Решение по делу № 33-3566/2019 от 09.10.2019

Судья: Гладкова Ю.В. №46RS0031-01-2019-002187-08

№ 2-1655/8-2019

№ 33-3566-2019

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

Председательствующего: Лобковой Е.А.,

Судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,

при секретаре: Логиновой П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 декабря 2019 года гражданское дело по иску Рассолова А.С. к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области о предоставлении жилого помещения, поступившее с апелляционной жалобой истца Рассолова А.С. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 19 августа 2019 года, которым постановлено об отказе в иске.

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

установила:

Рассолов А.С. обратился в суд с вышеназванным иском к Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области, в котором указал, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать З. решением Ленинского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, сведения о его отце были внесены в свидетельство о рождении на основании заявления матери. Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в <данные изъяты>. На основании постановления управления по учету и распределению жилья <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена жилая площадь в муниципальном общежитии, выдан ордер на жилое помещение в <адрес>. В данной комнате он проживает с братом – Н., ДД.ММ.ГГГГ Комитетом социального обеспечения, материнства и детства Курской области ему отказано во включении в список на получение жилого помещения в связи с достижением возраста 23-х лет, что, по его мнению, является незаконным.

Рассолов А.С. просил суд: признать за ним право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Курска; признать за ним право на включение в список лиц, подлежащих обеспечению жильем на территории г. Курска; обязать комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленной социальной нормы на территории города Курска, из средств областного бюджета и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.

Судом постановлено решение об отказе Рассолову А.С. в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе истец Рассолов А.С. просил отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В заседание судебной коллегии представители Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, Администрации Курской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Рассолова А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с п. 1 чт. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанные положения закона, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность государственных органов выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8).

Пунктом 9 статьи 8 установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на дополнительные гарантии в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области регулируются Законом Курской области от 28.12.2007 № 139-ЗКО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области», в редакции Закона Курской области от 26.02.2019 № 5-ЗКО «О внесении изменений в части 5 и 8 статьи 5.1 Закона Курской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Курской области», которым признан утратившим силу Закон Курской области от 17.12.2012 № 136-ЗКО «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».

Согласно ч. 2 указанной статьи в соответствии с федеральным законодательством жилые помещения предоставляются однократно следующим категориям граждан:

1) детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно ч. 5 указанной статьи жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на управление, распоряжение и содержание специализированного жилищного фонда Курской области для детей-сирот. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, указанным в части 2 настоящей статьи, в соответствии со списками детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем (очередном) году, сформированными и утвержденными в порядке, установленном законом Курской области.

Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что истец Рассолов А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в г<данные изъяты>

Как следует из Справки о рождении и свидетельства о рождении Рассолова А.С., его матерью является З., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Решением Ленинского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца З. лишена родительских прав в отношении детей: сына А., ДД.ММ.ГГГГ рождения и сына Н., ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Постановлению главы администрации Центрального административного округа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ФИО11 и ФИО8 направлены в <данные изъяты>.

Из справок, представленных истцом Рассоловым А.С. в суд апелляционной инстанции, которые были приняты судебной коллегией и оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, усматривается, что Рассолов А.С. являлся воспитанником ГОУ «<данные изъяты>. На момент определения Рассолова А.С. и его брата Н. в интернатное учреждение за несовершеннолетними сохраняется жилая площадь по адресу: <данные изъяты>

Согласно выписке из Постановления администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Рассолову А.С. предоставлена жилая площадь в муниципальном общежитии: одна комната жилой площадью <данные изъяты>. по <адрес> на семью <данные изъяты> ( он, брат <данные изъяты>).

На основании вышеуказанного Постановления администрации <данные изъяты> управлением по учету и распределению жилья <данные изъяты> Рассолову А.С. выдан ордер на жилую площадь в общежитии на состав семьи 2 человека: Рассолов А.С. – основной, Н.. – брат.

Согласно справке, выданной Черноземным филиалом АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Рассоловым А.С. право собственности на недвижимое имущество на территории <данные изъяты> и <данные изъяты> не зарегистрировано.

Согласно уведомлению Филиала АУ КО «МФЦ» по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует запрашиваемые сведения о правах Рассолова А.С. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сообщению Комитета социального обеспечения Курской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Рассолов А.С. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с тем, что документы не были предоставлены в комитет для рассмотрения.

Приказом директора департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области от ДД.ММ.ГГГГ Рассолову А.С. отказано в установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются в связи с превышением 23-летнего возраста.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходил из отсутствия у истца права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку Рассолову А.С. на день обращения в суд исполнилось 32 года, и он не предоставил доказательств того, что имелись препятствия для обращения в государственные органы для постановки его на очередь в период с 18 до 23 лет, а также доказательств того, что ему было отказано в постановке на очередь на получение жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в период с 18 до 23 лет.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.

Ссылка в апелляционной жалобе Рассолова А.С. на то, что на органы опеки и попечительства возлагалась обязанность представить сведения о наличии у него права на получение жилья как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области для формирования списков граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, не может служить основанием к отмене решения суда. Данное обстоятельство не лишало истца возможности по достижению совершеннолетия до 23-летнего возраста своевременно обратиться с заявлением о постановке на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что в 2005 г. имел факт его обращения в управление по учету и распределению жилья, который на тот момент являлся органом, уполномоченным на предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по вопросу обеспечения жильем после окончания срока пребывания в школе-интернате, судебная коллегия находит несостоятельным ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих вышеуказанное обстоятельство.

Напротив, из Справки, выданной управлением по учету и распределению жилья г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), принятой судебной коллегией в качестве доказательства по делу, следует, что Рассолов А.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, комната , общей площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленной ему на основании договора найма на семью из 2-х человек (он, брат) постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ в Управлении не состоит.

В апелляционной жалобе и в суде апелляционной инстанции истец Рассолов А.С. ссылался на то, что его брат Н.., <данные изъяты>, при аналогичных обстоятельствах был обеспечен жильем как ребенок сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако это обстоятельство на права истца не влияет и основанием к отмене решения суда не является.

Ссылка истца на необеспеченность жилым помещением ввиду проживания с братом в муниципальном общежитии, также не состоятельна.

Согласно постановлению Администрации г. Курска № 1063 от 13.04.2012 г., присвоить зданиям, расположенным на территории г. Курска по адресам согласно приложению 1, статус «жилой дом» в силу закона с применением правового режима, установленных для жилых домов, предназначенных для постоянного проживания граждан.

В приложении к постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в перечне зданий, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в муниципальную собственность <адрес> под поименовано общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, в котором проживает истец Рассолов А.С. утратило статус муниципального общежития (временного жилья), истец является основным квартиросьемщиком, постоянно в нем проживает и зарегистрирован по месту жительства, что свидетельствует об обеспечении его жилым помещением.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

В связи с изложенным судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Рассолова А.С.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 19 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Рассолова А.С.– без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-3566/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Рассолов Александр Сергеевич
Рассолов А.С.
Ответчики
Комитет социального обеспечения
Суд
Курский областной суд
Судья
Леонтьева Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.krs.sudrf.ru
10.10.2019Передача дела судье
03.12.2019Судебное заседание
24.01.2020Передача дела судье
24.01.2020Судебное заседание
04.12.2019Судебное заседание
06.12.2019Судебное заседание
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
09.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее