№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Динской районный суд <адрес>
в составе:
судьи Дубовик С.А.
при секретаре Усаниной О.Ю.
с участием помощника прокурора Ивашковой П.М.
представителя ответчика Москвинова Д.А.
представителя третьего лица Лещевой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Чернову ВА о признании права собственности отсутствующим и снятии с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Чернову В.А. о признании права собственности отсутствующим и снятии с кадастрового учета, указав, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения земельного законодательства при формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 23:07:0801021:6, по пер. Речному, 7 в <адрес>, площадью 1502+/-27,11 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования указанного земельного участка — «для ведения личного подсобного хозяйства», принадлежит на праве собственности Чернову В.А., о чем сделана запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту обследования земельного участка, проведенного ведущим специалистом отдела муниципального земельного контроля управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес>, земельный участок не огорожен, видимых межевых знаков не имеет. Зданий, строений, сооружений на земельном участке не обнаружено.
В настоящее время по данным информационного портала «Публичная кадастровая карта» часть границ указанного земельного участка расположена на территории водного объекта.
Публичная кадастровая карта представляет собой специально разработанный Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии единый государственный сервис, необходимый для уточнения данных, в том числе о земельных участках, и является одним из видов письменных доказательств по делу.
Настоящей проверкой установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:0801021:6 расположен водный объект, который в соответствии с Генеральным планом Динского сельского поселения <адрес>, утвержденным решением Совета Динского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, является рекой - 1-я река Кочета, а, следовательно, находящийся в федеральной собственности.
Указанный вывод сделан на основании сведений ЕГРН, содержащего описание местоположения границ земельного участка (в виде списка координат характерных точек границы земельного участка), а также описание границ частей земельного участка, на которые наложены ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости (также в виде списка координат характерных точек границы части (частей) земельного участка).
В результате проведенного анализа администрацией МО Д и некой район границы указанного земельного участка частично пересекают границы береговой линии, площадь пересечения составляет - 396 кв. м.
Помощник прокурора в судебном заседании уточнила исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании предоставил суду заявление о признании исковых требований. Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны. Письменное заявление приобщено к материалам дела.
Представитель третьего лица в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третьи лица в судебное заседание не явились, в суд поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом уведомленных о дне и времени судебного заседания.
Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
<адрес> по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения земельного законодательства при формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 23:07:0801021:6, по пер. Речному, 7 в <адрес>, площадью 1502+/-27.11 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования указанного земельного участка — «для ведения личного подсобного хозяйства», принадлежит на праве собственности Чернову В.А., о чем сделана запись в ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту обследования земельного участка, проведенного ведущим специалистом отдела муниципального земельного контроля управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес>, земельный участок не огорожен, видимых межевых знаков не имеет. Зданий, строений, сооружений на земельном участке не обнаружено.
В настоящее время по данным информационного портала «Публичная кадастровая карта» часть границ указанного земельного участка расположена на территории водного объекта.
Публичная кадастровая карта представляет собой специально разработанный Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии единый государственный сервис, необходимый для уточнения данных, в том числе о земельных участках, и является одним из видов письменных доказательств по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли населенных пунктов и земли водного фонда.
В силу ч. 1 ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно ч. 1 ст. 102 ЗК РФ, к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
При этом, ч. 2 ст. 102 ЗК РФ установлен запрет на образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами.
Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 102 ЗК РФ, порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Часть 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации относит к поверхностным водам водотоки, в том числе реки, каналы, ручьи.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 6 ВК РФ).
Настоящей проверкой установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:0801021:6 расположен водный объект, который в соответствии с Генеральным планом Динского сельского поселения <адрес>, утвержденным решением Совета Динского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, является рекой - 1-я река Кочета, а, следовательно, находящийся в федеральной собственности.
Указанный вывод сделан на основании сведений ЕГРН, содержащего описание местоположения границ земельного участка (в виде списка координат характерных точек границы земельного участка), а также описание границ частей земельного участка, на которые наложены ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости (также в виде списка координат характерных точек границы части (частей) земельного участка).
В результате проведенного анализа администрацией МО <адрес> границы указанного земельного участка частично пересекают границы береговой линии, площадь пересечения составляет - 396 кв. м.
Согласно ст. 7 ВК РФ, поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Спорный участок как единый и неделимый сформирован из земель водного фонда, который включает акваторию, береговую полосу, водоохранную зону, зону санитарной охраны водного объекта.
В силу ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пункт 12 статьи 85 ЗК РФ устанавливает правило, согласно которому земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГПР17-252 указывает, что согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарно-защитного назначения, общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.
В соответствии с позицией <адрес>вого суда, изложенной в апелляционном определении по делу № следует, что береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое, как природный комплекс, следовательно, береговая полоса 1-й реки Кочеты в силу статьи 8 ВК РФ является собственностью Российской Федерации независимо от государственной регистрации права.
Таким образом, формирование и образование земельных участков из земель, покрытых относящимся к государственной собственности Российской Федерации поверхностным водным объектом, постановка их на кадастровый учет как объектов недвижимого имущества являлась неправомерным.
В соответствии с положениями ст. 31 ВК РФ, содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и названным кодексом. Понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена.
Согласно ст. 32 ВК РФ, предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. К водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено указанным кодексом.
Российская Федерация в силу ч. 1 ст. 8 ВК РФ, является собственником водных объектов и береговых полос, вне зависимости от регистрации прав как самим публично-правовым образованием в лице уполномоченных органов власти, так и иными лицами.
Таким образом, наличие права собственности Российской Федерации на данные объекты установлено законом.
При этом, ч. 8 ст. 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет значение единого федерального информационного ресурса, в связи с чем, содержащиеся в нем сведения должны отвечать критериям достоверности и актуальности (часть 9 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, являются вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем, учитывая, что спорный земельный участок не является легально сформированным объектом гражданского оборота, исключается возможность совершения с ним каких-либо действий (в силу части 2 статьи 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков). Указанные обстоятельства являются основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка. Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А32-29110/2015.
Поскольку в данном случае формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствует нормам действующего законодательства (пункт 2 статьи 102 ЗК РФ, пункт 1 статьи 130 ГК РФ), владение общедоступным поверхностным водным объектом Российская Федерация не утратила.
То обстоятельство, что в границах указанного земельного участка незаконно находятся часть водной поверхности, площадь пересечения которой составляет - 396 кв.м., не свидетельствует о том, что Российская Федерация не является владельцем водного объекта в целом, а потому избранный способ защиты нарушенного права соответствует материальному закону, установленным фактическим обстоятельствам и специфике водного объекта, права на который принадлежат публично-правовому образованию.
На основании абзаца 4 пункта 52 постановления Пленума ВС РФ № и Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится имущество. Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с нарушениями требований земельного и водного законодательства, так как его часть занята водным объектом, который при его постановке на кадастровый учет должен был быть отнесен к землям водного фонда, а не земель населенного пункта. Указанные обстоятельства являются основанием для исключения записи государственного кадастрового учета об указанном земельном участке с кадастровым номером 23:07:0801021:6 и исключения его из кадастрового учета.
На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Чернову ВА о признании права собственности отсутствующим и снятии с кадастрового учета – удовлетворить.
Исключить содержащиеся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0801021:6, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Речной, 7, границы которого пересекают береговую полосу водного объекта (площадь пересечения - 396 кв.м.), принадлежащего на праве собственности Чернову ВА.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:07:0801021:6, площадью 1502 +/- 27,11 кв.м., расположенного адресу: <адрес>, пер. Речной, 7, по координатам обозначения характерных точек границ согласно представленному в суд межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Решение является основанием для учета и внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении, площади и характерных точек границ земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:0801021:6, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Речной, 7, принадлежащего на праве собственности Чернову ВА.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Дубовик С.А.