Дело № 2а-32/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2017 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Губкиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-32/2017 по административному исковому заявлению Масленковой Надежды Николаевны к Акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» об установлении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №20 по Иркутской области о возложении обязанности произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований административным истцом указано, что на основании налогового уведомления *** от 27.08.2016г. МИ ФНС России *** по *** административному истцу Масленковой Н.Н., необходимо уплатить налог на доходы физических лиц за *** год до *** на принадлежащее ей нежилое здание, расположенное по адресу: ***, помещением ***, исходя из инвентаризационной стоимости указанного объекта недвижимости *** рублей. *** она обратилась в МИ ФНС России *** по *** с заявлением о проведении перерасчета за *** налога на имущество, принадлежащего ему на праве собственности указанного здания, исходя из инвентаризационной стоимости в размере *** рубля, приложив справку об инвентаризационной стоимости указанного объекта недвижимости из Бодайбинского производственного участка Иркутского отделения Восточно- Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». *** МИ ФНС *** России по *** сообщил, что на ***г. инвентаризационная стоимость объекта недвижимости составила *** рубля, согласно данных поступивших из Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», налоговая база в налоговом уведомлении указана с учетом коэффициента - дефлятора и составляет *** рублей, в связи с чем налог на доходы физических лиц в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: ***А помещение ***, за *** составил *** рубля. Согласно справки Бодайбинского производственного участка Иркутского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 21.11.2016г., инвентаризационная стоимость нежилого здания расположенного по адресу: *** А, помещение ***, составляла на дату *** рубля, *** рубля, *** рубль. В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от *** *** начиная с *** из Налогового кодекса Российской Федерации исключена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет, по представлению в налоговые органы сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц. Кроме того, действующим законодательством не определен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности инвентаризационной стоимости, в том числе установленной до ***. Учитывая изложенное, у налоговых органов отсутствуют правовые основания для применения в целях налогообложения инвентаризационной стоимости, представленной после ***, включая применение таких сведений при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях. При этом инвентаризационная стоимость объектов недвижимости может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете. Таким образом, налоговый орган должен исходить при определении налога на имущество физических лиц из инвентаризационной стоимости, определенной до 01.03.2013г. (ст.402, ст.403 НК РФ). В данном случае административный ответчик МИ ФНС России *** по *** не истребовал у административного ответчика АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» инвентаризационную стоимость спорного объекта по состоянию на 01.03.2013г., ограничившись сведениями на дату 01.01.2010г., содержащихся в его информационных ресурсах, не проверив достоверность данной информации на момент вынесения требования об уплате налога, поскольку информация не предоставлялась ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», которая должна ежегодно им предоставляться в налоговый орган в силу п.2 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991г. *** «О налогах на имущество физических лиц», п.9.1 ст.85 НК РФ на протяжении с 2009г. по 2013г., или на протяжении 4-х лет. В данном случае нарушаются права и законные интересы административного истца по уплате налога в размере законно и обоснованного исчисленного налога. Поскольку инвентаризационная стоимость спорного нежилого здания согласно данных ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на дату 01.01.2013г. составляла *** рубля, поэтому с указанной суммы подлежит исчислению налог на имущество физических лиц, в связи с чем налоговый орган обязан произвести перерасчет сумму налога на имущество физических лиц за *** год.
Просит суд установить инвентаризационную стоимость объекта недвижимости нежилого здания по адресу ***, помещение *** для целей налогообложения для исчисления за 2015 год налога на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимость объекта по состоянию 01.01.2013г. в размере *** рубля. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России *** по *** произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц административному истцу Масленковой Н.Н. на спорное нежилое здание, за 2015г., исходя из инвентаризационной стоимости объекта в ценах по состоянию на 01.01.2013г. в размере *** рубля.
Административный истец Масленкова Н.Н. в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении в её отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» своего представителя не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Административный ответчик МИ ФНС *** России по *** в судебное заседание своего представителя не направила, о дате о времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление, что 12.04.2010г. в МИФНС России *** по *** поступили сведения от БТИ *** по объекту, расположенному по адресу: ***А, помещение ***, где инвентаризационная стоимость по состоянию на 01.01.2010г. составила *** рублей. Данная информация является основой для исчисления имущественных налогов физических лиц. Налоговые органы не являются первоисточником данной информации не имеют право вносить в нее изменения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.150 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из п. 1 ст. 1 Закона № 2003-1 от 09.12.1991г.р. «О налогах на имущество физических лиц» (действующего до 01.01.2015г.) и ст. 400 НК РФ.
Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании п. 6 ст. 2 Закона N 2003-1 и пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Масленкова Н.Н. является собственником здания магазина, расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2010г.
Согласно сведениям АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на указанное помещение изготовлен технический паспорт в 2006г. и стоимость помещения равна *** рублей.
Однако из налогового уведомления *** от 27.08.2016г. следует, что налоговая база (инвентаризационная стоимость Здания магазина) с 2015 года, налоговым органом рассчитывается по имеющимся у них сведениям, полученным из Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», которая составляет *** рублей, в связи с чем сумма начисленного налога составляет *** рублей.
На обращение Масленковой Н.Н. произвести пересчет суммы налога на имущество физических лиц за 2015 год по вышеуказанному объекту недвижимости, Межрайонная ИФНС России *** по *** разъяснила со ссылкой на Письмо Министерства Финансов РФ № 03-05-04-01/40388 от 11 июля 2016 года на необходимость оспаривания инвентаризационной стоимости объекта недвижимости в судебном порядке.
Дополнительно сообщено, что налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных, полученных из Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» на ***.
Однако произведенный налоговым органом расчет, исходя из приведенной выше инвентаризационной стоимости на ***, не может быть признан правильным.
Так, до *** действовал Закон от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утратил силу Закон № 2003-1.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).
Таким образом, до 01 января 2015 г. правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», с 1 января 2015 г. - гл. 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Вместе с тем, Федеральным законом № 306-ФЗ от 02 ноября 2013 г. в п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.
Положения Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год.
Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015 г. введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. (ст. 404 части второй НК РФ).
На основании Приказа Госстроя РФ № 36 и МНС РФ № БГ-3-08/67 от 28.02.2001г. и в соответствии со ст. 85 НК РФ организациями технической инвентаризации в налоговые органы передавались сведения об объектах недвижимого имущества. В соответствии с п. 3 Порядка представления, сведения об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения заполнялись на основании данных технических паспортов. Последние сведения об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости были переданы в налоговые органы, как следует из отзыва, по состоянию на 01.01.2010г.
Начиная с 2014г., в соответствии с Законом РФ № 2003-1 (ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 306-ФЗ) налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговый орган, на основании Постановлений Правительства Иркутской области «Об утверждении коэффициентов для определения восстановительной стоимости строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».
Согласно справки Бодайбинского отделения Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от 21.11.2016г., инвентаризационная стоимость здания магазина, расположенного по адресу: ***А, помещение *** составляет: на 01.01.2012г. - *** рубля (установленной Постановлением *** ***-пп от 25.02.2011г.), на 01.01.2013г. - *** рубля (установленной Постановлением *** ***-пп от 30.03.2012г.), на 01.01.2015г. – *** рубля (установленной Постановлением *** ***-пп от 17.03.2014г.).
Данные сведения об инвентарной стоимости здания административными ответчиками: АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России *** по *** не оспорены и не опровергнуты. По мотиву подложности данная справка так же никем из участвующих в деле лиц не оспорена.
Представленные истцом в суд сведения об инвентаризационной стоимости административного здания административными ответчиками не оспорены, а данные об инвентаризационной стоимости данного объекта с учетом коэффициента-дефлятора в сумме *** рублей ничем не подтверждены.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что инвентаризационная стоимость объекта недвижимости – нежилого здания, 1 – этажного, имеющего площадь 88 квадратных метров, расположенного по адресу: ***А помещение ***, для целей исчисления налога на имущество физических лиц за 2015 год, подлежит определению в ценах на *** и составит *** рублей.
Соответственно в базе данных налогового органа в отношении нежилого здания, имеющего площадь 88 квадратных метров, этаж 1, была допущена ошибка в части сведений об инвентаризационной стоимости указанного объекта, представленных до ***
Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Таким образом, суд приходит к выводу, об установлении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости здание цеха магазина, площадью 88 кв.м, расположенное по адресу: ***А, для целей налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц за 2015 год, исходя из инвентаризационной стоимости объекта в ценах 2013 года в размере *** рубля, в связи с чем обязать МИ ФНС РФ *** по *** произвести перерасчет суммы налога на имущества Масленковой Н.Н. за ¬2015г., с учетом указанной инвентаризационной стоимости здания в ценах 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Кроме того, согласно Письма ФНС России от 17.01.2017 N БС-4-21/579@ "О порядке определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения", значение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения может использоваться в случаях, предусмотренных главой 32 Кодекса в целях определения налоговой базы как до, так и после принятия решения субъекта Российской Федерации. Вышеперечисленные нормы Кодекса (ст.402-404 КАС РФ) не содержат оснований для применения в целях налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости вновь созданных объектов недвижимости, представленных в налоговые органы после ***, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представленных лицами, не наделенными полномочиями по ее определению. В тоже время, указанное не исключает возможность корректировки в базах данных налоговых органов сведений об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения в случае представления таких сведений по результатам исправления уполномоченным лицом (организацией технической инвентаризации) ошибки, допущенной в сведениях об инвентаризационной стоимости соответствующего объекта, представлявшихся такой организацией в налоговый орган до *** Кроме того, инвентаризационная стоимость объекта может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.
При таких обстоятельствах, суд считает административные исковые требования Масленковой Н.Н. к Акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» об установлении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России *** по *** о возложении обязанности произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Масленковой Н.Н. к Акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» об установлении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России *** по Иркутской области о возложении обязанности произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц - удовлетворить.
Установить инвентаризационную стоимость объекта недвижимости – нежилого здания магазина, площадью 88 кв.м, расположенное по адресу: ***, помещение *** для целей налогообложения для исчисления за 2015 год налога на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости объекта в ценах по состоянию на 01.01.2013г. в сумме *** рубля (*** рубля).
Возложить обязанность на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России *** по *** произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц Масленковой Н.Н. на нежилое здание, расположенное по адресу: ***, помещение №*** год исходя из инвентаризационной стоимости объекта в ценах на 01.01.2013г. в размере *** рубля (*** рубля).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд *** в течение одного месяца.
Судья: И.Ф. Овчинникова