Дело № 5-1477/2019
11RS0005-01-2019-006165-27
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 ноября 2019 года г.Ухта
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Берникова Е.Г., при секретаре Говязовой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица:
ООО «ЛУКОЙЛ - Коми»,
ОГРН 1021100895760, ИНН 1106014140, зарегистрировано 16.07.2002 года,
находящееся по адресу: Республика Коми, г.Усинск, ул.Нефтяников, д.31,
законный представитель: генеральный директор Голованев А.С.,
установил:
В Ухтинский городской суд Республики Коми на основании определения государственного инспектора Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 27 ноября 2019 года поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» (далее также Общество).
Из протокола об административном правонарушении № 25-07/86 от 27 ноября 2019 года следует, что 25 ноября 2019 года из поступившего оперативного сообщения об аварии в горных выработках уклонного блока 1-3Д «Север» на опасном производственном объекте: «...» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», было установлено, что на опасном производственном объекте (далее также ОПО): «...» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», находящемся по адресу: ...., номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов А25 – ...., допускается эксплуатация, ведение работ в границах действующего пожара в горных выработках уклонного блока 1-ЗД «Север» "..." ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», допущены нарушения требований промышленной безопасности, представляющие непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, выразившиеся в следующем:
- не запрещено ведение работ в границах действующего пожара в горных выработках уклонного блока 1-ЗД «Север»;
- не остановлено ведение работ в отсутствии запасного выхода, когда в горных выработках нефтяной шахты выявленные нарушения требований промышленной безопасности и (или) безопасности ведения горных работ и (или) ведения работ по добыче нефти создают угрозу жизни и здоровью работников, работники из этих горных выработок выходят в горные выработки, в которых отсутствуют нарушения требований безопасности, и (или) на поверхность;
- в действующих горных выработках нефтяной шахты не предусмотрено не менее двух ничем не загроможденных выходов, а именно: в вентиляционном стволе ВС №2 присутствуют продукты горения, дым, -
чем нарушены требования ч. 1 ст. 9. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 16 Федеральных норм и правил
в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при разработке нефтяных месторождений шахтным способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 28.11.2016. №501.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, законного представителя не направило, не просило об отложении рассмотрения дела, обеспечило явку защитников. С учетом положений ч.3 ст.25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.
Должностное лицо, составившее протокол, Дурягин И.И. доводы протокола поддержал, указал, что доказательством противоправного деяния является оперативное сообщение от 25.11.2019, дающее основания полагать существующими обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении; обязанность приостанавливать эксплуатацию ОПО при аварии на одной его части отсутствует. Не оспаривал наличие необходимого количества выходов из "...".
Защитники ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по доверенности Головкина А.З., Белов Д.А. полагали состав административного правонарушения отсутствующим, представили соответствующий письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст.3).
В соответствии с ч.1 ст.9 Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств. К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится и протокол об административном правонарушении (ст.26.2 КоАП РФ). Возможность предоставлять доказательства сохраняется на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы привлечение к административной ответственности за деяние, не описанное в протоколе об административном правонарушении, не предоставляет возможности лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции, и не допускается.
Приказом Ростехнадзора от 28.11.2016 года № 501 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при разработке нефтяных месторождений шахтным способом" (далее Правила), п.16 которых предусматривает, что при выявлении нарушений требований промышленной безопасности, безопасности ведения горных работ, безопасности ведения работ по добыче нефти эти работы приостанавливаются и принимаются меры по устранению выявленных нарушений. В случаях, когда в горных выработках нефтяной шахты выявленные нарушения требований промышленной безопасности и (или) безопасности ведения горных работ и (или) ведения работ по добыче нефти могут привести к возникновению аварии или создают угрозу жизни и здоровью работников, работники из этих горных выработок выходят в горные выработки, в которых отсутствуют нарушения требований безопасности, и (или) на поверхность. В силу п.608 Правил ведение работ в границах действующего пожара запрещается.
Следует из оперативного сообщения (обязательного), оперативного сообщения (информации) о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) происшедшем в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, приказа Печорского управления Ростехнадзора от 26.11.2019 № 636 «О расследовании обстоятельств и причин аварии», что 24.11.2019 предположительно в 20 часов 00 минут в горных выработках уклонного блока 1-3Д «Север» на опасном производственном объекте: «...» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», произошла авария (задымление), введен в действие План ликвидации аварии, персоналу, находящемуся в горных выработках "..." отдано распоряжение о выходе на поверхность, по состоянию на 22 часа из 42 работников нефтешахты не выехали на поверхность 3 работника подрядной организации, один из которых обнаружен живым и 25.11.2019 в 02 часа 07 минут поднят на поверхность.
Распоряжением начальника "..." от 24.11.2019 № 92/1 «О запрете ведения работ» на основании п.16 Правил запрещено ведение работ, а также нахождение людей в горных выработках уклонного блока 1 – 3Д «Север», за исключением работ по устранению аварийной ситуации и выполнения необходимых мероприятий, указано на участках горных выработок, не застигнутых аварийной ситуацией, производить только специальные виды работ, спуск людей в шахту осуществлять по разовым (аварийным) пропускам.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в примечании не указано.
Какие – либо доказательства ведения работ в границах действующего пожара, в отсутствие запасного и второго не загромождённого выхода (как то предусмотрено п.55 Правил) в материалах дела отсутствуют. Из оперативных сообщений эти обстоятельства не усматриваются, а предположения должностного лица о наличии таких обстоятельств доказательствами не являются. Иные противоправные деяния протоколом об административном правонарушении от 27.11.2019 № 25 – 07/86 не описаны.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, воспользовался своим правом на применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности (протокол от 27.11.2019 № 25-07/86 о временном запрете деятельности) - запрета эксплуатации опасного производственного объекта «...» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», кроме работ по устранению выявленных нарушений и аварийных ситуаций опасного производственного объекта «...» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», расположенного по адресу: ...., номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: А25-...., с 17 часов 00 минут 27 ноября 2019 года.
На основании ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В отсутствие доказательств события административного правонарушения применение меры обеспечения производства по делу основанием для привлечения к административной ответственности не является.
В силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В связи с изложенным производство по делу подлежит прекращению, а меры обеспечения производства по делу – отмене.
Руководствуясь ст.24.5, ст.29.10 КоАП РФ,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.Г. Берникова