Дело № 2а-134/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**.**.****г. г. Печоры Псковской области
Печорский районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Ефимовой С.Ю., при секретаре Лыхмус С.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Псковской области к Федорову Андрею Владимировичу о взыскании задолженности по налогам,
УС Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № 5 по Псковской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Федорову А.В. о взыскании задолженности в размере 56635 руб. 12 коп. по: транспортному налогу - 46950 руб., пени - 9562 руб. 08 коп.; земельному налогу - 76 руб., пени 4 руб. 88 коп.; налогу на имущество - 38 руб., пени - 4 руб. 16 коп., указав в обоснование, что в нарушение ст. 2 Закона Псковской области от 26.11.2002 года № 224-ОЗ «О транспортном налоге», ст. ст. 362, 396, 408 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество за **.**.****г.. В связи с чем, Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования: *** от **.**.****г. об уплате в срок до **.**.****г., *** от **.**.****г. об уплате в срок до **.**.****г., *** от **.**.****г. об уплате в срок до **.**.****г. задолженности по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество в вышеуказанной сумме и пени, которое до настоящего времени Федоровым А.В. не исполнено.
В связи с этим налоговый орган просит на основании ч.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ взыскать указанную недоимку и пени за несвоевременную уплату налога в судебном порядке.
Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления, который был пропущен в связи с реорганизацией путем присоединения Межрайонной ИФНС Росси № 4 по Псковской области к Межрайонной ИФНС России № 5 по Псковской области с последующей передачей баз данных и документов, при этом просит учесть, что срок пропуска является незначительным.
Представитель административного истца, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, требования поддерживает.
Административный ответчик Федоров А.В. извещался о месте и времени рассмотрения дела по месту жительства, судебное извещение возвращено в суд за истечением срока хранения.
При таких обстоятельствах, суд расстраивает дело в отсутствии представителя административного истца, что не противоречит положениям ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 указанной статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии с пунктом 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Псковской области транспортный налог введен Законом Псковской области от 26.11.2002 № 224-оз «О транспортном налоге».
В силу ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 388 НК РФ Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории Печорского района земельный налог введен Решением Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 14.12.2015 № 6 (ред. от 28.11.2018) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Печоры».
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На территории Печорского района налог на имущество введен Решением Собрания депутатов городского поселения «Печоры» от 14.12.2015 № 5 (ред. от 11.02.2016) «Об установлении налога на имущество физических лиц».
В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что в собственности ответчика в **.**.****г.. находилось: автомобиль Фольксваген ххх, г.р.з. *** (в течение *** лет), за который начислен транспортный налог в размере 46950 руб., земельный участок с КН ***, расположенный по адресу: .... (в течение *** лет), за который начислен налог в размере 76 рублей, хозяйственное строение или сооружение с КН ***, расположенное по адресу: .... ( в течении **.**.****г.), за которое начислен налог в размере 38 руб. Федоров А.В. данные налоги не уплатил.
**.**.****г. инспекцией в адрес личного кабинета налогоплательщика направлено требование *** об уплате в срок до **.**.****г. пени в размере 8676,51 руб. по состоянию на **.**.****г..
**.**.****г. инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование *** об уплате налога за **.**.****г.. в срок до **.**.****г. в размере 46988 руб. и пени в размере 886,51 руб. по состоянию на **.**.****г.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, инспекция должна была обратиться в суд за взысканием недоимки по транспортному налогу с Федорова А.В. не позднее **.**.****г., однако с настоящим иском налоговый орган обратился в суд **.**.****г., то есть за истечением срока.
В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. В п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом.
Суд не находит уважительных причин для восстановления пропущенного налоговым органом срока на подачу заявления о взыскании с Федорова А.В. задолженности по налогам, так как не представлено достаточно доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание налога, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов. Административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, в том числе получению документов, подтверждающих заявленные требования, а установленный законодателем шестимесячный срок является достаточным.
Довод административного истца о пропуске срока в связи с передачей базы данных и документов является не состоятельным, поскольку требование об уплате налога направлено Межрайонной ИФНС № 5 по Псковской области, то есть на **.**.****г. у истца имелась в распоряжении вся необходимая информация для осуществления налогового контроля и взыскания задолженности.
Учитывая, что пропуск срока на обращение в суд за защитой нарушенного права является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления без исследования фактических обстоятельств дела по существу, суд отказывает в удовлетворении заявленных инспекцией исковых требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 138, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Псковской области к Федорову Андрею Владимировичу о взыскании задолженности за **.**.****г. по транспортному налогу - 46950 руб., пени - 9562 руб. 08 коп.; земельному налогу - 76 руб., пени 4 руб. 88 коп.; налогу на имущество - 38 руб., пени - 4 руб. 16 коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня его вынесения, через Печорский районный суд Псковской области.
Судья С.Ю. Ефимова
Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.