Дело № 12-1426/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 29 мая 2019 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Рудых Г.М., рассмотрев жалобу Гузева Андрея Владимировича на постановление государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Лихолетова А.А. №... от 28 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Гузева Андрея Владимировича,
с участием защитника Гузева А.В. – Пшеничного В.В., представителя Волжского МУГАДН Великородного А.П.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора ТОГАДН по Волгоградской области Волжского МУГАДН Лихолетова А.А. №... от 28.02.2019 ИП Гузев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Гузев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Мотивирует тем, что протокол об административном правонарушении в отношении него составлен тем же должностным лицом, которое рассмотрело дело об административном правонарушении, что считает недопустимым. Кроме того, о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела административным органом заявитель надлежащим образом не уведомлялся. Имеющаяся в материалах дела доверенность, выданная на имя ФИО, не содержит полномочий ФИО на представление интересов Гузева А.В. по конкретному административному делу. В обжалуемом постановлении не указано время и место совершенного правонарушения, в протоколе об административном правонарушении и протоколе о наложении ареста также не в полном объеме отражены необходимые сведения.
Заявитель Гузев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем, с учетом мнения участвующих лиц, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник Гузева А.В. – Пшеничный В.В., действующий на основании доверенности, настаивал на отмене оспариваемого постановления по доводам жалобы.
Государственный инспектор ТОГАДН по Волгоградской области Волжского МУГАДН Лихолетов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель Волжского МУГАДН Великородный А.П., действующий на основании доверенности в судебном заседании считал постановление от 28.02.2019 №... в отношении Гузева А.В. законным и обоснованным.
Выслушав участвующих лиц, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с жалобой Гузевым А.В. указано, что им в установленный законом срок предъявлена аналогичная жалоба в Арбитражный суд Волгоградской области, определением которого от 05.04.2019 производство по делу прекращено, что подтверждается копией определения судьи Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2019 по делу № А12-7431/2019.
Из материалов дела следует, что жалоба на постановление от 28.02.2019 предъявлена Гузевым А.В. в суд 12.04.2019.
Поскольку в представленных административным органом суду материалах дела об административном правонарушении не содержится сведений о дате получения Гузевым А.В. копии обжалуемого постановления, с учетом доводов ходатайства судья считает возможным восстановить последнему пропущенный срок на оспаривание постановления государственного инспектора ТОГАДН по Волгоградской области Волжского МУГАДН Лихолетова А.А. от 28.02.2019 №....
На основании ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
По смыслу абзаца 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации
Исходя из п. 2.1 ст. 30 названного Федерального закона, в целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами, в пункте 3 которого приведен перечень категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также установлены сроки их оснащения.
Согласно абзацу 7 данного пункта в соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении № 2 к приказу Минтранса России № 36 после слов «за исключением», производится: транспортных средств категорий № 2, № 3, M2 и M3, оснащенных организациями - изготовителями транспортных средств до 01.04.2014 техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР <1>, Женева, 01.07.1970), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства), - до 01.01.2018.
Из обстоятельств дела следует, что производство по настоящему делу об административном правонарушении возбуждено определением государственного инспектора ТОГАДН по Волгоградской области Волжского МУГАДН Лихолетова А.А. от 25.02.2019, которым также постановлено провести по делу административное расследование.
Впоследствии, указанным государственным инспектором 26.02.2019 в 14 час. 30 мин. в отношении ИП Гузева А.В. составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ, согласно которому механик ИП Гузев А.В. 25.02.2019 в 06 час. 50 мин. совершил административное правонарушение, а именно: выпустил на линию транспортное средство марки Мерседес-Бенц-Спринтер 32377, государственный регистрационный знак №..., для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа), а также с неработающим, неисправным или не соответствующим установленным требованиям тахографом, а равно с нарушением установленных правил пользования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой информации).
Оспариваемым постановлением от 28.02.2019 №... Гузев А.В., являющийся механиком ИП Гузева А.В., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ч. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно ч. 6 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Кроме того, исходя из ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении судья (должностное лицо), в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Представленные суду материалы дела об административном правонарушении не позволяют сделать вывод о том, что при производстве по настоящему в отношении ИП Гузева А.В. должностным лицом ТОГАДН по Волгоградской области Волжского МУГАДН соблюдены приведенные выше положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, 26.02.2019 протокол №... об административном правонарушении составлен государственным инспектором Лихолетовым А.А. в отношении ИП Гузева А.В. в отсутствие последнего. При этом, никаких сведений о порядке извещения привлекаемого лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.
Как обоснованно заявлено защитником в судебном заседании, ни копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.02.2019, ни копия протокола об административном правонарушении от 26.02.2019 ИП Гузеву А.В. не направлялись.
Кроме того, оспариваемое постановление от 28.02.2019 №... также вынесено в отсутствие индивидуального предпринимателя, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Доказательств уведомления ИП Гузева А.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении одним из способов, установленных ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в не имеется.
Что касается участия при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по существу защитника Гузева А.В. – Попова Е.П., действующего на основании доверенности от 25.02.2019 № б/н, в том числе с правом на участие в рассмотрении материалов в порядке, предусмотренном КоАП РФ, то данное обстоятельство само по себе не позволяет сделать вывод о соблюдении процессуальных гарантий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования ч. 1 ст. 25.1 и ч. 1, 2 ст. 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом, извещение защитника (представителя) о месте и времени рассмотрения дела не освобождает уполномоченный орган от обязанности надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения дела в установленном порядке.
Составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела по существу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени совершения указанных действий, свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и данное обстоятельство является безусловным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет два месяца со дня его совершения.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ИП Гузева А.В. производства по делу об административном правонарушении, имели место 25.02.2019.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 25.04.2019.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах судья приходит к выводу, что постановление государственного инспектора ТОГАДН по Волгоградской области Волжского МУГАДН Лихолетова А.А. №... от 28.02.2019 в отношении Гузева А.В. нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Лихолетова А.А. №... от 28 февраля 2019 года, которым ИП Гузев Андрей Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Г.М. Рудых