Дело № 2-1533/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матина А.М. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Матин А.М. обратился в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства на территории МО «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай. Исковые требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, состоит в списке граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Поскольку до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, иного жилого помещения в собственности, пользовании или владении у него не имеется, нарушено его право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от 02.08.2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай
Истец Матин А.М. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, представители третьих лиц Министерства финансов Республики Алтай и Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Матин А.М. является лицом из числа детей-сирот, так как его отец М.М.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать О.Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации <данные изъяты> района № от 05.04.2005 г. несовершеннолетнему Матину А.М. назначен попечитель Б.Г.Н,
Согласно справке КУ РА «Управления социальной поддержки населения <данные изъяты> района» от 19.07.2019 г. Матин А.М. на основании распоряжения администрации <данные изъяты> района от 12.05.2010 г. №/р включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в органе опеки и попечительства КУ РА «Управление социальной поддержки населения <данные изъяты> района».
Из сведений Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай следует, что Матин А.М. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения. По состоянию на сегодняшний день его порядковый номер в списке №. Местом учета является КУ РА «Управление социальной поддержки населения <данные изъяты> района».
Из представленных в материалы дела документов следует, что Матин А.М. и члены его семьи (супруга К.Л.А., дочь М.Е.А.) в собственности жилых помещений не имеют.
Матин А.М. 24.06.2011 г. закончил обучение <данные изъяты> по профессии <данные изъяты>, что подтверждается дипломом серии № <данные изъяты> № от 24.06.2011 г.
Судом установлено, что Матин А.М. с 09.06.2014 г. по 13.05.2019 г. осуществлял трудовую деятельность на территории <данные изъяты> области, что подтверждается сведениями трудовой книжки серии <данные изъяты> №, заполненной 09.06.2014 г. отделом правового и кадрового обеспечения <данные изъяты> областного государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты>» Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов <данные изъяты> области. По увольнении с последнего места работы <данные изъяты> 13.05.2019 г. Матин А.М. вернулся в г. Горно-Алтайск Республики Алтай, где 20.06.2019 зарегистрировался по адресу: <адрес>, что следует из справки председателя уличного комитета от 08.07.2019 г., штампа ОВМ ОМВД России по г. Горно-Алтайску в паспорте серии № № на имя Матина А.М.
01.08.2019 г. Матин А.М. обратился с иском в суд о предоставлении жилого помещения по месту жительства на территории МО «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай.
Между тем из свидетельств о регистрации по месту пребывания МП ОМВД России по <данные изъяты> району от 03.02.2018 г. следует, что Матин А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 03.02.2018 г. по 22.01.2021 г.
Супруга Матина А.М. К.Л.А. работает в должности <данные изъяты> СМП МОГБУЗ «<данные изъяты> районная больница» с 21.01.2015 г. по настоящее время, что подтверждается справкой МОГБУЗ «<данные изъяты> районная больница» № от 26.08.2019 г., ребенок Матина А.М. М.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, посещает МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» <адрес>» с 01.10.2018 г. по настоящее время, с рождения по настоящее время наблюдается в детской консультации МОГБУЗ «<данные изъяты> РБ», о чем свидетельствует справки № от 26.08.1019 г. МБДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» <адрес>», от 26.08.2019 г. МОГБУЗ «<данные изъяты> РБ».
Из ответа сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения № от 16.08.2019 г. следует, что Матин А.М. в настоящее время не зарегистрирован и фактически не проживает на территории МО «<данные изъяты> сельское поселение по адресу: <адрес>.
Согласно адресным справкам № от 14.08.2019 г., № от 13.08.2019 г. отделения адресно-справочной работы отдела по работе с гражданами Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД по Республике Алтай супруга истца К.Л.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 16.12.1999 г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, М.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной на территории Республики Алтай не значиться.
23.08.2019 г. Матин А.М. принят на воинский учет ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай», то есть в ходе рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что Матин А.М. проживает на территории МО «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай, сам по себе регистрационный учет и учет в военном комиссариате об этом не свидетельствуют, поскольку его семья (супруга и ребенок) проживают на территории <данные изъяты> области. Таким образом, истец не имеет устойчивых социальных связей с г. Горно-Алтайском.
В этой связи суд полагает правильным обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение на территории МО «<данные изъяты> район», то есть по месту учета в КУ РА «Управление социальной поддержки населения <данные изъяты> района».
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предусмотренный Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.121996 г. № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу закона жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что истцу, имеющему статус ребенка-сироты, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда не предоставлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 г. № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, Правительством Республики Алтай или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства) в порядке, установленном Правительством Республики Алтай, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения).
В соответствии со ст. 2 данного Закона Республики Алтай специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте муниципального образования в Республике Алтай.
Поскольку право на обеспечение жилым помещениям было реализовано Матиным А.М. путем принятия его в 2010 г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец состоит на учете в органе опеки и попечительства КУ РА «Управление социальной поддержки населения <данные изъяты> района», суд приходит к выводу об удовлетворении требований о предоставлении Матину А.М. на территории МО «<данные изъяты> район» Республики Алтай жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Матина А.М. к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.
Обязать Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить Матину А.М. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «<данные изъяты> район» Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Алтай с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2019 года