57RS0022-01-2019-001866-09 Дело № 2-1888/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2019 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при секретаре судебного заседания Егоровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баджелидзе Мераби Ушанговича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о назначении пенсии со дня возникновения права,
установил:
Баджелидзе М.У. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ России в г. Орле и Орловском районе Орловской области, пенсионный орган) о назначении пенсии со дня возникновения права.
В обоснование требований указал, что 17 мая 2016 г. обратился в ГУ - УПФ России в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако ответчиком 25 августа 2016 г. в удовлетворении данного заявления было отказано по причине отсутствия документального подтверждения проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а также требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ. При этом пенсионным органом страховой стаж определен как 25 лет 11 месяцев 1 день, стаж на соответствующих видах работ – 9 лет 6 месяцев, что дает право на назначение пенсии по достижении возраста 57 лет.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 25 мая 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 17 августа 2017 г., за истцом было признано право на назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 1 год.
Истец ссылался, что 3 октября 2017 г. вновь обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со дня возникновения права на нее, предоставив решение Заводского районного суда г. Орла от 25 мая 2017 г. Однако пенсионным органом было принято решение о досрочном назначении пенсии по старости с 3 октября 2017 г. В назначении и выплате пенсии с мая по октябрь 2017 г. истцу было отказано.
По указанным основаниям истец просил суд признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении и выплате с мая по октябрь 2017 г. досрочной страховой пенсии по старости; обязать ГУ - УПФ России в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права с 17 мая 2016 г.
В судебном заседании истец Баджелидзе М.У. исковые требования уточнил, просит суд обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права на нее, а именно с 1 мая 2017 г.
Представитель ответчика – Ковалева Н.Л. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку страховая пенсия назначена истцу с момента обращения в территориальный орган пенсионного фонда с 3 октября 2017 г.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2).
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из материалов дела, 17 мая 2016 г. Баджелидзе М.У. обратился в ГУ - УПФ России в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако письмом ответчика от 26 августа 2017 г. ему в этом было отказано.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 25 мая 2017 г. были частично удовлетворены исковые требования Баджелидзе М.У. к ГУ - УПФ России в г. Орле и Орловском районе Орловской области об установлении факта постоянного проживания и признании права на досрочное назначение пенсии.
Решением установлен факт проживания Баджелидзе М.У., 1 мая 1961 года рождения, в периоды с 20 ноября 2009 г. по 20 ноября 2010 г., с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г. в д. Жилина Орловского района Орловской области. За Баджелидзе М.У. признано право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 1 год. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 17 августа 2017 г. решением Заводского районного суда г. Орла от 25 мая 2017 г. оставлено без изменения.
При этом, как усматривается из данных судебных актов, а также из пояснений истца в судебном заседании, первоначально Баджелидзе М.У. заявлялись требования о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года, однако в ходе судебного разбирательства данные требования истец не поддержал, указав, что они заявлены преждевременно, поскольку он собирает необходимые документы, подтверждающие работу с тяжелыми условиями труда.
16 октября 2017 г. решением ГУ - УПФ России в г. Орле и Орловском районе Орловской области Баджелидзе М.У. была назначена страховая пенсия по старости с 3 октября 2017 г. на основании его заявления.
Из письма ГУ - УПФ России в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 17 апреля 2019 г. № (номер обезличен) усматривается, что страховой стаж Баджелидзе М.У. на момент его первоначального обращения был определен как 25 лет 11 месяцев 1 день, стаж на соответствующих видах работ – 9 лет 6 месяцев.
Таким образом, с учетом бесспорно включенных ответчиком в специальный стаж истца периодов работы (9 лет 6 месяцев), и подлежащего по решению Заводского районного суда г. Орла от 25 мая 2017 г. снижению пенсионного возраста на 1 год, на момент повторного обращения 3 октября 2017 г. Баджелидзе М.У. имел право на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением возраста в общей сложности на 4 года, то есть с наступлением возраста 56 лет, которого он достиг 1 мая 2017 г.
Однако, назначая истцу страховую пенсию с даты обращения 3 октября 2017 г., пенсионный орган не учел положения части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно которым страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что право на досрочное назначение пенсии возникло у истца с учетом вступившего решения Заводского районного суда г. Орла от 25 мая 2017 г. в возрасте 56 лет, то есть с 1 мая 2017 г., суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Баджелидзе М.У. исковых требований.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Поскольку исковые требования Баджелидзе М.У. признаны правомерными, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Баджелидзе Мераби Ушанговича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о назначении пенсии со дня возникновения права - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Баджелидзе Мераби Ушанговичу с 1 мая 2017 г.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) в пользу Баджелидзе Мераби Ушанговича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 июля 2019 г.
Судья В.С. Агибалов