Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 декабря 2019 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимчук М.В.,
с участием представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Орловской области по доверенности от 23 апреля 2019 года № Копцевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Орловской области к Терентьеву Александру Михайловичу о взыскании транспортного налога,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Орловской области (далее - МРИ ФНС России № по Орловской области, налоговая инспекция) обратилась с административным иском к Терентьеву А.М. о взыскании налогов и пени за несвоевременную уплату налогов в общем размере 80 182 рублей 20 копеек.
В обоснование заявленных требований указывают на то, что Терентьеву А.М. на праве собственности принадлежали транспортные средства марки «МАЗ 544008-030-021» государственный регистрационный № мощностью 400 л.с., «Крайслер 300 М» государственный регистрационный № мощностью 252 л.с.
Кроме того, Терентьев А.М. является собственником <...> доли земельного участка с кадастровым № части жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым № и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
Ссылаются на то, что налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2017 год в размере 71 800 рублей 00 копеек, а также земельный налог за указанный период в размере 909 рублей 00 копеек и налог на имущество в размере 369 рублей 00 копеек.
Поскольку данное имущество является объектом налогообложения, его собственник обязан уплачивать налоги.
Также указывают, что Терентьев А.М. был поставлен на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя с 5 февраля 2003 года, 19 октября 2018 года с учета снят.
Терентьев А.М. не уплатил за 2016 год 5 065 рублей 93 копейки, за 2017 год 6 240 рублей 00 копеек налог на доходы физических лиц с суммы, полученной от сдачи в наем жилого дома, находившегося в собственности ответчика, расположенного по адресу: <адрес>.
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование № по состоянию на 16 декабря 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 71 800 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога за период с 04 декабря по 15 декабря 2018 года в размере 215 рублей 40 копеек; земельного налога за 2017 год в размере 909 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога за период с 04 декабря по 15 декабря 2018 года в размере 02 рублей 73 копеек; налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 369 рублей 00 копеек и пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога за период с 04 декабря по 15 декабря 2018 года в размере 01 рубля 11 копеек по сроку уплаты до 10 января 2019 года.
В связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц налоговой инспекцией за 2016 год начислены 421 рубль 67 копеек пеней за период с 08 декабря 2017 года по 28 марта 2019 года и направлено требование от 28 марта 2018 года № об уплате пеней по сроку уплаты до 17 апреля 2018 года.
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование № по состоянию на 19 июля 2018 года об уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 6 240 рублей 00 копеек по сроку уплаты до 8 августа 2018 года и требование № по состоянию на 06 ноября 2018 года об уплате пени за несвоевременную уплату указанной суммы налога за период с 10 марта по 06 ноября 2018 года в размере 472 рублей 52 копеек по сроку уплаты до 26 ноября 2018 года.
Данные требования Терентьевым А.М. не исполнены в полном объеме.
МРИ ФНС России № по Орловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Терентьева А.М. вышеуказанных налогов и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области 19 июля 2019 года судебный приказ о взыскании с Терентьева А.М. налогов и пени от 18 июня 2019 года отменен на основании поступивших возражений должника.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству по данному административному делу МРИ ФНС России № по Орловской области в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнила исковые требования, уменьшив взыскиваемую задолженность по налогам по пени в связи с частичной ее оплатой административным ответчиком. С учетом произведенного перерасчета суммы недоимки и пени, просит суд взыскать с Терентьева А.М. транспортный налог за 2017 год в размере 71 800 рублей 00 копеек.
Представитель МРИ ФНС России № по Орловской области по доверенности Копцева Н.Н. в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Административный ответчик Терентьев А.М. извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Суд в порядке статьи 150 (части 2) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налоговой инспекции, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации усматривается, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлен перечень объектов, которые транспортным налогом не облагаются.
Не являются объектом налогообложения, в частности транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (подпункт 7 пункта 2 статьи 358 Кодекса).
В соответствии со статьей 2 Закона Орловской области от 26 ноября 2002 года № 289-ОЗ «О транспортном налоге» для легковых автомобилей на одну лошадиную силу с мощностью двигателя свыше 250 л.с. включительно, установлена налоговая ставка на одну лошадиную силу 150 рублей; для грузовых автомобилей на одну лошадиную силу с мощностью двигателя свыше 250 л.с. установлена налоговая ставка на одну лошадиную силу 85 рублей.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Как следует из материалов дела, в том числе сведений органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в течение 2017 года за Терентьевым А.М. были зарегистрированы транспортные средства «МАЗ 544008-030-021» государственный регистрационный № мощностью 400 л.с., «Крайслер 300 М» государственный регистрационный № мощностью 252 л.с., в силу чего налоговый орган исчислил в отношении указанных транспортных средств транспортный налог в размере 71 800 рублей 00 копеек.
В судебном заседании установлено, что Терентьев А.М. являясь налогоплательщиком имеет личный кабинет налогоплательщика.
Указанное обстоятельство подтверждается регистрационной картой для использования личного кабинета налогоплательщика от 7 апреля 2015 года, из которой следует, что в целях обеспечения доступа налогоплательщика к личному кабинету ему выданы логин и пароль.
Обстоятельства направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога в электронной форме, подтверждаются сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 Пром, согласно которым, в личном кабинете Терентьева А.М. было размещено налоговое уведомление № от 23 сентября 2018 года о необходимости уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 71 800 рублей со сроком уплаты не позднее 3 декабря 2018 года и требование № по состоянию на 16 декабря 2018 года о необходимости уплатить данный налог и пени за период с 4 по 15 декабря 2018 года в размере 215 рублей 40 копеек в срок до 10 января 2019 года.
Сведения о том, что Терентьев А.М. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку уведомление и требование об уплате транспортного налога и пени административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
18 июня 2019 года мировым судьей судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Терентьева А.М. задолженности по уплате транспортного налога и пени в указанном размере, который определением того же мирового судьи от 19 июля 2019 года отменен по заявлению Терентьева А.М.
Административный истец обратился с административным иском в суд 26 сентября 2019 года.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком погашена задолженность по пени на недоимку по транспортному налогу в размере 215 рублей 40 копеек.
Установив, что автомобили в указанный выше период были зарегистрированы за Терентьевым А.М., налоговым органом правильно был произведен расчет транспортного налога подлежащего уплате административным ответчиком в размере 71 800 рублей (400 х 85; 252 х 150) за налоговый период за 2017 год, налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания налога, в установленные законом сроки обратился к мировому судье и в районный суд за взысканием недоимки по транспортному налогу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований МРИ ФНС России № по Орловской области и взыскании с административного ответчика Терентьева А.М. задолженности по транспортному налогу в размере 71 800 рублей 00 копеек.
Довод, приведенный административным ответчиком в возражениях на иск, что в результате ДТП принадлежавшее ему транспортное средство "Крайслер 300М", государственный регистрационный №, в результате ДТП 29 марта 2016 года утратил свои свойства (уничтожен) и он перестал являться объектом налогообложения. А также то, что поскольку на автомобиль в рамках исполнительного производства был наложен запрет на осуществление регистрационных действий, возможность снять автомобиль с регистрационного учета в органах ГИБДД у него отсутствовала до 28 декабря 2018 года, суд отклоняет по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Частью 3 данной статьи определено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" основанием для снятия транспортного средства с учета является прекращение на него права собственности.
В силу пункта 5 действовавших на момент спорных правоотношений Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае утилизации транспортных средств или изменения собственника (владельца).
Таким образом, из совокупности приведенных норм права, следует, что транспортный налог взимается при нахождении транспортных средств на учете в регистрирующих органах.
Уничтожение транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
По смыслу закона, в тех случаях, когда налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Таким образом, факт нахождения в аварийном состоянии в течении налогового периода принадлежащего административному ответчику автомобиля, сам по себе не может являться основанием для его освобождения от уплаты транспортного налога, поскольку транспортное средство находилось на государственном регистрационном учете и признавалось объектом налогообложения.
При подаче административного искового заявления административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с этим в соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход муниципального образования «Город Мценск» Орловской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 354 рублей.
Руководствуясь статьями 175-176, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области к Терентьеву Александру Михайловичу о взыскании транспортного налога удовлетворить.
Взыскать с Терентьева Александра Михайловича, зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области задолженность по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 71 800 (семьдесят одна тысяча восемьсот) рублей 00 копеек.
Взыскать с Терентьева Александра Михайловича в доход муниципального образования «Город Мценск» Орловской области государственную пошлину в размере 2 354 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Н.А. Волкова