Решение по делу № 2-6676/2017 от 26.06.2017

Дело № 2-6676/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2017 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Мусеевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Ю.В. к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о восстановлении в списке, обязании предоставить жилищную субсидию,

у с т а н о в и л:

Петров Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой Республики Коми) об обязании восстановить Петрова Ю.В. с составом семьи ... человек в сводном списке граждан-получателей сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, на 2017 год; обязании предоставить государственную жилищную субсидию в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без уменьшения размера социальной выплаты на величину стоимости жилого помещения по адресу: г. Вуктыл, ул. Комсомольская, 4-46.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация ГО «Вуктыл».

Петров Ю.В. участия в судебном заседании не принял, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель Минстрой Республики Коми просил рассмотреть дела в его отсутствии, в представленном суду отзыве с иском не согласился.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Петров Ю.В. родился ** ** ** в ...

С ** ** ** Петров Ю.В. сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: .... Помимо Петрова Ю.В. в данном жилом помещении никто не зарегистрирован.

Согласно справкам ООО «Центр жилищных расчетов и регистрационного учета» Петров Ю.В. с ** ** ** проживает в г. ..., с ** ** ** сохранял регистрацию про месту жительства в жилых помещениях, расположенных на территории г. ....

Указанное жилое помещение принадлежит Петрову Ю.В. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ** ** ** в порядке наследования после смерти брата – ... В.В. (запись в ЕГРП от ** ** **).

С ** ** ** Петров Ю.В. осуществлял трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории ... района.

Согласно справке УПФР в г. ... от ** ** ** стаж работы Петрова Ю.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по состоянию на ** ** ** составлял ** ** **

Петров Ю.В. является инвалидом ..., ** ** ** инвалидность указанной группы установлена Петрову Ю.В. повторно и бессрочно.

** ** ** Петров Ю.В. обратился в администрацию МО ГО «Вуктыл» с заявлением о включении его в состав граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья

Постановлением администрации МР «Вуктыл» от ** ** **... Петров Ю.В. с составом семьи ... человек был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидия, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья, в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Петров Ю.В., как гражданин РФ, проживающий в г. ..., был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с составом семьи ... человек по категории «инвалиды», с датой постановки на учет ** ** **

При этом материалы учетного дела не содержат заявления (рапорта) Петрова Ю.В. о включении его в состав участников указанной подпрограммы. Право Петрова Ю.В. являться участников подпрограммы ответчиком и третьим лицом не оспаривается.

Петров Ю.В. был включен в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках данной подпрограммы на 2017 год по Республике Коми по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды» с датой постановки на учет ** ** **.

** ** ** Петровым Ю.В. в администрацию МО ГО «Вуктыл» было представлено заявление о несогласии с уменьшением размера социальной выплаты на стоимость отчужденного им жилого помещения по адресу: ...

Учетное дело Петрова Ю.В. было направлено в Минстрой Республики Коми для решения вопроса о праве Петрова Ю.В. на получение государственного жилищного сертификата выпуска 2017 года без уменьшения размера социальной выплаты на стоимость указанного отчужденного жилого помещения.

Письмом № ... от ** ** ** Минстрой Республики Коми уведомил администрацию МО ГО «Вуктыл» и Петрова Ю.В. о том, что вопрос о величине социальной выплаты (с уменьшением или без уменьшения на стоимость отчужденного жилого помещения, расположенных по адресу...) подлежит решению в судебном порядке в связи с несогласием Петрова Ю.В. с уменьшением размера выплаты на стоимость указанного помещения. Петрову Ю.В. было предложено решить вопрос о размере социальной выплаты в судебном порядке. При этом ответчиком не оспаривалось само право Петрова Ю.В. на получение государственного жилищного сертификата. Также в письме от ** ** ** указано, что представленный из администрации МО ГО «Вуктыл» пакет документов не соответствует требований пунктов 19 и 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153

Полагая решение Минстроя Республики Коми, не основанным на законе, Петров Ю.В. обратилась в суд.

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 (далее – Подпрограмма) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на получение социальных гарантий в связи с инвалидностью, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; части 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:

- состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992;

- норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;

- норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В силу положений ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2012 до 18.06.2017) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (ч. 1).

Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (ч. 2).

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности (ч. 3).

В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм (ч. 4).

Петрову Ю.В. на основании договора мены квартир от ** ** ** на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: ... (запись в БТИ от ** ** **

В соответствии с договором купли-продажи от ** ** ** Петров Ю.В. продал указанное жилое помещение за ... (запись в ЕГРП от ** ** **).

Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которым ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ дополнена положениями об уменьшении размера предоставляемой жилищной субсидии в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам, на суммы, полученные по договорам либо на суммы инвентаризационной стоимости помещений, вступил в законную силу 01.02.2012.

В силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Редакцией ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, действовавшей в период с 01.01.2003 до 01.01.2012, было предусмотрена возможность уменьшения размера жилищной субсидии гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, на сумму, полученную по договору купли-продажи.

Таким образом, уменьшение размера жилищной субсидии до 01.01.2012 могло быть произведено только в случае отчуждения получателем субсидии жилья, принадлежавшего им на праве собственности, и только на сумму, полученную по договору купли – продажи, без учета инвентаризационной стоимости помещений.

На дату подачи Петровым Ю.В. заявления о включении его в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидия, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья, в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (19.05.2008), и, соответственно, принятия на себя установленного законом обязательства выполнять условия участия в подпрограмме, в том числе в части безвозмездной передачи жилья, находящегося в его собственности в муниципальную собственность, квартира, стоимости которой, по мнению ответчика, подлежит учету при расчете размера жилищной субсидии, уже не находилась в собственности Петрова Ю.В. До данной даты Петров Ю.В. такого обязательства на себя не брал.

Поскольку решение об участии в подпрограмме принимается добровольно, подача ** ** ** Петровым Ю.В. заявления о включении его в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидия, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья, в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, и признании его участником подпрограммы свидетельствует о том, что он был согласен с установленными законом условиями такого участия, предусматривающими, в том числе, уменьшение суммы ожидаемой выплаты в случае продажи принадлежащего жилья на вырученную от продажи сумму.

Вместе с тем, учитывая, что сделка по отчуждению жилого помещения была совершена до выражения Петровым Ю.В. своего волеизъявления на включение в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидия, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья, в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, оснований для уменьшения размера субсидии на стоимость отчужденной Петровым Ю.В. квартиры не имеется.

В связи с чем, суд приходит к выводу о неправомерности решения Минстроя Республики Коми об отсутствии у Петрова Ю.В. права на получение жилищной субсидии без уменьшения размера жилищной субсидии на стоимость отчужденного жилого помещения по адресу: ...

В целях восстановления нарушенного права Петрова Ю.В., за ним в судебном порядке подлежит признанию право на получение в порядке очередности государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ на состав семьи из одного человека за счет средств федерального бюджета по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 19.05.2008, без уменьшения размера жилищной субсидии на величину стоимости жилого помещения по адресу: ...

Оснований для удовлетворения требований Петрова Ю.В. в оставшейся части не имеется по следующим основаниям.

В силу п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для получения сертификата гражданин – участник подпрограммы представляет, в том числе следующие документы:

- заявление (рапорт) по форме согласно приложению № 5 к указанным Правилам, которое подлежит нотариальному удостоверению;

- обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 к Правилам (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 и пункте 16(4) данных Правил.

Пунктом «в» п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов регулируется вопрос о принятии гражданином – участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, обязательства о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

Указанные требования п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов Петровым Ю.В. не исполнены.

Кроме того, Петровым Ю.В. не исполнено требование п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов о представлении в администрацию ГО «Вуктыл» заявление о выделении сертификата в планируемом (2017) году.

Учетное дело Петрова Ю.В. также не содержит его заявления (рапорта) о включении его в состав участников Подпрограммы, представление которого предусмотрено п. 19 указанных Правил.

Согласно представленным Минстрой Республики Коми сведениям ** ** ** им завершена работа по выдаче государственных жилищных сертификатов выпуска 2017 года, средства федерального бюджета освоены в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Петрова Ю.В. удовлетворить частично.

Признать за Поповым Ю.В. право на получение в порядке очередности государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на состав семьи из одного человека за счет средств федерального бюджета по категории «инвалиды» с датой постановки на учет ** ** **, без уменьшения размера жилищной субсидии на величину стоимости жилого помещения по адресу: ....

В удовлетворении исковых требований Петрова Ю.В. к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в оставшейся части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                              Д.А. Паншин

2-6676/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петров Ю.В.
Ответчики
Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2017Передача материалов судье
26.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2017Судебное заседание
20.09.2017Судебное заседание
05.10.2017Судебное заседание
05.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее