря 2018 года, полученный по почте 14 января 2019 года. Обратившись в суд 05 августа 2019 года (согласно почтовому штемпелю на конверте), административный истец пропустила срок, установленный законом, более чем на 6 месяцев.
В качестве уважительности причин столь длительного пропуска срока для обращения в суд, административный истец указала на проживание в Грузии, что делает невозможным направление административного искового заявления в суд почтой.
Суд не может признать указанные причины пропуска срока уважительными, поскольку как следует из представленного административным истцом отпускного билета, она проходит службу в войсковой части Министерства обороны России, дислоцированной в <адрес>. Доказательств невозможности направления почтовой корреспонденции из <данные изъяты> в Россию административным истцом не представлено.
Также суд принимает во внимание, что в доверенности <данные изъяты>, выданной 14 ноября 2017 года административным истцом, гр. ФИО2 уполномочена на представление интересов доверителя в суде, в том числе на право подачи административного искового заявления, со всеми правами, предусмотренными КАС РФ.
Кроме того, судом принимаются во внимание сведения о том, что административный истец Амбразунене Э.А. находилась в отпуске с 25 июня 2019 года, однако в суд обратилась только 05 августа 2019 года.
При данных обстоятельствах, учитывая, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, административный иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Амбразюнене Э.А. к администрации МО «Нестеровский городской округ» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 27 августа 2019 года.
Судья И.В. Кравец