к делу № 2а-981/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Адыгейск 10 июня 2017 года
Судья Теучежского районного суда Республики Адыгея Российской Федерации Шумен Б.А.,
при секретаре Парнук Ф.Г.,
с участием Теучежского межрайонного прокурора Паранука К.Ш.,
рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Теучежского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» по не включению ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, незаконным и о возложении обязанности включить ФИО1 в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Теучежский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» по не включению ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, незаконным и о возложении обязанности включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований указано, что Теучежской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО11 по вопросу законности не включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, ее племянников.
Установлено, что решением Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Дети остались проживать с отцом ФИО7, который скончался ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца над детьми установлена опека и попечительство (старшему ребенку на момент смерти отца исполнилось 17 лет).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ дети остались без попечения родителей и фактически приобрели статус «детей, оставшихся без попечения родителей» согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дети постоянно проживали на территории МО «<адрес>», за пределы района не выезжали, какие либо дополнительные гарантии в рамках Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ не получали.
Своего жилья у указанных детей в собственности не имеется и они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма.
Однако, документы о включении их в списки «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, никем не подавались, так же данный вопрос остался без должного внимания органа опеки и попечительства.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими и т.д., а также в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ответу администрации МО «<адрес>» ФИО1 не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по следующим основаниям: соответствие жилищным нормам жилого помещения в котором он проживал, отсутствие письменного заявления о включении в указанный список, не предоставление документов для включения в указанный список.
Вместе с тем, в числе причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлось, в том числе, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы (обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.).
Таким образом, факт не обращения ФИО1 и его опекуна с заявлением о постановке на учет не может служить основанием не предоставления ему мер социальной поддержки согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, вследствие бездействия органа опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» ФИО1 не смог реализовать свои жилищные права в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч.3 ст.34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг <...> осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями.
В соответствии п.1 и 2 ч.1 ст.7 Закона основными задачами органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.
Согласно п.4 и 11 ч.1 ст.8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в том числе, осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.ст.1, 4, 27 ФЗ от 10.01.1992 «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления. При этом, органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. При осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по факту не включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, незаконным.
Просит возложить на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность исполнить требования закона в части включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании административный истец – Теучежский межрайонный прокурор ФИО12 поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика муниципального образования «<адрес>» Тхаркахо С.Е. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без их участия, не возражают против удовлетворения требований административного истца.
Суд, выслушав административного истца - Теучежского межрайонного прокурора ФИО12, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования основаны на законе и поэтому подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании решением Теучежского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, лишена родительских прав в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО1 остался проживать с отцом ФИО7, который скончался ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца над ФИО8 установлена опека и попечительство.
Нехай Алий Русланович с 22 июля 2009 года остался без попечения родителей и фактически приобрел статус «детей, оставшихся без попечения родителей». Нехай Алий Русланович постоянно проживал на территории МО «Теучежский район», за пределы района не выезжал, какие либо дополнительные гарантии в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ не получал. Своего жилья у него в собственности не имеется и не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма.
Согласно ответу администрации МО «<адрес>» ФИО1 не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Судом установлено, что документы о включении ФИО1 в списки «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, никем не подавались.
Согласно ч.3 ст.34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Согласно п.4, 11 ч.1 ст.8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в том числе, осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, вследствие бездействия органа опеки и попечительства администрации МО «<адрес>» ФИО1 не смог реализовать свои жилищные права в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В связи, с чем суд считает необходимым обязать администрацию МО «<адрес>» устранить нарушения законодательства о гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставив ответчику трехмесячный срок для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Теучежского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о признании бездействия незаконным удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выразившееся по не включению ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в трехмесячный срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховый суд Республики Адыгея через Теучежский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия. Последним днем принесения апелляционной жалобы является 09 августа 2017 года включительно.
Председательствующий (<данные изъяты> Б.А.Шумен
<данные изъяты>
<данные изъяты>