Дело №2а-1995/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» октября 2017 года г.Ижевск
Устиновский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Чегодаевой О.П., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к Чугунцевой О.Л. о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, МРИ ФНС №8 по УР) обратился в суд с административным иском, которым просит взыскать с Чугунцевой О.Л. (далее – административный ответчик) пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога в размере 3744,24 руб. Требование мотивировано тем, что согласно сведений, представленных государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, Чугунцева О.Л. является плательщиком транспортного налога. На основании представленных в налоговый орган сведений, исчислен налог за ДД.ММ.ГГГГ., направлено налоговое уведомление. В установленный законодательством о налогах и сборах срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена. Для добровольного исполнения обязанности по уплате налога направлено требование. Данное требование было направлено налогоплательщику по почте, в установленный срок исполнено не было. Ст.75 НК РФ предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Ввиду неуплаты суммы налога в установленный законодательством срок, налогоплательщику были начислены пени. П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено взыскание налогов с физических лиц в судебном порядке. Порядок взыскание налогов регламентирован ст.48 НК РФ.
Определение суда о принятии административного дела к производству, подготовке дела к судебному разбирательств направлено в адрес административного ответчика Чугунцевой О.Л. заказной почтой по месту жительства (регистрации). Судебная корреспонденция получена административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует уведомление о вручении.
Административный ответчик Чугунцева О.Л. в срок, установленный судом для предоставления возражений по административному иску, письменных доказательств (отзыв, объяснения, возражения по существу административного иска) по предъявленному к ней административному иску в суд не представила.
В соответствии со ст.291 ч.3 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу ч.1 ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч.3 ст.84 КАС РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Изучив материалы административного дела, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд считает исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Удмуртской Республике к Чугунцевой О.Л. о взыскании пени по транспортному налогу обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.57 Конституции РФ и п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, которые уплачивают налог в размерах, установленных Законом УР № 63-РЗ от 27.11.2002 года "О транспортном налоге в Удмуртской Республике".
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4 ст. 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В силу ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога на транспортные средства установлены Законом УР № 63-РЗ от 27.11.2002 года "О транспортном налоге в Удмуртской Республике".
В силу положений ст.363 НК РФ (в ранее действующей редакции) налог подлежит уплате налогоплательщиками-физическими лицами в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учитывая заявленный к рассмотрению административным истцом период уплаты налога, обязанность административного ответчика по уплате транспортного налога за 2014г. – 01.10.2015г.
В соответствии с п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Статья 359 НК РФ определяет налоговую базу по транспортному налогу как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Закон УР устанавливает налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из представленных материалов дела следует, что по данным органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, в ДД.ММ.ГГГГ на имя Чугунцевой О.Л. зарегистрированы транспортные средства <данные изъяты> (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ., дата снятия с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.) и <данные изъяты> г/н № (дата регистрации с ДД.ММ.ГГГГ.).
Следовательно, в указанный период административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом за ДД.ММ.ГГГГ исчислен транспортный налог в общей сумме 36615 руб.: <данные изъяты> – 36465 руб. (429 л\с*85руб./12*12мес.) и <данные изъяты> в размере 150 руб. (75л\с*8 руб./12*3 мес.) о чем налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление №№ от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым сумма транспортного налога составила 36 615 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений и в силу ст. 52 НК РФ и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Межрайонной ИФНС России №8 по УР в адрес Чугунцевой О.Л. направлено требование №№ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. (пени по транспортному налогу в размере 3896 руб.).
В силу ч.2 ст.58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
На основании п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов, или уплаты в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из приведенных норм следует, что пени являются мерой, обеспечивающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора, и их начисление производится до фактического исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае нарушения им установленных законом сроков уплаты, предполагает обязанность налогового органа направить в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ требование с указанием суммы недоимки и срока для ее добровольного погашения. В случае неисполнения налогоплательщиком налогового требования в установленный срок, обязанность по уплате возникшей недоимки реализуется путем принудительного взыскания с должника налога в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
Изложенное в совокупности с положениями ч.5 ст.75 НК РФ, регулирующей порядок уплаты пеней, позволяет суду прийти к выводу о том, что налоговое требование об уплате пеней может быть направлено в адрес налогоплательщика как одновременно с требованием об уплате налоговой недоимки, так и после погашения налогоплательщиком задолженности по налогу.
В случае добровольного исполнения налогоплательщиком требования налогового органа об уплате недоимки, обстоятельством, имеющим значение для решения вопроса о принудительном взыскании начисленных на сумму недоимки пеней, является соблюдение налоговым органом досудебного порядка предъявления к должнику требования об уплате пеней, а также фактический срок погашения недоимки по налогу.
Разрешая требование административного истца о взыскании пени по транспортному налогу, суд исходит из того, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный в налоговом требовании срок обязанности по погашению недоимки, взыскание пеней допускается только в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию соответствующего налога, а именно соблюдены досудебный порядок предъявления указанного требования и установленные ст.48 НК РФ сроки принудительного взыскания налога.
В соответствии со ст.ст.14, 62 КАС РФ, бремя доказывания наличия оснований для взыскания с Чугунцевой О.Л. пеней за несвоевременную уплату транспортного налога в заявленном в иске размере, возлагается на административного истца.
Административным истцом в материалы дела представлен расчет пени, выписка из карточки расчета с бюджетом.
По смыслу ст.ст. 48, 69, 70 НК РФ решение о принудительном взыскании налога может быть принято налоговым органом по тем суммам, в отношении которых налогоплательщиком был пропущен установленный налоговым требованием срок для их добровольной уплаты.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом исчислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 36615 руб., Чугунцевой О.Л. внесены следующие суммы в счет оплаты транспортного налога: ДД.ММ.ГГГГ. – 600 руб., 15000 руб., ДД.ММ.ГГГГ. – 19000 руб., ДД.ММ.ГГГГ. – 2516 руб. Таким образом, оплата транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком осуществлена с нарушением установленного срока уплаты налога.
Поскольку внесение ответчиком денежных средств произведено несвоевременно, на сумму задолженности начислены пени. С учетом ставок рефинансирования ЦБ РФ в соответствующие периоды, размер подлежащих взысканию пени за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 3977,36 руб.:
- период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 30 дней, следовательно: 36615 руб.*30*1/300*8,25%=302,1 руб.;
- период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 30 дней, следовательно: 36615 руб.*30*1/300*8,25%=302,1 руб.;
- период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 31 день, следовательно: 36615 руб.*31*1/300*8,25%=312,14 руб.;
- период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. составляет 165 дней, следовательно: 36615 руб.*165*1/300*11=2215,21 руб.;
- период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ составляет 66 дней, следовательно: 36615 руб.*66*1/300*11=845,81 руб.
Проверив представленный истцом расчет суммы пени, суд признает его соответствующим, как периоду образования задолженности, так и требованиям законодательства, регулирующего порядок исчисления суммы налога и пени, является арифметически верным и принимается судом при вынесении решения. Достоверность и правильность представленного административным истцом расчета административным ответчиком не оспорена, доказательства, подтверждающие, как отсутствие задолженности, так и иной её объем, суду не представлены.
В соответствии с ч.3 ст. 48 НК рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно материалам гражданского дела № (хранящегося в архиве судебного участка № Устиновского района г.Ижевска), налоговым органом были исчислены пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3896,80 руб. ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № Устиновского района г.Ижевска выдан судебный приказ о взыскании с Чугунцевой О.Л. в пользу МИФНС №8 по УР пени за несвоевременную уплату транспортного налога с физических лиц в размере 3896,80 руб. ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № Устиновского района г.Ижевска судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению МИФНС №8 по УР о взыскании с должника Чугунцевой О.Л. пени по налогу отменен на основании ст.123.7 КАС РФ.
Административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика пени по транспортному налогу подано налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах шести месяцев с даты отмены судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ.), что позволяет сделать вывод о соблюдении в рассматриваемом деле срока обращения в суд, предусмотренного ст.48 НК РФ.
Поскольку административный ответчик имеет задолженность по пени по транспортному налогу, размер которых ответчиком не оспорен, а административным истцом соблюден установленный действующим законодательством порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, постольку в условиях доказанности приведенных юридически значимых обстоятельств, исковые требования административного истца в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что административный истец на основании п.7 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 400 руб.00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике к административному ответчику Чугунцевой О.Л. о взыскании пени, удовлетворить.
Взыскать с Чугунцевой О.Л. (<адрес>) в доход бюджета на расчетный счет 40101810200000010001, получатель Отделение НБ Удмуртская Республика г. Ижевска, БИК 049401001, ИНН 1834030163 УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике) код ОКТМО 94701000, пени по транспортному налогу в размере 3744 (три тысячи семьсот сорок четыре) руб.24 коп. (КБК 18210604012022100110).
Взыскать с Чугунцевой О.Л. в бюджет Муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 400 руб.00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.П.Чегодаева