Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Белокуровой О.С.,
при секретаре Игроковой И.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Карелия к Андриановой Н.Н., Крайнему В.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Андриановой Н.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени. В обоснование административного иска указала, что по информации органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сын административного ответчика А, 2011 г.р. в период 2014-2016 г.г. являлся собственником недвижимого имущества и земельного участка. Налоговым органом был исчислен земельный налог, налог на имущество физических лиц и налогоплательщику направлены налоговые уведомления, в которых сообщено о необходимости уплатить исчисленную сумму налога. В связи с неуплатой налога в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ Андриановой Н.Н. были исчислены пени. Инспекция направляла в адрес должника требования об уплате суммы налога и пени, предложив уплатить задолженность. Требования исполнены не были, за исключением пеней по налогу на имущество физических лиц в размере 0,02 руб. Согласно карточки расчетов с бюджетом, в настоящее время за административным ответчиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм земельного налога в общем размере 136 руб., пени 5,06 руб., налога на имущество физических лиц в общем размере 66 руб., пени 2,61 руб. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 45 рублей, за 2016 год в размере 91 рубль, а также сумму пени в размере 5 рублей 06 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 18 рублей, за 2016 год в размере 48 рублей 00 коп., а также сумму пени в размере 2 рубля 61 коп.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечен Крайний В.А., являющийся законным представителем А.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики извещались надлежащим образом по месту регистрации по адресу, указанному в справке МП ОМВД России по Пудожскому району РК. Таким образом, ответчики о рассмотрении дела извещены посредством почтового отправления по месту жительства в соответствии с ч.1 ст.96 КАС РФ – заказным письмом с уведомлением, и поскольку за извещением в организацию связи не явился, извещение считается полученным согласно ч.2 ст.117 ГПК РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ.
Также информация о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии с ч.7 ст.96 КАС РФ размещена на сайте Пудожского районного суда РК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно ч.2 ст.289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле о взыскании обязательных платежей и санкций, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Об отложении дела административные ответчики не просили и документов об уважительной причине неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 31.12.2014 регулировался Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Положениями указанного закона (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) было установлено, что: плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.1 ст.1); объектами налогообложения признавались, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество (п.1 ст.2); исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п.1 ст.5); налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ; уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п.9 ст.5).
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон №284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утратил силу Закон РФ от 09.12.1991 №2003-1.
При этом, как установлено ч.1 ст.3 Закона №284-ФЗ, права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01.01.2015, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, с учетом положений Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1.
В соответствии со ст.409 НК РФ с 01.01.2015 налог на имущество физических лиц подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1); налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).
В соответствии с требованиями ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).
Согласно ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (п.4).
<данные изъяты>.
Законными представителями несовершеннолетнего А являются Андрианова Н.Н., Крайний В.А., что подтверждается записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ оЗАГС Пудожского района УЗАГС РК РФ.
По учетным данным налогоплательщика, налоговых уведомлений А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2014 - 2016 годах являлся владельцем <данные изъяты> доли земельного участка в <адрес>, с кадастровым №, а также <данные изъяты> доли индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Факт регистрации за сыном административных ответчиков в спорный период указанных объектов налогообложения не оспаривался ими.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений закона и установленных обстоятельств суд находит, что административные ответчики являлись плательщиками земельного налога и налога на имущество физических лиц в указанный в административном иске период.
Согласно налогового уведомления № от 04.04.2015 налогоплательщику А, за 2014 год исчислен к уплате: земельный налог в размере 45 руб., налог на имущество физических лиц в размере 18 руб., который предложено уплатить не позднее 01.10.2015.
05.11.2015 налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога №, которым предлагалось уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу за 2014 в размере 63 руб. и пени 0,35 руб. до 26.01.2016.
В соответствии с налоговым уведомлением № от 09.09.2017 за тем же налогоплательщиком в течение 2015-2016 года было зарегистрировано право собственности в отношении тех же объектов недвижимости, в связи с чем исчислен к уплате: земельный налог в размере 91 руб., налог на имущество физических лиц в размере 48 руб., который предложено уплатить не позднее 01.12.2017.
25.06.2018 налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование №, которым предлагалось уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 139 руб. и пени 7,14 руб.
Каких-либо доказательств, подтверждающих оплату административными ответчиками указанных налога и пени, к материалам дела не представлено.
Частью 1 ст.64 СК РФ установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Согласно п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.2 ст.44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В соответствии с п.1 ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п.2 ст.27 НК РФ законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно статей 26, 28 ГК РФ законными представителями несовершеннолетних (малолетних) детей являются их родители, которые в соответствии с ч.1 ст.61 СК РФ имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительских права), в том числе согласно ч.1 ст.56 СК РФ, ч.ч.3 и 5 ст.37, ст.52 Гражданского процессуального кодекса РФ защищают в процессе (в суде) права, свободы и законные интересы несовершеннолетних.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26, 28 ГК РФ с учетом ст.37 ГК РФ, ч.3 ст.60 СК РФ. При этом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащие налогообложению, осуществляют полномочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
С учетом приведенных норм, а также ст.23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 13.03.2008 №5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен законными представителями налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
Пунктом 2 ст.57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени выполнен налоговым органом, не оспорен ответчиками и признан судом обоснованным.
Как установлено ч.2 ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 той же статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3 ч.2 ст.48 НК РФ).
Частью 3 ст.48 НК РФ предусматривается, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу п.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Указанные сроки налоговым органом соблюдены. Срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, в связи с которым налоговый орган обратился в суд (№), истек 26.01.2016, в связи с чем обращение в суд могло быть не позднее 26.07.2019.
В соответствии со ст.19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Как следует из пп.3 п.3 ст.123.4 КАС РФ, судья отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
В данном случае, обращение административного истца с настоящим иском непосредственно в районный суд без обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, является обоснованным, поскольку взыскание недоимки в порядке приказного производства не позволяет проверить имущественное положение самого налогоплательщика и обоснованность требований, предъявляемых к его законным представителям.
Таким образом, административное исковое заявление не может быть подано к мировому судье, поскольку оно подведомственно районному суду.
На основании изложенного и при таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении административного иска суд не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административных ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Карелия к Андриановой Н.Н., Крайнему В.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, солидарно в лице законных представителей: Андриановой Н.Н., зарегистрированной по адресу: <адрес>; Крайнего В.А., зарегистрированного по адресу: РК, <адрес>, задолженность:
- по земельному налогу за 2014 год в размере 45 рублей, за 2016 год в размере 91 рубль; пени по земельному налогу за период с 02.10.2015 по 01.11.2015 в размере 0 рублей 38 копеек, за период с 02.12.2017 по 24.06.2018 в размере 4 рубля 68 копеек;
- по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 18 рублей, за 2016 год в размере 48 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.10.2015 по 01.11.2015 в размере 0 рублей 15 копеек, за период с 02.12.2017 по 24.06.2018 в размере 2 рубля 46 копеек. Всего 209 рублей 67 коп.
Взыскать солидарно с Андриановой Н.Н., Крайнего В.А. в доход бюджета Пудожского муниципального района государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено 30.09.2019.
Судья (подпись) О.С.Белокурова