Дело № 2-485/2020
УИД 16RS0044-01-2020-000333-21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 марта 2020 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ахмеровой Г.С.,
с участием истца Мингатиной Е.О.,
при секретаре судебного заседания Козиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мингатина Е.О. к исполнительному комитету муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Мингатина Е.О. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан и признание права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 74,8 кв.м., в том числе жилой 47,1 в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании требований указав, что ФИО1 предоставлен земельный участок № на праве для ведения личного хозяйства. На данном земельном участке был возведен жилой дом, общей площадью 74,8 кв.м., в том числе жилой 47,1 кв.м., однако право собственности не зарегистрировал. После смерти ФИО1 открылось наследство, истец является наследником принявшим наследство. Поскольку право собственности на жилой дом не зарегистрировано надлежащим образом, что препятствует в оформлении наследственных прав.
Истец Мингатина Е.О. на судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан на судебное заседание признал исковые требования.
Выслушав истца, исследовав в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со дня смерти гражданина.
В силу части 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно части 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Судом установлено, что согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Чистопольским сельским поселением Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, отцу истца ФИО1 предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В 1987 году ФИО1 на свои средства на указанном земельном участке возвел жилой дом, общей площадью 74,8 кв.м., в том числе жилой 47,1 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, после смерти которого, открылось наследство, в том числе в виде указанного жилого дома.
Согласно сведениям нотариуса Чистопольского нотариального округа ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО1 имеется наследственное дело, наследником по закону, принявшим наследство, является дочь Мингатина Е.О. В материалах наследственного дела имеются заявления ФИО5, ФИО6 об отказе от наследства в пользу Мингатина Е.О.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> отделение, следует, что право собственности на указанный жилой дом не зарегистрировано.
В техническом паспорте на жилой дом, составленном филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> отделение, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого дома, 1987 года постройки, составляет 74,8 кв.м., жилая площадь – 74,8 кв.м.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципального бюджетным учреждения «Градорегулирование и инфраструктурное развитие» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, жилой дом размещен в пределах существующей границы земельного участка и соответствует градостроительным нормам и требованиям СНиП и не нарушает права и интересы владельцев смежных земельных участков.
Заключением ООО «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что работы по строительству жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполнены в соответствии с требованиями СНиП и обеспечивают безопасную для жизни здоровья людей эксплуатацию объекта.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 35, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании, принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Поскольку истец является наследником по закону принявшего наследство, открывшегося после смерти отца, исковые требования о признании права собственности на указанный жилой дом в порядке наследования, суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Мингатина Е.О. удовлетворить.
Признать за Мингатина Е.О. право собственности в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с общей площадью 74,8 кв.м., жилая площадь – 47,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ахмерова Г.С.