РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 г. с. Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Михайловой Ж.Н., с участием представителя истца Маркова Б.В., представителей ответчика Прибайкальской районной администрации Коновалова Н.Р., Сунгатова А.С., представителя третьего лица Управления Росреестра по Республике Бурятия Бальхаевой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Прибайкальской районной администрации, Вотинцеву В.А. о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, исключении из ЕГРН регистрационной записи, снятии земельного участка с кадастрового учета
установил:
Обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, и.о. Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Баженов А.Н. просит (с учетом уточнения требований) признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> заключенный между Прибайкальской районной администрацией и Вотинцевым В.А.; применить последствия недействительности сделки: обязать Вотинцева В.А. передать Прибайкальской районной администрации указанный земельный участок в первоначальном состоянии по акту приема-передачи; исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, заключенного между Прибайкальской районной администрацией и Вотинцевым В.А.; снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок.
В обоснование требований прокурор указал, что согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» земельный участок расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, указанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет категорию - земли населенный пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок не огорожен, не застроен, полностью покрыт лесом, в связи с чем относится к ранее незатронутым природным территориям, где запрещено любое строительство, поэтому земельный участок изначально не мог быть сформирован и предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства, действиями ответчиков нарушены требования федерального законодательства в области охраны озера Байкал, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, интересы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Марков Б.В. исковые требования и изложенные в иске доводы поддержал. Несмотря на отсутствие в законодательстве расшифровки понятия «незатронутая природная территория», но по сложившейся судебной практике незатронутая территория отличается отсутствием жилых и промышленных объектов с сохранением естественного природного разнообразия, она не была подвержена какому-либо антропогенному воздействию.
Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Коновалов Н.Р. с исковыми требованиями не согласился, полагает, что Прибайкальская районная администрация действовала в рамках полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельный участок сформирован и предоставлен законно, объектов капитального строительства на нем не было, но истцом не доказано, что участок находится на незатронутой природной территории, в законодательстве ее определение незатронутой природной территории отсутствует, ссылка на судебную практику необоснованна ввиду отличий рассматриваемых дел от этого спора.
Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Сунгатов А.С. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что на земельном участке Вотинцева В.А. имеется лес, преобладает береза, но лес не густой, в 10 метрах от спорного земельного участка расположены другие земельные участки, на которых ведется хозяйственная деятельность, т.е. ведение личного подсобного хозяйства, на соседнем участке проведена линия электропередач, что свидетельствует о том, что данная территория не относится к незатронутой, а спорный земельный участок предоставлен с соблюдением действующего законодательства.
Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Тутаев В.М. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что выезжал в составе комиссии по проверке спорного земельного участка, организованной Восточно-Байкальской природоохранной прокуратурой, при осмотре участка присутствовали представитель Управления Росреестра по РБ, лесничий, Вотинцев Д.В.. Земельный участок был свободен от объектов капитального строительства, на участке произрастали единичные деревья хвойной породы естественного происхождения, кустарники, имелось травянистое покрытие, в четырех метрах от данного земельного участка в сторону оз. Байкал находились заборы соседних земельных участков, спорный земельный участок расположен в границах земель населенного пункта, по картам градостроительного зонирования <адрес> - в территориальной зоне Ж1, где предусмотрена жилая застройка, участок с уклоном имеется чуть выше от спорного земельного участка, участок Вотинцева В.А. более ровный, пригодный для строительства. По характеру поверхности земли можно с уверенностью сказать, что строительство на спорном земельном участке не осуществлялось, никакой хозяйственной деятельности там не велось, но люди там проходили, и поэтому он полагает, что спорный земельный участок подвергался антропогенному воздействию. Также полагает, что постановление Правительства РФ №643 не действует на территориях земель населенных пунктов.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РБ Бальхаева И.А. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что по сведениям публичной кадастровой карты спорный земельный участок покрыт сплошным лесом, в основе данной карты лежит спутниковая съемка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по материалам инвентаризации земель <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., стереотопографической съемки от ДД.ММ.ГГГГ космоснимков сервиса «Google Планета Земля» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, хотя и граничит с ранее сложившейся застроенной территорией села, но обладает всеми признаками незатронутой природной территории: объекты капитального строительства отсутствуют, сохранено естественное биоразнообразие, т.е. в течение длительного периода земельный участок не подвергался антропогенному воздействию человека, изначально в данном месте предоставление земельных участков задумано не было, ранее данный земельный участок никому не принадлежал, никому не отводился, не застраивался, находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также согласно сведений ЕГРН - в водоохранной зоне озера Байкал, на него распространяются запреты, установленные постановлением Правительства РФ №643.
Ответчик Вотинцев В.А., его представитель Вотинцев Д.В., представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» в лице Филиала по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, свидетелей Р.М.Н., А.А.Н., рассмотрев представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. (ст. 9)
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. (ст. 36)
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. (ст. 58)
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1, п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок, в иных предусмотренных федеральными законами случаях; действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов органов местного самоуправления, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, среди прочего, путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.). СССР ратифицировал Конвенцию 9 марта 1988 г. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.
В 1996 г. Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия. 5 декабря 1996 г. на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (№ 754). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в Участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01 мая 1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:
центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. №1641-р.
При рассмотрении дела установлено, что Прибайкальской районной администрацией образован путем утверждения постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ №№, № схем расположения и границ земельного участка, проведением соответствующих кадастровых работ и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, имеет категорию - земли населенный пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Прибайкальской районной администрацией и Вотинцевым В.А., договор зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта проверки Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной государственными инспекторами Республики Бурятия по использованию и охране земель П.П.В.., Р.М.Н.., справки о результатах обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного государственным инспектором Республики Бурятия по использованию и охране земель Р.М.Н. в рамках проверки Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, справки от ДД.ММ.ГГГГ по результатам участия в проверке, проводимой Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, составленной государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории А.А.Н. следует, что земельный участок с кадастровым номером № не огорожен, не застроен, покрыт лесом, образован на незатронутой природной территории в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
При рассмотрении дела содержание указанных справок было подтверждено свидетелями Р.М.Н., А.А.Н., из пояснений которых также следует, что незатронутая природная территория – это территория, на которой сохранено естественное биоразнообразие и которая не подвержена антропогенному воздействию, она характеризуется отсутствием признаков ведения хозяйственной и иной деятельности, на момент проведения проверки на спорном земельном участке были выявлены признаки незатронутой природной территории, отсутствовали следы ведения хозяйственной деятельности: промышленные объекты, объекты инфраструктуры, подведение коммуникаций и иные виды деятельности, основную часть спорного земельного участка занимает нетронутый лес хвойных пород естественного происхождения (в основном сосна), деревья возрастные, присутствуют кустарники, в основном растут часто, на ? от площади участка произрастают единичные деревья, кустарники, также на участке был обнаружен и сфотографирован гриб – груздь, как признак природного биоразнообразия, линия электропередач проходит дальше, не на спорном участке, в связи с этим был сделан вывод, что данный земельный участок является незатронутой природной территорией.
В справке о результатах обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного председателем МКУ «Комитет по управлению имуществом Прибайкальского района» Тутаевым В.М., указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в <данные изъяты> <адрес>, в <данные изъяты> метрах от жилого сектора по направлению на юго-восток, весь покрыт зелеными насаждениями, не огорожен, какие-либо строения или объекты незавершенного строительства на момент осмотра не обнаружены. Оценивая указанную справку в части спорного земельного участка и пояснения Тутаева В.М. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к выводу, что содержание справки и данное им описание спорного земельного участка (на участке произрастали единичные деревья хвойной породы естественного происхождения, кустарники, имелось травянистое покрытие, в четырех метрах от данного земельного участка в сторону оз. Байкал находились заборы соседних земельных участков, спорный земельный участок расположен в границах земель населенного пункта, строительство на участке не осуществлялось, никакой хозяйственной деятельности не велось) не свидетельствуют о каком-либо антропогенном воздействии на спорный земельный участок, к которому ошибочно относить прохождение по лесу человека или проезд транспортного средства.
Довод истца о том, что земельный участок с кадастровым номером № образован на незатронутой природной территории в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории также подтверждается пояснениями представителя третьего лица Управления Росреестра по РБ Бальхаевой И.А. со ссылкой на сведения публичной кадастровой карты, основанной на спутниковой съемке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на материалы инвентаризации земель <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ стереотопографическую съемку от ДД.ММ.ГГГГ космоснимки сервиса «Google Планета Земля» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ годы, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером № покрыт сплошным лесом, хотя и граничит с ранее сложившейся застроенной территорией села, но обладает признаками незатронутой природной территории: объекты капитального строительства отсутствуют, сохранено естественное биоразнообразие, т.е. в течение длительного периода земельный участок не подвергался антропогенному воздействию человека.
Из письма заместителя директора по научной работе Байкальского института природопользования Сибирского отделения Российской академии наук Б.В.С.. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что анализ картографического материала на участки с кадастровыми номерами № показал, что по данным топографической карты по состоянию на местности на ДД.ММ.ГГГГ данные участки отмечены на территории как занятые лесным покровом, спутниковые снимки Google Maps за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отражают устойчивую границу леса, прилегающую к населенному пункту, где указанные участки находятся на лесопокрытой территории, хозяйственная деятельность человека на территории этих земельных участков, занятой древесной растительностью за указанный период не зафиксирована; анализ фотографий с древостоем на фототаблицах к справке по результатам участия в проверке, проводимой Восточно-Байкальской межрайонной прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ показал, что в целом анализируемые участки окрестностей <адрес> относятся по классам возраста лесных насаждений к средневозрастным (III класс возраста - 40-60 лет) и к приспевающим (IV класс возраста – 60-80 лет) хвойным деревьям, данные древостои на изучаемых территориях вормируют устойчивую в пространстве и во времени экологическую систему (лесной биоценоз), где главной жизненной формой являются деревья, рассматриваемые лесопокрытые территории относятся к устойчивым лесам, устойчивый лес - длительно существующее, сложившееся сообщество, изменения в котором протекают очень медленно - в течение столетия; по растительному районированию леса правобережий <адрес> определяются как сосновые и лиственнично-сосновые бруснично-толокнянковые с пятнами лишайников леса на пологих песчаных склонах световых экспозиций и выровненных поверхностях со щебнистыми маломощными почвами; проанализированный картографический материал и методика анализа представлена в приложении к указанному письму.
Таким образом, из совокупности представленных при рассмотрении дела доказательств, являющихся относимыми и допустимыми, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером № образован на незатронутой природной территории в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Доказательств иного ответчиками не предоставлено, нахождение спорного земельного участка в границах населенного пункта, а по картам градостроительного зонирования <адрес> - в территориальной зоне Ж1, где предусмотрена жилая застройка, не исключает нахождение участка фактически на незатронутой природной территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 утвержден Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Указанным постановлением к таким видам деятельности отнесено строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Поскольку Прибайкальской районной администрацией земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № образован на незатронутой природной территории в границах центральной экологической зоны <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет, имеет категорию - земли населенный пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Прибайкальской районной администрацией и Вотинцевым В.А., договор зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, то суд приходит к выводу, что его образование, постановка на кадастровый учет и предоставление в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществлено в нарушение ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643, что свидетельствует о незаконности указанных действий Прибайкальской районной администрации. Орган местного самоуправления при реализации своих полномочий в области земельных отношений, включая принятие актов по вопросам управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, или сформированными из состава земли, находящейся в государственной собственности (не разграниченной), в рамках полномочий, предусмотренных ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», обязан руководствоваться законодательством, в том числе природоохранным, действующим на момент реализации таких полномочий, исключая нанесение ущерба окружающей среде и нарушение прав и законных интересов других лиц. Суд находит, что на момент образования, постановки на кадастровый учет и предоставления в аренду указанного земельного участка ответчиком такая обязанность исполнена не была.
Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 принято во исполнение положений ч. 2, 3 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», указанный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, содержит специальные нормы запретов и ограничений в использовании при осуществлении отдельных видов деятельности земельных участков, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Федеральным законом «Об охране озера Байкал», Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 не исключается предоставление и использование таких земельных участков при условии соблюдения указанных специальных норм правового регулирования.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, заключенный между Прибайкальской районной администрацией и Вотинцевым В.А., является недействительным в силу ничтожности как не соответствующий требованиям ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и Постановления Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 и посягающий на публичные интересы Российской Федерации, связанные с охраной озера Байкал как объекта Всемирного наследия.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ суд считает необходимым с целью защиты публичных интересов применить последствия недействительности ничтожного договора аренды, учитывая фактическое исполнение сторонами условий договора: обязать Вотинцева В.А. передать Прибайкальской районной администрации земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в первоначальном состоянии по акту приема-передачи, доказательств внесения Вотинцевым В.А. арендных платежей по указанному договору не представлено.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Соответственно, земельный участок как объект права должен быть образован в установленном законом порядке.
Поскольку согласно ст. 131 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, то регистрация права без возникновения права и без существования земельного участка как объекта прав невозможна.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1, п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права на земельный участок, в иных предусмотренных федеральными законами случаях; действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов органов местного самоуправления, восстановления положения, существовавшего до нарушения права,
В связи с незаконностью действий Прибайкальской районной администрации по образованию, постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № и предоставлению его в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, учитывая положения ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, имеются основания для восстановления положения, существовавшего до нарушения права: для фактического прекращения существования как объекта прав указанного земельного участка на незатронутой природной территории в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, его снятия с государственного кадастрового учета и исключения из ЕГРН записи о регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Руководствуясь ст.ст. 193- 197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Прибайкальской районной администрации, Вотинцеву В.А. о признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, исключении из ЕГРН регистрационной записи, снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № по адресу: РБ<адрес>, заключенный между Прибайкальской районной администрацией и Вотинцеву В.А..
Применить последствия недействительности сделки:
обязать Вотинцеву В.А. передать Прибайкальской районной администрации земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в первоначальном состоянии по акту приема-передачи.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, заключенного между Прибайкальской районной администрацией и Вотинцеву В.А..
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Горковенко С.В.