Дело № 2-711/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 01 декабря 2017 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Черноусовой О.А.
с участием истцов Коростелевой О.А., Коростелева А.И., представителя администрации Енисейского района Красноярского края – Яричина И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коростелевой ФИО14, Коростелева ФИО15 к администрации Енисейского района о признании незаконным отказа администрации в перечислении социальной выплаты для участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.», возложении обязанности перечислить социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Коростелева О.А., Коростелев А.И. обратились в суд с иском к администрации Енисейского района о восстановлении права их семьи на получение социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб. в счет оплаты стоимости договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с условиями участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.
Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании свидетельства № о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения их семье была предоставлена денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцы приобрели двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Стоимость указанной квартиры составила - <данные изъяты> рублей: из них сумма <данные изъяты> была передана «Продавцу» до подписания договора, а сумма <данные изъяты> рублей должна быть перечислена на расчетный счет «Продавца» администрацией Енисейского района на основании полученного Свидетельства № и сбора необходимых документов, запрашиваемых администрацией Енисейского района для перечисления социальной выплаты. После проведения всех необходимых мероприятий, а именно заключения договора с ПАО «Сбербанк России» на открытие счета для перечисления социальной выплаты, сбора подтверждающих справок о том, что у них отсутствует какое-либо недвижимое имущество, справки с места жительства, заключения и регистрации договора купли - продажи. Далее истцы должны были все указанные документы предоставить в банк для перечисления социальной выплаты. В банке у истцов запросили разрешение от администрации Енисейского района о перечислении социальной выплаты. После обращения в администрацию им было отказано в перечислении бюджетных средств (социальная выплата), указав основанием: «в соответствии с условиями программы социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер) (Постановление Правительства РФ от 20.05.2017г. № 609).
Считают данное решение администрации Енисейского района противоречащим действующему законодательству в виду того, что Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 года № 609 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступило в законную силу 04.06.2017 года, а договор - купли продажи заключен ДД.ММ.ГГГГ, и внесенные изменения на них не распространяются.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просили признать незаконным отказ администрации Енисейского района в перечислении бюджетных денежных средств (социальной выплаты) на счет продавца ФИО2 по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Обязать администрацию Енисейского района перевести денежные средства на счет, открытый в ПАО «Сбербанк России» на основании договора № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.
В судебном заседании истцы Коростелева О.А. и Коростелев А.И. поддержали заявленные требования в полном объеме, дополнительно суду пояснили, что ни в момент заключения договора купли-продажи, ни в момент его сдачи на регистрацию им не было известно о том, что социальная выплата не может быть предоставлена по сделке, совершенной между близкими родственниками, об этом их никто не уведомлял и не мог уведомить, поскольку изменения вступили в силу с 03 июня 2017 г., полагают, что все требования для перечисления выплаты в рамках договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ими были выполнены в полном объеме, оснований для отказа в перечислении выплаты не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Енисейского района Красноярского края – Яричин И.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал. Просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, указывая на то, что отказ в перечислении социальной выплаты является законным и обоснованным, принятым с учетом положений п. 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования - приложения № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.
Третье лицо - администрация Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края, надлежащим образом извещенное о дате и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление Коростелевых, в котором указало, что против удовлетворения исковых требований не возражают, также просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Третье лицо - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, надлежащим образом извещенное о дате и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление Коростелевых, в котором указало следующее. Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 21.08.2008 № 5.1-п «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края», положениям мероприятия 8 «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2018 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п (далее - Мероприятие 8), к компетенции Министерства вопросы перечисления средств социальной выплаты участникам Мероприятия 8 не относятся. Пунктом 1 раздела 4 мероприятия 8 предусматривается, что социальная выплата, предоставляемая участнику Мероприятия 8, формируется на условиях софинансирования за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов. В соответствии с пунктом 2(1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования - приложения № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер). Также Министерство просило суд рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие своего представителя.
Третье лицо - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России надлежащим образом извещенное о дате и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление Коростелевых, в котором указало, что с исковыми требованиями они не согласны, просят отказать в их удовлетворении ввиду следующего. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 гг. и входящие в ее состав подпрограммы, в том числе подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - подпрограмма), включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила). Пунктом 2 (1) установлено, что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер) (в редакции от 20 мая 2017 г. № 609, вступившей в силу 3 июня 2017 г.). Принятые постановлением Правительства Российской Федерации изменения в подпрограмму в настоящее время распространяются на правоотношения, возникшие до 3 июня 2017 г. В связи с изложенным, принимая во внимание, что истцами был заключен договор купли-продажи в нарушение пункта 2 (1) Правил, исковые требования о реализации права на получение социальной выплаты необоснованны и противоречат требованиям законодательства. Удовлетворение требований истцов приведет не только к нарушению федерального законодательства, устанавливающего критерии и порядок предоставления гражданам меры государственной поддержки, но и поставит в неравное положение иных граждан - участников государственных программ. Просили рассмотреть исковое заявление в отсутствие их представителя.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, согласно материалов учетного дела, Коростелева О.А. и её супруг Коростелев А.И. Постановлением главы администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ признаны нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ. На основании поданного ДД.ММ.ГГГГ Коростелевой О.А. в администрацию Енисейского района заявления о признании ее семьи участником долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы, она и ее супруг Коростелев А.И. были включены в список молодых семей - участников данной программы, о чем истица была извещена письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением администрации Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ №-п был утверждён список молодых семей в Красноярском крае, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по Енисейскому району, семья Коростелевых была включена в указанный список.
Постановлением главы администрации Енисейского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ семья Коростелевых исключена из Списка молодых семей- участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае», изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году, по Енисейскому району, на основании ст. 53 ЖК РФ, о чем Коростелева О.А. была извещена письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой в нем на отчуждение ее супругом 1/4 доли жилого помещения, расположенного в <адрес>.
Не согласившись с данным решением администрации, Коростелевы обратились с иском в суд о признании незаконным решения об исключении из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы, восстановлении в списке участников жилищной программы.
Решением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (апелляционное определение Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ №), исковые требования Коростелевых были удовлетворены. Признано незаконным решение администрации Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи Коростелевой ФИО16 из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>», изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по Енисейскому району». На администрацию Енисейского района Красноярского края возложена обязанность восстановить Коростелеву ФИО17 с составом семьи два человека в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, с учетом номера очередности на момент принятия решения об исключении ее из списка очередности.
Постановлением и.о. главы Енисейского района ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №-п в приложение список молодых семей - участников мероприятия 13 «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы, государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. №514-п, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году, по Енисейскому району, внесены изменения, а именно включена в вышеуказанный список семья Коростелевой ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании решения Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом номера очередности на момент принятия решения об исключении ее из списка очередности, с ДД.ММ.ГГГГ номер очереди 5.
Письмом Руководителя МКУ «Центр имущественных отношений Енисейского района» Коростелевой О.А. сообщено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ ей необходимо представить в администрацию Енисейского района справку о составе семьи, финансово-лицевой счет, выписку из домовой книги, копии паспортов, копию свидетельства о браке; копию свидетельства о рождении; выписку из распоряжения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведения об отсутствии в ЕГРПН прав на недвижимое имущество и сделок с ним (имевшееся) и имеющиеся. Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иные денежные средства для платы расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие собственных средств в сумме 657720 рублей. Для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы или иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, Коростелевым необходимо подать в администрацию района один из следующих документов (с размером вышеуказанной суммы): - копию договора и выписку со счета банка или иных кредитных организаций о наличии средств на счетах членов молодой семьи; - документ из банка или иной кредитной организации о возможности предоставления молодой семье кредита или займа в сумме, необходимой для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; - документ об оценке рыночной стоимости недвижимого, иного имущества, при наличии данного имущества в собственности членов молодой семьи, стоимость которого будет превышать размер предоставляемой социальной выплаты для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья; - копию государственного сертификата на материнский (семейный) капитал со справкой о состоянии финансового лицевого счета, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на дату обращения. При предъявлении оригиналов документов их копии заверяются администрацией района. В указанных целях при недостаточных доходах или количестве денежных средств по одному из вышеперечисленных документов молодой семьей может быть представлено несколько документов. Сообщено, что при изменении у семьи обстоятельств, влияющих на предоставление социальной выплаты (изменение фамилии, изменение состава семьи, изменение паспортных данных и прочих обстоятельств), необходимо подать в администрацию Енисейского района заявление с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления вышеуказанных документов, администрация района исключит семью из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году, в связи с невыполнением условий подпрограммы.
Во исполнение требований, содержащихся в вышеуказанном письме, истцами были представлены вышеуказанные документы, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ молодой семье в составе Коростелевой О.А. и Коростелева А.И., являющейся участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, в соответствии с условиями этой подпрограммы предоставлена социальная выплата в размере 383670 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Красноярского края. Свидетельство подлежит предъявлению в банк до ДД.ММ.ГГГГ (включительно). Свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» с одной стороны и Коростелевой О.А. заключен договор N № банковского счета для обслуживания подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ по условиям которого в соответствии с "Правилами доставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", утвержденными Постановлением N 1050 (именуемые в дальнейшем - Правила) БАНК открывает на имя владельца счет №, (именуемый в дальнейшем - Счет) для перечисления предоставленной ВЛАДЕЛЬЦУ суммы социальной выплаты на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2, «продавец», с одной стороны, и Коростелевой ФИО19 и Коростелевым
ФИО20 «покупатели», с другой стороны, заключен договор купли-продажи недвижимости, по условиям которого Коростелева О.А. и Коростелев А.И. приобрели у ФИО2 в общую долевую собственность ( по 1/2 доли каждому) двухкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: Россия, <адрес>, дом номер №, квартира номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый (или условный) №. Пунктом 3 договора предусмотрено, что стоимость недвижимого имущества составляет <данные изъяты> рублей: из них сумма <данные изъяты> рублей будет переведена на расчетный счет «Продавца», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», на основании выданного главой Администрации Енисейского района ФИО9 свидетельства № «О праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ на имя Коростелевой ФИО21 и Коростелева
ФИО22. Перевод данной социальной выплаты будет осуществлен согласно Договора № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», открытого на Коростелеву ФИО23
№ № ПАО «Сбербанк России», с которого будет списана данная денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей на расчетный счет «Продавца» - №, открытого в ПАО «Сбербанк России»; из них <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей - оставшаяся сумма стоимости вышеуказанного недвижимого имущества будет передана «Продавцу» в наличной форме после подписания данного Договора.
Как установлено из пояснений истцов, а также подтверждается копиями описей документов, принятых для оказания государственных услуг КГБУ МФЦ Структурное подразделение Красноярск, Енисейск, ДД.ММ.ГГГГ от Коростелева А.И. и Коростелевой О.А. были приняты документы на государственную регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРП сведений на объект недвижимого имущества) – помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе договор купли продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ
Данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 05.06.2017 г.
Из пояснений истцов установлено, что после того, как они получили выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, они обратились в банк, где им было сообщено, что необходимо представить разрешение от администрации Енисейского района на перечисление денежных средств (социальной выплаты), в связи с чем, они обратились в администрацию Енисейского района.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Енисейского района на имя Коростелевой О.А. за номером № было направлено письмо об отказе в перечислении социальной выплаты в рамках договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ, получены выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Однако в соответствии с условиями вышеуказанной программы, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 609). На основании изложенного, администрация Енисейского района отказала семье Коростелевых в перечислении бюджетных денежных средств (социальной выплаты) на счет продавца ФИО2, по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с данным решением, истцы обратились с настоящим иском в суд.
Разрешая исковые требования Коростелевой О.А. и Коростелева А.И. о признании незаконным отказа администрации в перечислении социальной выплаты для участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.», возложении обязанности перечислить социальную выплату, суд приходит к выводу об их удовлетворении ввиду следующего.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015–2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Приложением N 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
В соответствии с п. 2 Правил социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1562)
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2016 N 466)
2(1). Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 609)
3. Право молодой семьи - участницы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Как следует из содержания ответа семье Коростелевых об отказе в перечислении социальной выплаты, основанием для отказа является п. 2(1) Правил, предусматривающий 2(1), что социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), введенный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 609.
Из материалов дела следует, что ФИО3 приходится матерью Коростелеву ФИО24, что подтверждается свидетельством о рождении серии VI-БА №, данное обстоятельство с учетом п. 2(1) Правил является основанием для отказа в перечислении социальной выплаты, поскольку сделка – купли-продажи жилого помещения совершена между близкими родственниками.
Вместе с тем, принимая решение об отказе в перечислении социальной выплаты, ответчиком не принято во внимание, что п. 2(1) Правил был введен в действие Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 609. Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 609, вступают в силу по истечении
7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.05.2017), начало действия редакции - 03.06.2017 г.
Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как установлено судом, договор купли-продажи квартиры заключен 22 мая 2017 г., 23 мая 2017 г. истцы обратились за предоставлением государственной услуги по регистрации данного договора, представив все необходимые документы.
Последующая государственная регистрация договора купли-продажи только 05 июня 2017 г. не может являться основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты, поскольку ни на момент заключения договора купли-продажи, на момент обращения истцов за государственной услугой по регистрации сделки, данного ограничения, предусмотренного положения п. 2(1) правил не существовало, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцы в данном конкретном случае действовали добросовестно, ими совершены все необходимые действия по реализации права на получение социальной выплаты, в том числе открыт в банке специальный счет, приобретено жилое помещение, однако социальная выплата им не была предоставлена.
Пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В данном случае регистрация права собственности на вышеуказанное жилое помещение произошла после вступления изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 609 по независящим от истцов обстоятельствам.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования Коростелевой О.А. и Коростелева А.И. о признании незаконным отказ Администрации Енисейского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ в перечислении бюджетных денежных средств (социальной выплаты) и возложении на ответчика обязанности перевести социальную выплату на основании выданного свидетельства № «О праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» от ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению.
Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
В судебном заседании истцами заявлено ходатайство в случае удовлетворения исковых требований об обращении решения суда к немедленному исполнению, ввиду того, что 12 декабря 2017 г. истекает срок действия свидетельства «О праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», а также договора банковского счета, что впоследствии может затруднить исполнение решения суда. Кроме того заканчивается финансовый год, остатки субсидий, предоставленные в предшествующем финансовом году могут быть зачислены в резервный фонд Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд полагает возможным заявленное ходатайство удовлетворить, решение суда в части возложения на ответчика обязанности перевести социальную выплату на основании выданного главой Администрации Енисейского района ФИО9 свидетельства № «О праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» от ДД.ММ.ГГГГ привести к немедленному исполнению.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коростелевой ФИО25, Коростелева ФИО26 к администрации Енисейского района Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Енисейского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ в перечислении бюджетных денежных средств (социальной выплаты) на счет продавца ФИО3 по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Администрацию Енисейского района Красноярского края перевести социальную выплату на основании выданного главой Администрации Енисейского района ФИО9 свидетельства № «О праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства» от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя Коростелевой ФИО27 и Коростелева ФИО28 согласно Договора № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», открытого на Коростелеву ФИО29 № ПАО «Сбербанк России», в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей, с которого данная денежная сумма в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей подлежит списанию на расчетный счет ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - №, открытого в ПАО «Сбербанк России».
Решение в части возложения на администрацию Енисейского района обязанности перевести социальную выплату подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд Красноярского края путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2017 г.
копия верна, решение не вступило в законную силу.
подлинник решения суда находится в Енисейском районном суде Красноярского края в гражданском деле № 2-711/2017
Судья Н.М. Ларионова