Дело № 2а-476/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рудых Г.М.,
при секретаре Мизенко Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Волгограда Емельяновой И.М., представителя административного ответчика администрации Центрального района Волгограда Клещевой А.Б., представителя заинтересованного лица ООО «Управление отходами – Волгоград» Казакова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 марта 2020 года в городе Волгограде административное дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Центрального района г. Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившимся в отсутствии мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском с вышеуказанными требованиями, которые мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного, природоохранного законодательства, законодательства о благоустройстве в деятельности администрации Центрального района Волгограда.
В ходе осмотра в ноябре 2019 года с привлечением специалиста департамента муниципального имущества администрации Волгограда земельного участка по адресу: г. Волгоград, Центральный район, территория между зданиями № 9 и № 116 по ул. им. Михаила Балонина, выявлено, что земельный участок (территория) ориентировочной площадью 1105 кв.м. захламлен бытовым и строительным мусором. Кроме того, на данной территории имеются сгораемые отходы (резина, емкости из под автомобильного масла и пр.). Данная захламленная бытовым и строительным мусором территория расположена в границах земельного участка с кадастровым №... площадью 27941 кв.м. по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. им. Михаила Балонина, 9, ранее предоставленного по договору аренды земельного участка от 05.08.2008 №... в аренду ООО «Автоград» для строительства многофункционального центра. По сведениям, имеющимся в департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, договор аренды земельного участка от 05.08.2008 №... прекращен 31.08.2015.
В декабре 2018 года прокуратурой района в адрес администрации Центрального района г. Волгограда вносилось представление по фактам образования на территории района мест несанкционированных свалок, включая вышеуказанную территорию по ул. Балонина, вместе с тем надлежащие меры по предотвращению образования несанкционированной свалки по ул. Балонина и ее ликвидации администрацией района до настоящего времени не приняты, объем территории, захламленной отходами увеличен.
Также, прокуратурой района с привлечением специалиста департамента муниципального имущества администрации Волгограда проведен осмотр земельного участка по ул. Рокоссовского, квартал 04_01_005, в ходе которого установлено, что территории ориентировочной площадью 200 кв.м., 150 кв.м. захламлены бытовым и строительным мусором. Данная захламленная бытовым и строительным мусором территория расположена в границах земельного участка с кадастровым №... площадью 10833 кв.м. по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. им. Рокоссовского, квартал 04_01_005, ранее предоставленного по договору аренды земельного участка от 18.02.2014 №...-В в аренду ООО «Ной» для строительства автовокзала. По информации комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, договор аренды вышеуказанного земельного участка расторгнут 18.10.2016.
Захламленные бытовым и строительным мусором территории, находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Наличие на вышеуказанных территориях общего пользования большого скопления отходов приводит к образованию несанкционированных свалок на территории Центрального района г. Волгограда, свидетельствует о нарушении законодательства о благоустройстве, о бездействии администрации Центрального района Волгограда, в части не осуществления полномочий по организации мероприятий по предотвращению образования и ликвидации несанкционированных свалок на территории района, создает условия для возникновения и распространения природных пожаров, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Администрация Центрального района г. Волгограда является структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Центрального района Волгограда, и обязана принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок.
Просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившиеся в отсутствии мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Центрального района г. Волгограда по адресам: г. Волгоград, территория между зданиями № 9 и № 11б по ул. им. Михаила Балонина в границах земельного участка с кадастровым №...; г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, квартал 04_01_005 в границах земельного участка с кадастровым №.... Возложить на администрацию Волгограда обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, путем организации мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на территории между зданиями № 9 и № 11б по ул. им. Михаила Балонина в границах земельного участка с кадастровым №..., ориентировочной площадью 1105 кв.м.; г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, квартал 04_01_005 в границах земельного участка с кадастровым №..., ориентировочной площадью 200 кв.м., 150 кв.м..
В судебном заседании помощника прокурора Центрального района г. Волгограда Емельянова И.М. настаивала на удовлетворении административных исковых требований по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Центрального района Волгограда Клещева А.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что правообладателем спорных земельных участков на которых выявлены места размещения отходов производства и жизнедеятельности являются землями государственная собственность на которые не разграничена. 06.08.2018 между ООО «Управление отходами -Волгоград» и Комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области. Уведомление от ООО «Управление отходами - Волгоград» об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО на спорных земельных участках не поступало. До поступления представления непосредственно должностным лицам администрации Центрального района Волгограда не было известно о наличии складирования отходов. После проведения 10.02.2020 года обследования территории, указанной в иске и составления акта органами местного самоуправления в соответствии с Порядком осуществляются мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Считает, что в действиях должных лиц администрации Центрального района Волгограда бездействия не усматривается, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ООО «Управление отходами – Волгоград» Казаков Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании считал, что требования прокурора обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц администрации Волгограда, департамента муниципального имущества администрации Волгограда, комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, МБУ «Волгоградзеленхоз» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участвующих лиц, проверив и исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 51 указанного Закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Решением Волгоградской городской Думы от 21.10.2015 № 34/1091 (с учетом внесенных изменений) утверждены Правила благоустройства территории городского округа Волгоград.
Настоящие Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования для всех юридических лиц независимо от их правового статуса и форм хозяйственной деятельности, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, ответственных за благоустройство территорий, при проектировании, строительстве, создании, эксплуатации и содержании объектов благоустройства территории городского округа Волгоград (п. 1.2 Правил).
Согласно п. 1.2.1 одной из задач настоящих Правил является усиление контроля за использованием, охраной и благоустройством территории городского округа Волгоград, повышение ответственности физических и юридических лиц за соблюдение чистоты и порядка в муниципальном образовании.
В соответствии с пп. 2.7.6, 2.7.7 Правил на территории Волгограда запрещается, кроме прочего, размещать отходы вне установленных для этого мест; складировать на открытом воздухе мусор, грунт, отходы строительного производства и сыпучие материалы (грунт, песок, гипс, цемент и т.д.) без их укрытия, препятствующего выветриванию.
В соответствии с п. 2.1 указанных Правил благоустройство и уборка территории городского округа Волгоград осуществляются собственниками земельных участков, если иное не предусмотрено законом или договором, либо специализированными организациями на основании соглашений с хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
Решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252 утверждено положение об администрации Центрального района Волгограда.
Согласно п. 2.3.22 Положения администрация района осуществляет работы по благоустройству и содержанию территорий района, не закрепленных за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, на неиспользуемых и не осваиваемых длительное время территориях, а также на территориях после сноса строений.
В соответствии с п. 2.3.29 Положения на администрацию района возложены полномочия по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района. Также администрация района организует и контролирует в пределах полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории района (п.2.3.43 Положения).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 15.11.2019 с привлечением специалиста департамента муниципального имущества администрации Волгограда был произведен осмотр земельного участка по адресу: г. Волгоград, Центральный район, территория между зданиями № 9 и № 116 по ул. им. Михаила Балонина.
По результатам осмотра был составлен акт от 15.11.2019 года № 4/317-19-МЗК, в котором отражено, что при осмотре выявлено: земельный участок (территория) ориентировочной площадью 1105 кв.м. захламлен бытовым и строительным мусором. Кроме того, на данной территории имеются сгораемые отходы (резина, емкости из под автомобильного масла и пр.). Данная захламленная бытовым и строительным мусором территория расположена в границах земельного участка с кадастровым №... площадью 27941 кв.м. по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. им. Михаила Балонина, 9, ранее предоставленного по договору аренды земельного участка от 05.08.2008 №... в аренду ООО «Автоград» для строительства многофункционального центра. По сведениям, имеющимся в департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, договор аренды земельного участка от 05.08.2008 №... прекращен 31.08.2015.
В декабре 2018 года прокуратурой района в адрес администрации Центрального района г. Волгограда вносилось представление по фактам образования на территории района мест несанкционированных свалок, включая вышеуказанную территорию по ул. Балонина, вместе с тем надлежащие меры по предотвращению образования несанкционированной свалки по ул. Балонина и ее ликвидации администрацией района до настоящего времени не приняты, объем территории, захламленной отходами увеличен.
Также, 15.11.2019 года прокуратурой района с привлечением специалиста департамента муниципального имущества администрации Волгограда проведен осмотр земельного участка по ул. Рокоссовского, квартал 04_01_005.
Согласно акту осмотра от 15.11.2029 года № 4/318-19-МЗК, территории ориентировочной площадью 200 кв.м., 150 кв.м. захламлены бытовым и строительным мусором. Данная захламленная бытовым и строительным мусором территория расположена в границах земельного участка с кадастровым №... площадью 10833 кв.м. по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. им. Рокоссовского, квартал 04_01_005, ранее предоставленного по договору аренды земельного участка от 18.02.2014 №...-В в аренду ООО «Ной» для строительства автовокзала. По информации комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, договор аренды вышеуказанного земельного участка расторгнут 18.10.2016.
Захламленные бытовым и строительным мусором территории, находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию к п. 7.8. - если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Вышеуказанные земельные участки, на которых образованы несанкционированные свалки находятся в неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которыми обладает орган местного самоуправления. Доказательств иного в ходе судебного разбирательства сторонами не предоставлено.
В ходе рассмотрения дела, был произведен осмотр земельного участка по ул. им. Рокоссовского, квартал 04_01_005 с кадастровым №..., на котором имеются территории захламленные бытовым и строительным мусором (акт осмотра от 10.02.2020 года).
Данные захламленная бытовым и строительным мусором территория расположена в границах земельного участка с кадастровым №... площадью 10833 кв.м. по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. им. Рокоссовского, квартал 04_01_005.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 1 ст. 38 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, которая в силу ст. 39 Устава уполномочена на осуществление организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Администрация Центрального района Волгограда является структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Центрального района Волгограда (на основании решения Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252 «Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда»).
Таким образом, администрация Центрального района Волгограда является надлежащим административным ответчиком по данному делу.
Поскольку администрацией Центрального района г. Волгограда своевременно не осуществляются мероприятия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на указанных в административном иске земельных участках относящихся к территории Центрального района г. Волгограда требования административного иска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Центрального района г. Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившимся в отсутствии мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившиеся в отсутствии мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Центрального района г. Волгограда по адресам: г. Волгоград, территория между зданиями № 9 и № 11б по ул. им. Михаила Балонина в границах земельного участка с кадастровым №...; г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, квартал 04_01_005 в границах земельного участка с кадастровым №....
Возложить на администрацию Волгограда обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, путем организации мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на территории между зданиями № 9 и № 11б по ул. им. Михаила Балонина в границах земельного участка с кадастровым №..., ориентировочной площадью 1105 кв.м.; г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, квартал 04_01_005 в границах земельного участка с кадастровым №..., ориентировочной площадью 200 кв.м., 150 кв.м..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный райсуд г. Волгограда в течение месяца.
Судья – Г.М. Рудых