«10» июля 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Болонкиной И.В., Ворониной М.В.,
при секретаре Романовой Я.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смирнова Сергея Николаевича и Червинской Алены Николаевны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 11 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований Смирнову Сергею Николаевичу и Червинской Алене Николаевне к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., выслушав объяснения Червинской А.Н., Смирнова С.Н., представителя департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области Перминова Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
у с т а н о в и л а:
Червинская (до брака Смирнова) А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области, мотивируя тем, что ранее обладала статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Парфеньевского районного народного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. ее родители ФИО14. и ФИО15 лишены родительских прав. Постановлением администрации Парфеньевского района от 21 февраля 1994 г. №35 принято решение о направлении ее вместе с сестрой ФИО16. и братом ФИО17 в детское государственное учреждение. Письмом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 16 марта 2017 г. №2-10/138 ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Костромской области. Основания для отказа - к совершеннолетию истца в ранее закрепленном за ней жилом помещении был сделан капитальный ремонт, на момент обращения к ответчику она достигла 23 лет. До достижения возраста 23 лет в ее интересах осуществлялись обращения для включения ее в список, то есть заявлялось ее желание реализовать право на получение жилого помещения по сиротскому статусу на территории Костромской области. Постановлением администрации Парфеньевского района от 21 февраля 1994 г. №35 было принято решение о закреплении за ней, ее братом и сестрой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 16 февраля неизвестно какого года в данном жилом помещении антисанитарные условия. Согласно акту обследования помещения от 08 октября 2014 г. закрепленное жилье признано непригодным для проживания. По вопросу непригодности данного жилого помещения для проживания в 2009 г. направлялось ходатайство ГОУ НПО Профессиональный лицей №9 г.Костромы в отдел образования администрации Парфеньевского муниципального района, письмом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Парфеньевскому муниципальному району от 12 марта 2009 г. сообщалось, что проводится работа по признанию закрепленного жилого помещения непригодным для проживания и готовится пакет документов для постановки истца на учет нуждающихся в жилье по окончании учебы. При таких обстоятельствах она полагала, что ее интересы будут осуществлены и жилое помещение ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, будет предоставлено.
Смирнов С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - брат Червинской А.Н. обратился в суд с иском к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области с аналогичными требованиями, указав в обоснование те же самые обстоятельства на которые ссылалась в своем заявлении Червинская А.Н.
Определением Свердловского районного суда г.Костромы от 11 мая 2017 г. гражданские дела по искам Червинской А.Н. и Смирнова С.Н. объединены в одно производства для совместного рассмотрения.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Смирнов С.Н. и Червинская А.Н. просят отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новое решение. Выражают несогласие с доводами ответчика об отсутствии обращений истцов в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области по вопросу включения в список сирот на получение жилых помещений. Отмечают, что обращения в их интересах имели место. В частности ссылаются на ходатайство ГОУ НПО Профессиональный лицей №9 г.Костромы к отделу образования Парфеньевского муниципального образования Костромской области от 25 февраля 2009 г. №102 и на письмо территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по Парфеньевскому муниципальному району от 12 марта 2009 г. Отмечают, что обращений в департамент до 2017 г. действительно не было по причине того, что до достижения истцами возраста 23 лет полномочиями по включению сирот и лиц из их числа в список на получение жилья были наделены органы местного самоуправления, у Департамента такие полномочия отсутствовали. С учетом изложенного считают, что срок на первичное обращение ими не пропущен. Отмечают, что судом первой инстанции применено выборочное использование и толкование позиции Верховного Суда Российской Федерации по обозначенному вопросу. Указывают, что после соответствующих обращений в 2009 г. они не предпринимали каких-либо дополнительных мер по вопросу включения их в список нуждающихся в предоставлении жилья, так как были уверены в том, что их и так включат в список, как им и было обещано в 2009 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
Согласно ст. 8 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истцы до достижения 23 лет относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Парфеньевского районного народного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ их родители ФИО18 и ФИО19. были лишены родительских прав.
Постановлением администрации Парфеньевского района от 21 февраля 1994 г. №35 принято решение о направлении их в детское государственное учреждение, за ними, а также за их сестрой ФИО20 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>
Администрацией Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района 29 августа 2008 г. со старшей сестрой истцов ФИО21 заключен договор социального найма, на данное жилое помещение с учетом членов семьи, за которыми оно закреплено, в том числе истцов.
Ни на момент достижения истцами совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ г., ни до достижения ими 23-летнего возраста указанное жилое помещение не было признано непригодным для проживания, что подтверждается ответом отдела образования администрации Парфеньевского муниципального района от 19 сентября 2006 г. на ходатайство профессионального лицея №9 о признании закрепленного за истцами жилого помещения непригодным для проживания, или о проведении капитального ремонта, из которого следует, что данное жилое помещение в то время было пригодным для проживания.
Из ответа главы администрации Парфеньевского сельского поселения от 05 июня 2009 г. на имя Червинской А.Н. усматривается, что ей отказано в постановке на учет нуждающейся в жилых помещениях, так как площадь закрепленного за ней жилого помещения превышает учетную норму, квартира не признана ветхой и непригодной для проживания, но требует капитального ремонта.
Согласно ответу на обращение истицы главы администрации Парфеньевского сельского поселения от 20 февраля 2017 г. за счет средств сельского поселения в 2009 г. был проведен капитальный ремонт закрепленной за истцами квартиры, была отремонтирована крыша, заменены в квартире несущие балки и произведена замена полов, отремонтированы печи.
Судом установлено, что с 2009 г. по 2017 г. истцы с заявлениями о включении в Списки не обращались.
Закрепленная за истцами квартира признана непригодной для проживания межведомственной комиссией 08 октября 2014 г., когда истцам было 26 лет, и они не могли рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ меры социальной поддержки.
30 января 2017 г. Червинская А.Н. обратилась в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области с заявлением по вопросу о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставления жилого помещения.
Письмом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 16 марта 2017 г. №2-10/138 Червинской А.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В качестве основания для отказа указано на то, что к совершеннолетию истца в ранее закрепленном за ней жилом помещении был сделан капитальный ремонт, на момент обращения к ответчику она достигла 23 лет.
Разрешая исковые требования Смирнова С.Н. и Червинской А.Н. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они не подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из отсутствия оснований для включения истцов в указанный список до достижения ими возраста 23 лет ввиду того, что истцы до достижения ими указанного возраста в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращались. При том, что включение в список детей-сирот для обеспечения жильем носит заявительный характер. Таким образом истцами утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для обеспечения истцов жилыми помещениями специализированного жилого фонда Костромской области повторяют их позицию в суде первой инстанции, основаны на иной оценке фактических обстоятельств дела, ином толковании норм материального права были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы, свидетельствующие о несогласии с выводом об отсутствии обращений истцов в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области по вопросу включения в список сирот на получение жилых помещений, необоснованны, поскольку материалы дела доказательств, подтверждающих такие обращения, не содержат. Ссылка на то, что в материалах дела имеется ходатайство ГОУ НПО Профессиональный лицей №9 г.Костромы к отделу образования Парфеньевского муниципального образования Костромской области от 25 февраля 2009 г. №102, так как полномочиями по включению сирот и лиц из их числа в список на получение жилья были наделены органы местного самоуправления, несостоятельна, поскольку, как видно из материалов дела и установлено судом, администрацией в ответ на данное обращение указано, что на тот момент оснований для постановки истцов на учет не имелось. Других обращений в компетентные органы не было, данное обстоятельство истцами не оспаривается.
Способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 11 Гражданского кодекса РСФСР, ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации). С 2006 года в силу достижения совершеннолетия истцы не были лишены возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки их на учет для получения жилья, однако до 2017 года данное право реализовать не пытались.
Незнание истцами законодательства в сфере жилищных прав основанием к удовлетворению иска служить не может, поскольку об уважительности причин пропуска срока не свидетельствует.
Иных причин, которые можно посчитать уважительными, истцами не представлено.
Ссылка истцов на то, что в 2014 года ранее закрепленное за ними жилое помещение признано непригодным, на нуждаемость в жилье в настоящее время, несостоятельна, т.к. данные обстоятельства правового значения для разрешения заявленных требований не имеют.
Признание жилого дома непригодным для проживания является основанием для реализации жилищных прав на иных основаниях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 11 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова С.Н. и Червинской А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-