Дело № 2-457/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 22 ноября 2017 года гражданское дело по иску Габова В.В. к Администрации муниципального района «Сысольский» о признании недействительным распоряжения о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Габов В.В. обратился в суд с иском к Администрации МР «Сысольский» с требованиями о признании распоряжения Администрации МР «Сысольский» от 20.07.2017 № недействительным и возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с июля 2017 года.
В обоснование требований Габов В.В. указал, что являлся получателем пенсии за выслугу лет. Оспариваемым распоряжением выплата указанной пенсии прекращена в связи с тем, что он был уволен из Администрации МР «Сысольский» в связи с переводом. Однако такого основания для прекращения выплаты пенсии за выслугу лет ни решением Совета МР «Сысольский» от 22.03.2017, на Законом Республики Коми от 04.05.2008 №48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми» не предусмотрено.
В ходе производства по делу Габов В.В. исковые требования к Администрации МР «Сысольский» увеличил и дополнительно просил признать его увольнение с переводом согласно записи в трудовой книжке № от 23.12.2005 по п. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ незаконным и изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию.
В обоснование дополнительных исковых требований истец указал, что при увольнении в связи с переводом требуется согласование работодателя, работника и нового работодателя, куда приглашается работник. Однако, при его увольнении по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ такого согласования не было, и в распоряжении об увольнении основания для увольнения по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ не указаны. Кроме того, в записях трудовой книжки под номерами № и № не указано по просьбе работника или с его согласия производится увольнение, и что он принимается на работу к новому работодателю в порядке перевода. В приказе нового работодателя также отсутствует указание на то, что Габов В.В. был принят на работу в порядке перевода.
В судебном заседании истец на исковых требованиях в окончательной редакции настаивал.
Представитель ответчика Администрации МР «Сысольский» Беляев А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление. Последствия признания иска ответчику известны и понятны.
Представитель привлеченной судом в качестве третьего лица Администрации Главы Республики Коми, Холопова З.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что истцом пропущен установленный Трудовым кодексом РФ срок для обращения в суд с требованиями об изменении формулировки увольнения, а признание иска ответчиком противоречит бюджетному законодательству, так как назначение пенсии за выслугу лет муниципальному служащему в отсутствие таких оснований влечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Представитель ГУ «Центр занятости населения Сысольского района» извещен о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьего лица ГУ «Центр занятости населения Сысольского района».
В соответствии с п. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Вместе с тем, п. 2 ст. 39 ГПК РФ предусмотрено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Сысольского района по обращению Габова В.В., приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением Главы Администрации Сысольского района от 09.03.2004 № Габов В.В. был принят на должность <данные изъяты> с переводом из центра занятости населения.
09.03.2004 между Габовым В.В. и Администрацией МО «Сысольский район» заключен трудовой договор №, по смыслу которого Габов В.В. выполнял свои должностные обязанности в качестве муниципального служащего.
21.12.2005 Габов В.В. подал заявление об увольнении с переводом на работу в ГУ «Центр занятости населения Сысольского района».
Распоряжением Администрации МР «Сысольский» № от 23.12.2005 Габов В.В. уволен из Администрации МР «Сысольский» с переводом в ГУ «Центр занятости населения Сысольского района» по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
В связи с этим, в трудовую книжку истца под № была внесена запись об увольнении в порядке перевода в ГУ «Центр занятости населения» по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Оспаривая основания увольнения истец в ходе судебного разбирательства указал, что каких-либо возражений относительно его увольнения по ч. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ не имел, поскольку полагал, что все права, в том числе право на пенсионное обеспечение по муниципальной службе за ним будут сохранены. Требования об изменении формулировки увольнения заявлены по той причине, что с июля 2017 года ему прекращена выплата пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, поскольку увольнение по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ не входит в перечень оснований дающих право на назначение указанной пенсии. Поэтому истец полагает, что увольнение по указанным основаниям повлекло нарушение его права на пенсионное обеспечение.
Признавая исковые требования истца, представитель ответчика указал, что увольнение в порядке перевода представляет собой трехстороннее соглашение между работодателем, работником и новым работодателем, в связи с чем, работодатель был вправе уволить работника в порядке перевода только при наличии ходатайства нового работодателя о приеме этого работника на работу. Между тем, такого ходатайства новым работодателем, а именно ГУ «Центр занятости населения Сысольского района», представлено не было, в связи с чем, Администрация МР «Сысольский» произвела увольнение Габова В.В. по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ незаконно.
Изложенные доводы истца и ответчика суд не может принять во внимание ввиду следующего:
В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию. В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
Статьей 77 Трудового кодекса РФ предусмотрен перечень оснований для увольнения работника, к числу которых помимо прочих относятся расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса) (п.3); расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса) (п.4), а также перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) (п.5).
В соответствии со ст. 72.1 Трудового кодекса РФ под переводом на другую работу понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Таким образом, перевод работника по его просьбе или с его согласия на постоянную работу к другому работодателю предполагает прекращение прежнего трудового договора и заключение нового на условиях, согласованных с новым работодателем. По смыслу приведенной нормы необходимым условием для увольнения по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ является выраженная в письменном виде воля работника на увольнение в связи с переводом к другому работодателю.
Право работника на заключение, изменение и расторжение трудового договора, предусмотренное ст. 21 Трудового кодекса РФ, предполагает, что работник самостоятельно, исходя из собственных интересов, не противоречащих действующему законодательству, имеет возможность реализовывать свои трудовые права.
Из заявления Габова В.В. следует, что он выразил желание уволиться именно в связи с переводом в ГУ «Центр занятости населения Сысольского района». Иные основания к увольнению истец не заявлял. С приказом об увольнении от 23.12.2005, а также с записью в трудовой книжке истец был ознакомлен, что он подтвердила в ходе судебного разбирательства, и каких-либо возражений против увольнения по указанным основаниям не имел.
Приказом Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Коми № от 21.12.2005 Габов В.В. был назначен директором ГУ «Центр занятости населения Сысольского района» с 26.12.2005. Кроме того, приказом Федеральной службы по труду и занятости от 16.12.2005 № Габов В.В. был назначен на должность директора ГУ «Центр занятости населения Сысольского района» на основании его заявления и письма полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном округе. Указанные решения были приняты до издания приказа об увольнении Габова В.В. из Администрации МР «Сысольский», что свидетельствует о том, что прием Габова В.В. на работу новым работодателем был согласован заблаговременно.
То обстоятельство, что в распоряжении, а также в трудовой книжке не указаны основания для увольнения по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ, а именно, по просьбе работника или с его согласия произведено увольнение не влечет признание увольнения по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ незаконным, так как в своем заявлении Габов В.В. указал, что просит уволить его в порядке перевода и тем самым выразил просьбу на увольнение по данным основаниям.
При этом, со стороны ГУ «Центр занятости населения Сысольского района» не было отказано в приеме на работу, что подтверждается вышеуказанными приказами. При этом, установление Габову В.В. испытательного срока не является основанием для признания увольнения из Администрации МР «Сысольский» незаконным. В силу ст. 70 Трудового кодекса РФ при приеме на работу лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями испытательный срок, не устанавливается. Однако, Габов В.В. установление испытания при приеме на работу в ГУ «Центр занятости Сысольского района» не оспаривал, и в дальнейшем каких-либо разногласий относительно трудовых прав заявлял.
Доводы истца о том, что ему не были разъяснены правовые последствия увольнения в порядке перевода и он была введена в заблуждение относительно права на получение пенсии за выслугу лет не влекут признание действий ответчика по увольнению истца по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ незаконными, так как истец собственноручно написал заявление об увольнении в порядке перевода и тем самым самостоятельно реализовал свои трудовые права.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает нарушений трудовых прав истца при увольнении из Администрации МР «Сысольский» 23.12.2005. Следовательно, распоряжение Администрации МР «Сысольский» от 23.12.2005 № об увольнении Габова В.В. на основании п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ является законным и обоснованным. Запись в трудовой книжке истца об 1увольнении соответствует распоряжению об увольнении и требованиям абз. 5 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ, в связи с чем, оснований для внесения изменений в формулировку увольнения не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что признание ответчиком иска в части признания увольнения истца незаконным противоречит трудовому законодательству, в связи с чем суд не усматривает оснований для принятия признания иска ответчиком и удовлетворения требований истца об изменении формулировки увольнения, внесенной в трудовую книжку истца от 23.12.2005 за №.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, который представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций (п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Как следует из трудового договора № от 09.03.2004, заключенного между Администрацией МР «Сысольский» и Габовым В.В., последний, выполняя обязанности <данные изъяты>, являлся муниципальным служащим.
После перевода в ГУ «Центр занятости населения Сысольского района», а именно, с 23.12.2005, Габов В.В. утратил статус муниципального служащего.
В связи с наличием достаточного стажа муниципальной службы и права на получение страховой пенсии по старости, Администрацией МР «Сысольский» Габова В.В. с 27.05.2010 назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается представлением о назначении пенсии за выслугу лет и поручением № от 21.07.2010.
Между тем, распоряжением руководителя Администрации МР «Сысольский» от 20.07.2017 № в редакции распоряжения от 30.08.2017 № выплата пенсии за выслугу лет Габова В.В. прекращена с июля 2017 года в связи с установлением факта обнаружения обстоятельств и документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение приобретения права на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п.1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Особенности организации муниципальной службы в Республике Коми и правовое положение муниципальных служащих Республики Коми урегулированы Законом Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми".
В соответствии с ч. 2 ст. 10(1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ (в ред. Закона РК от 04.05.2008 N 50-РЗ) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Республике Коми (далее - должность муниципальной службы), предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, при одновременном наличии следующих условий:
1) стаж муниципальной службы, определенный в порядке для определения стажа государственной гражданской службы лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, для назначения пенсии за выслугу лет, не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин;
2) увольнение с муниципальной службы по следующим основаниям:
а) соглашение сторон трудового договора (контракта);
б) истечение срока срочного трудового договора (контракта);
в) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе муниципального служащего;
г) ликвидация органа местного самоуправления;
д) сокращение численности или штата работников органа местного самоуправления;
е) достижение муниципальным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
ж) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;
з) признание муниципального служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.
Согласно ч. 6 – 7 ст. 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ (в ред. Закона РК от 04.05.2008 N 50-РЗ) пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" после установления трудовой пенсии по старости (инвалидности) со дня обращения за пенсией за выслугу лет, но не ранее дня, следующего за днем увольнения лица с муниципальной службы.
По смыслу приведенных положений, пенсия за выслугу лет муниципальному служащему назначается при условии: наличия необходимого стажа муниципальной службы и права на трудовую пенсию по старости; замещения должности муниципального служащего не менее календарного года, предшествующего увольнению и увольнение с муниципальной службы по основаниям, прямо предусмотренным вышеуказанным законом.
По смыслу ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также в случаях, прямо предусмотренных названной нормой.
Таким образом, при определении оснований увольнения в целях применения Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ в редакции, действовавшей на момент установления Габову В.В. пенсии за выслугу лет, следовало руководствоваться положениями ст. 77 Трудового кодекса РФ, устанавливающими такие основания.
Как следует из представления Администрации МР «Сысольский» от 12.07.2010 о назначении Габову В.В. пенсии за выслугу лет, основанием его увольнения с муниципальной службы являлся перевод по его просьбе к другому работодателю по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Между тем, увольнение по указанным основаниям в соответствии с ч. 2 ст. 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ (в ред. Закона РК от 04.05.2008 N 50-РЗ) не дает муниципальному служащему права на получение пенсии за выслугу лет. Соответственно, по состоянию на 27.05.2010 у Габова В.В. право на получение пенсии за выслугу лет муниципальному служащему не возникло.
В соответствии с п. 14 ст. 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет, правила ее назначения, перерасчета, выплаты, приостановления и возобновления, прекращения и восстановления устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом норм, установленных законодательством Республики Коми для государственных гражданских служащих Республики Коми.
Решением Совета МО муниципального района "Сысольский" от 22.03.2017 N VI-19/134 "Об утверждении Порядка обращения лиц, замещавших должности муниципальной службы, за пенсией за выслугу лет, назначения пенсии за выслугу лет и изменения ее размера, выплаты пенсии за выслугу лет, ее приостановления, возобновления, прекращения и восстановления" в п.п. 4 п. 46 установлено, что в случае установления факта обнаружения обстоятельств и документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение приобретения права на пенсию за выслугу лет, выплата пенсии за выслугу лет прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о прекращении пенсии за выслугу лет, либо с даты, указанной судом.
Законом Республики Коми от 04.05.2008 N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" установлены аналогичные основания прекращения выплаты пенсии (п. 4 ст. 9).
С учетом того, что у истца право на пенсию за выслугу лет не возникло, прекращение выплаты пенсии является правомерным. В связи с этим, оснований для отмены распоряжения Администрации МР «Сысольский» № от 20.07.2017 в редакции распоряжения № от 30.08.2017 не имеется.
Поскольку судом установлено, что у истца отсутствует право на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего, суд полагает, что признание ответчиком исковых требований в части признания за истцом права на такую пенсию, отмены распоряжения Администрации МР «Сысольский» от 20.07.2017 № о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет и возложении обязанности произвести выплаты пенсии за выслугу лет муниципального служащего за весь период действия распоряжения от 20.07.2017 № с возобновлением выплаты пенсии противоречит приведенным положениям Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми", в связи с чем, не может быть принято судом.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Габова В.В. к Администрации МР «Сысольский» следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Габова В.В. к Администрации муниципального района «Сысольский» о признании увольнения с переводом по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса РФ незаконным, изменении в записи трудовой книжки № от 23.12.2005 формулировки увольнения на увольнение по инициативе работника, признании распоряжения Администрации муниципального района от 20.07.2017 № о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет недействительным с возобновлением выплаты пенсии с июля 2017 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Константинова
Мотивированное решение составлено 27.11.2017