Дело № 2 – 1119 / 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2019 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области Российской Федерации в составе:
председательствующей судьи Бондаревой Е.Ю.
помощника судьи Литвиненко Л.С.
при секретаре судебного заседания Тарановой И.И.
с участием представителя истца Сальниковой А.И. – Билей Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальниковой ФИО19 к Волковой ФИО20 о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования,
с участием третьих лиц Глинского ФИО21, Шулик ФИО22, администрации Гурьевского городского округа Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Сальникова Г.А. обратилась в суд с иском к Волковой Н.И., в котором просит включить в наследованную массу после смерти Сальниковой ФИО23, умершей ДД.ММ.ГГ, 61/200 долю жилого дома № <адрес > общей площадью <данные изъяты> кв.м., и признать за ней право собственности на указанную 61/200 долю жилого дома <адрес >, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в порядке наследования после смерти матери Сальниковой ФИО24, умершей ДД.ММ.ГГ.
В обосновании исковых требований указано, что истица является дочерью Сальниковой ФИО25, кроме неё у Сальниковой А.И. есть еще одна дочь Волкова Н.И. При жизни Сальникова А.И. приобрела в собственность долю жилого дома, находящегося по адресу <адрес >, на основании договора купли-продажи от 14 мая 1968 года. Решением Гурьевского райисполкома Калининградской обл. от 20 октября 1970 года №249 «Об утверждении нумерации и технической инвентаризации строений в пос. Большое Исаково, Малое Исаково и Васильково» номер жилого <адрес > изменен на <адрес >
Волкова Н.И. в установленный законом срок заявление нотариусу о вступлении в наследство не подавала, фактически наследство не приняла.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 мая 2015 года установлен факт принятия Сальниковой Г.А. ДД.ММ.ГГ года рождения, наследства, открывшегося после смерти ее матери Сальниковой А.И. ДД.ММ.ГГ года рождения и умершей ДД.ММ.ГГ.
Из ответа нотариуса Пиннекер Е.Д. от 21 марта 2019 года следует, что не представляется возможным установить принадлежность наследодателю на дату смерти какого - либо недвижимого имущества, в том числе, какой - либо доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес >.
Действительно право собственности на жилой <адрес >, расположенный по <адрес >а <адрес >, наследодателем Сальниковой А.И. в установленном законом порядке, до своей смерти, зарегистрировано в ЕГРП не было.
Несмотря на то, что право общедолевой собственности на спорный жилой дом наследодателем Сальниковой А.И. не было зарегистрировано в ЕГРП, документы подтверждающие приобретение Сальниковой А.И. такого права общедолевой собственности на жилой дом имеются.
Учитывая обстоятельства, установленные решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 мая 2015 года о фактическом принятии Сальниковой Г.А. наследуемого имущества в виде жилого дома, расположенного по адресу <адрес >, ранее принадлежащего наследодателю Сальниковой А.И. и решением Гурьевского районного суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГ о признании за Шулик ФИО26 права собственности на 96/200 доли, а за Кислициной ФИО27 на 43/200 доли жилого <адрес >, расположенного по <адрес >а <адрес >, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью 79,5 кв.м., Сальниковой А.И. фактически принадлежало право общедолевой собственности на 61/200 доли жилого <адрес >. В связи с чем истец ссылаясь на ст. 1142, 1153 ГК РФ и п. 8 Постановления Пленума РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» просит разрешить спор в судебном порядке.
Истец Сальникова Г.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о дне и времени его проведения, её представитель Билей Ю.И. заявленные требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить.
Ответчик Волкова Н.И., а также третьи лица Глинский Д.С., Шулик Л.П. и представитель ответчика Администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены, ходатайств об отложении дела не поступало, возражений относительно заявленных исковых требований не представлено.
Заслушав пояснения стороны истца, изучив материалы гражданского дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 ГК РФ граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как установлено судом и следует из дубликата договора купли-продажи от 14 мая 1968 года Сальникова А.И. и Алексеева З.А. приобрели у Ефимова В.С. домовладение, состоящее из одного шлакозасыпного одноэтажного дома, находящегося по адресу <адрес >.
Решением Гурьевского райисполкома Калининградской обл. от 20 октября 1970 года №249 «Об утверждении нумерации и технической инвентаризации строений в пос. Большое Исаково, Малое Исаково и Васильково» номер жилого дома №16 <адрес > изменен на <адрес > что подтверждается архивной справкой №337 от 27.03.2015 года, выданной ОГКУ «Государственный архив Калининградской области».
Из справки от 29 августа 2017 года, выданной Калининградским филиалом АО «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ - ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ» усматривается наличие учтенной за Шулик Л.П. доли 96/200 жилого здания по адресу <адрес >, на основании свидетельства о государственной регистрации права №39-№ от ДД.ММ.ГГ, за Киш И.М. - 43/200 доли, на основании свидетельства о государственной регистрации права №39-№ от ДД.ММ.ГГ, за Сальниковой А.И. – 100/200 (1/2) доля, на основании дубликата договора купли-продажи №5 от 26 июня 26 июня 2006 года.
Решением Гурьевского районного суда от 25 октября 2004 года, за Шулик Л.П. признано право собственности на 96/200 доли, за Кислициной К.И. - на 43/200 доли жилого дома <адрес > общей площадью 147,7 кв.м., в том числе жилой площадью 79,5 кв.м.
Исходя из выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 06 мая 2019 года следует, что право собственности на долю в размере 96/200 в вышеуказанном жилом доме <адрес > зарегистрировано 21 февраля 2005 года за Шулик Л.П. Доля в размере 43/200 на жилой <адрес > была зарегистрирована за Кислициной К.И. 21 февраля 2005 года и в дальнейшем на основании договора купли-продажи перешла к Кислицыну Д.А. (дата государственной регистрации права 23 августа 2007 года). Кислицын Д.А. в свою очередь на основании договора купли-продажи передал право собственности на долю в размере 43/200 гражданину Киш И.М. (дата государственной регистрации права 15 ноября 2007 года). В дальнейшем право собственности на долю в размере 43/200 на основании свидетельства о праве на наследство по закону перешло от Киш И.М. гражданке Глинской Л.Н. (дата государственной регистрации права 29 июля 2011 года), а Глинская Л.Н. в свою очередь передала право собственности на долю в размере 43/200 Глинскому Д.С.
25.06.2003 года Сальникова А.И. умерла (свидетельство о смерти серии I-РЕ № от ДД.ММ.ГГ, выдано отделом ЗАГС администрации МО «Гурьевский городской округ» Калининградской области, а/з о смерти №).
Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06 мая 2019 усматривается, что право общей долевой собственности зарегистрировано за Шулик Л.П. на 96/200 доли жилого дома по вышеуказанному адресу, 43/200 доли – за Глинским Д.С., при этом в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Сальниковой А.И. на какое - либо недвижимое имущество.
Таким образом, исходя из имеющихся документов, право собственности на жилой дом № 22, расположенный по <адрес >а <адрес >, наследодателем Сальниковой А.И. в установленном законом порядке, до своей смерти, зарегистрировано в ЕГРП не было.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 мая 2015 года установлен факт принятия Сальниковой Г.А. наследства, открывшегося после смерти её матери Сальниковой А.И., умершей ДД.ММ.ГГ.
Из ответа нотариуса Пиннекер Е.Д. от 21 марта 2019 года следует, что по материалам наследственного дела № к имуществу Сальниковой А.И., умершей ДД.ММ.ГГ, не представляется возможным установить принадлежность наследодателю на дату смерти какого - либо недвижимого имущества, в том числе, какой - либо доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес >.
На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ч. 2 ст. 223 ГК РФ).
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а также предъявление требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам, если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В пункте 59 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона.
Таким образом, отсутствие регистрации в едином государственном реестре права собственности на спорную долю жилого дома за ФИО3 не является, с учетом указанных выше требований закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, основанием для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что спорная доля жилого дома находилась в пользовании и владении Сальниковой А.И. по день её смерти, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения 61/200 доли жилого <адрес >, КН №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в состав наследства после смерти Сальниковой ФИО28
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Материалами дела подтверждено, что Волкова Н.И. и Сальникова Г.А. являются детьми наследодателя Сальниковой ФИО29.
Для приобретения наследственного имущества в собственность наследник должен его принять.
В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется в порядке ст. 1153 ГК РФ подачей наследником заявления нотариусу по месту открытия наследства. В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ и п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать действия по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Принятием наследства признается также совершение действий о принятии мер по его сохранности, несение расходов на его содержание, вселение наследника в жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, оплата коммунальных услуг и т.д.
Факт принятия наследства в том числе и доли жилого дома течение шести месяцев после смерти Сальниковой А.И. в 2003 г. наследницей Сальниковой Г.А. подтвержден объяснениями стороны истца, решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 18 мая 2015 года, частичной оплаты коммунальных услуг.
Вместе с тем доказательств о принятии наследства Волковой Н.И. суду не предоставлено, к нотариусу в установленный срок она не обратилась.
На основании ст. ст. 1153, 1155 ГК РФ в случае установлении фактического принятия наследства наследниками, суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе.
Учитывая данные положения закона, за Сальниковой Г.А. следует признать право собственности на 61/200 долю жилого дома <адрес >
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сальниковой ФИО30 к Волковой ФИО31 о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования, удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти Сальниковой ФИО32, умершей ДД.ММ.ГГ, имущество в виде 61/200 доли жилого <адрес > <адрес >, КН №, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Признать за Сальниковой ФИО33 право собственности на 61/200 долю жилого дома <адрес > КН №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в порядке наследования после смерти Сальниковой ФИО34, умершей ДД.ММ.ГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2019 года.
Судья Е.Ю. Бондарева