Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2019 года г. Губкин
Губкинский городской суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Грешило Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Белгородской области к Гуляеву Сергею Анатольевичу о взыскании пени по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу,
установил:
МИ ФНС России № 8 по Белгородской области обратилась в суд с административным иском к Гуляеву С. А. о взыскании пени по налогу на имущество, недоимки и пени по земельному налогу, пени по транспортному налогу в сумме 3283,64 руб. В обоснование иска указала, что за ответчиком значились два земельных участка по адресам: *, и *, в связи с чем ему был начислен земельный налог в размере 2104 руб. по сроку уплаты до 01.12.2016. Данный налог в установленные законом сроки оплачен ответчиком не был, налоговое уведомление от 23.03.2018 и требование от 28.05.2018, полученные Гуляевым С. А. через личный кабинет налогоплательщика, исполнены не были, в связи с чем налоговым органом за период с 02.12.2016 по 16.04.2018 начислена пеня в размере 257,88 руб. и 5,08 руб. за период с 18.05.2018 по 27.05.2018, а всего 262,96 руб. На задолженность прошлых лет по своевременно неуплаченному налогу на имущество за период с 02.12.2016 по 16.04.2018 ответчику начислена пеня в размере 822,18 руб., по своевременно неуплаченному транспортному налогу – пеня в размере 94,50 руб. Требования об уплате задолженности от 15.03.2018 и от 17.04.2018, полученные ответчиком через личный кабинет налогоплательщика, добровольно им не исполнены, вынесенный 01.02.2019 судебный приказ о взыскании задолженности по налоговым платежам по заявлению ответчика был отменен.
Настоящее административное исковое заявление в силу ч.7 ст.125 КАС РФ было направлено административным истцом административному ответчику 07.05.2019, однако согласно официальным данным ФГУП «Почта России» в связи с неудачной попыткой вручения поступило на временное хранение. Как разъяснено в пп. 67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ); риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Административный ответчик определение суда о подготовке к рассмотрению административного дела получил 19.07.2019, в установленный законом десятидневный срок с момента получения определения, то есть по 29.07.2019, возражения на административный иск не предъявил.
Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате в том числе налога на землю и транспортного налога налогоплательщиком – физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый).
Положениями статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций; административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из административного искового заявления и приложенных к нему документов, должнику Гуляеву С. А. налоговым органом начислялся земельный налог за два земельных участка по адресам: **, и *, в размере 2104 руб., о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление N 84907999 по сроку уплаты до 01.12.2016.
В связи с несвоевременной уплатой этого налога, а также налога за предыдущие периоды на имущество (за 2016 год) и транспортного налога (за 2015 год), налогоплательщику истцом были выставлены требования об уплате налога и пени:
№ 13013 от 15.03.2018 на сумму 1261,72 руб. Срок исполнения данного требования был установлен в самом требовании – до 30.07.2018;
№ 20002 от 17.04.2018 на сумму 283,37 руб. Срок исполнения данного требования был установлен в самом требовании – до 05.08.2018;
№ 27058 от 28.05.2018 на сумму 2104 руб. и 5,08 руб. Срок исполнения данного требования был установлен в самом требовании – до 10.08.2018.
Поскольку на 10.08.2018 сумма задолженности по требованиям об уплате налогов и пени превысила 3000 рублей, то налоговый орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением с указанной даты в течение шести месяцев, то есть до 10.02.2019.
Судебный приказ о взыскании с Гуляева С.А. налоговой задолженности в пользу налогового органа был вынесен 01.02.2019, то есть с заявлением о взыскании налогов и пени МИ ФНС России № 8 по Белгородской области обратилось к мировому судье в установленный законом шестимесячный срок.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 г. Губкин Белгородской области от 19.02.2019 судебный приказ от 01.02.2019 отменен в связи с возражениями ответчика относительно его исполнения.
Как указано в определении мирового судьи и следует из ч. 2 ст. 123.7 КАС РФ, после отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании налогов в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, отмена судебного приказа не лишает налоговой орган возможности обратиться в суд с требованиями в порядке искового производства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть в данном случае до 19.08.2019.
МИ ФНС России № 8 по Белгородской области обратилось в суд с настоящим иском 09.07.2019, то есть в пределах установленного шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Какого-либо контрсчета по недоимкам по земельному, транспортному налогу и налогу на имущество и пеням административный ответчик суду не представил. Сомнений в правильности расчета сумм, подлежащих взысканию с административного ответчика, у суда не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Исходя из размера взысканной суммы задолженности по налоговым платежам с Гуляева С.А. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 НК РФ составляет 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 293-294 КАС РФ, суд
решил:
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Белгородской области удовлетворить.
Взыскать с Гуляева Сергея Анатольевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Белгородской области недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 2104,00 рублей с зачислением на счет по реквизитам: УФК по Белгородской области (МИ ФНС №8); р/с 40101810300000010002; ИНН 3127003978; БИК 041403001; ОКТМО 14730000; КБК 18210601020041000110.
Взыскать с Гуляева Сергея Анатольевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Белгородской области пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 года по 16.04.2018 года в сумме 262,96 рублей с зачислением на счет по реквизитам: УФК по Белгородской области (МИ ФНС №8); р/с 40101810300000010002; ИНН 3127003978; БИК 041403001; ОКТМО 14730000; КБК 18210606042042100110.
Взыскать с Гуляева Сергея Анатольевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Белгородской области задолженность по пени по налогу на имущество за период с 02.12.2016 года по 16.04.2018 года в сумме 822,18 рублей с зачислением на счет по реквизитам: УФК по Белгородской области (МИ ФНС №8); р/с 40101810300000010002; ИНН 3127003978; БИК 041403001; ОКТМО 14730000; КБК 18210601020042100110.
Взыскать с Гуляева Сергея Анатольевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Белгородской области пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 года по 16.04.2018 года в сумме 94,50 рублей с зачислением на счет по реквизитам: УФК по Белгородской области (МИ ФНС №8); р/с 40101810300000010002; ИНН 3127003978; БИК 041403001; ОКТМО 14730000; КБК 18210604012022100110.
Взыскать с Гуляева Сергея Анатольевича госпошлину в размере 400,00 рублей в доход федерального бюджета.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Губкинский городской суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Грешило Н.В.