Дело №2- 1-388/2019
УИД64RS0010-01-2019-000357-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
с участием истца Козлова Ю.В., представителя истца Тихоновой Т.Н., представителя ответчика Дмитриева Я.В.,
при секретаре Засыпкине И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Козлова Ю. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, о понуждении к назначению пенсии,
установил:
Козлов Ю.В. обратился в Вольский районный суд Саратовской области с иском с выше названными требованиями, указав, что он является лицом, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
С учетом положений ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
22.01.2015 года он достиг возраста 50 лет, продолжительность его страхового стажа составляла 6 лет 11 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента- 6,6.
08.02.2017 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по Вольскому району Саратовской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
Решением № от 16.02.2017 года ему было отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого возраста.
Полагает, что данное решение является незаконным, вынесено с нарушением норм права и поэтому подлежит отмене.
В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона № 166 «О государственном пенсионном обеспечении» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Ст. 39 Конституции РФ и Постановление Конституционного Суда РФ №11-П от 03.06.2004 года запрещают несоблюдение принципа равенства граждан в сфере пенсионного обеспечения и гарантируют защиту от всех форм нарушения прав и свобод граждан.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года по делу «О проверке конституционных положений п/п 10,11,12 п.1 ст. 28, п.1,2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях», различия в условиях приобретении права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области от 16.02.2017 года № об отказе в установлении страховой пенсии по старости Козлову Ю.В., обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с даты первичного обращения за ее назначением- с 08.02.2017 года.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, суду пояснил, что является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ с 2010 года.
Представитель истца суду дала объяснения аналогичные обстоятельствам, указанным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признал, суду пояснил, что общим правилом, предусмотренным ч.1 ст. 5 Федерального закона №400-ФЗ, является установление лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, одной пенсии по их выбору. Ч.2 ст. 5 указанного закона указывает, что допускается одновременное получение пенсии по государственному обеспечению, установленной в соответствии с нормами Закона №166-ФЗ и страховой пенсии в соответствии с нормами Закона № 400-ФЗ. В соответствии с положениями п.6 ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 года военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законно РФ от 12.02.1993 года №4468-1 и страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ №400 «О страховых пенсиях». Условия назначения страховых пенсий на дату обращения истца с заявлением на основании ст. 8 ФЗ №400 были следующие: возраст для мужчин -60 лет, страховой стаж- 15 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента- не менее 30. В силу ст. 35 Переходные положения ФЗ №400 продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляет 6 лет, ИПК- не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения ИПК- 30. Условиями назначения страховой пенсии по старости в 2017 году помимо возраста 60 лет для мужчин являлось наличие страхового стажа 8 лет и наличие ИПК 11.4, чего не имело место в отношении истца.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пенсионное дело в отношении истца, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с 26.02.2010 года по линии Министерства обороны РФ.
Согласно удостоверения № от 25.03.2004 года истец также является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
08.02.2017 года истец обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области от 16.02.2017 года № в назначении досрочно страховой пенсии по старости истцу было отказано в виду отсутствия требуемого возраста.
Согласно сведениям, содержащимся в отказанном пенсионном деле истца, на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии истец имел страховой стаж 6 лет 05 месяцев 07 дней.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных Законом N 166-ФЗ, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с нормами Закона N 166-ФЗ и страховой пенсии в соответствии нормами Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и п. 6 ст. 3 Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ 12.02.1993 г. N 4468-1, и части страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют лица, указанные в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (далее – военнослужащие).
Статьей 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" ( в редакции на дату обращения истца за назначением пенсии) при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
При этом, назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста не предусмотрено.
Действительно, в соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет ( редакция от 21.07.2014г.).
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями указанного Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не являются идентичными.
Нормами ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", равно как и положениями ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного положениями ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и др. условиями труда (ст. 30), работникам летно-испытательного состава (ст. 31), иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях ст. 32 названного Федерального закона, к которым истец не относится.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имеется, поскольку, как указано выше, право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию – на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии- 60 лет, которых истец ко дню обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением не достиг, приведенными выше нормами права не предусмотрена, при этом у истца отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа, учитывая, что истец является получателем пенсии по выслуге лет и претендует на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости на основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Козлова Ю. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, о понуждении к назначению пенсии отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца после вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья М.Н. Маштакова