Дело № 2а-232/2020
УИД № 76RS0015-01-2019-002745-81
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 января 2020 г. |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,
при секретаре Рябцеве М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля к Земскову А.В. о взыскании задолженности по налогам,
у с т а н о в и л :
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля обратилась в суд с административным иском к Земскову А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 8 903 рубля за 2017 г. В обоснование требований административный истец указал, что Земсков А.В. состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля, за ним числится задолженность по транспортному налогу, который до настоящего времени не уплачен. Также просит восстановить срок на подачу заявления в суд о взыскании указанной задолженности.
Представитель административного истца в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Земсков А.В. в суд также не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
С учетом статей 359, 361, 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органом на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Судом установлено, что Земсков А.В. состоит на налоговом учете в качестве плательщика транспортного налога в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля. По данным ГИБДД в спорный налоговый период в собственности Земскова А.В. находились транспортные средства – Ленд Ровер Дискавери 3, государственный регистрационный знак №; Нива, государственный регистрационный знак №; ВАЗ 21114, государственный регистрационный знак №; Ленд Ровер Рейндж Ровер Спорт, государственный регистрационный знак №, а также моторные лодки.
С учетом категории транспортного средства и мощности его двигателя, определяемой в соответствии с этим размером налоговой ставки, а также с учетом коэффициента, используемого при определении налогового периода, транспортный налог за 2017 г. составляет в размере 8 903 рубля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ. Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).
Анализ действующего законодательства свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением Верховного суда в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части I Налогового кодекса РФ», согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Налоговым органом Земскову А.В. были направлены налоговые уведомления об исчисленных и подлежащих уплате налогах, а затем требования.
Из материалов дела следует, что срок для добровольного исполнения требований от 15 января 2019 г. №436 истек 13 февраля 2019 г. Изначально к мировому судье налоговая инспекция обратилась только 26 сентября 2019 г., то есть по истечении установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ срока.
В обоснование заявления о восстановлении срока на обращение в суд налоговый орган ссылается на уважительные причины, вызванные программным сбоем, что, по мнению суда, не является уважительной причиной в понимании статей 48 Налогового кодекса РФ и 95 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Каких–либо доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд следует отказать.
Руководствуясь статьями 177-180, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья Ю.В. Куклева