Судья (ФИО)11 Дело (номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2019 года г. Ханты - Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Данилова А.В., Решетниковой О.В.,
с участием прокурора Смирнова Д.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах (ФИО)6, (ФИО)7, (ФИО)8, (ФИО)9, (ФИО)10, (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе администрации города Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от 09 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию города Нефтеюганска предоставить (ФИО)6, (ФИО)7, (ФИО)8, (ФИО)9, (ФИО)10, (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 жилое помещение на условиях договора социального найма в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 37,1 квадратный метр, являющееся благоустроенным применительно к условиям города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Нефтеюганска.
Взыскать с администрации города Нефтеюганска в пользу (ФИО)8 в возмещение понесенных судебных расходов денежные средства в сумме 25 000 рублей».
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснение прокурора Смирнова Д.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нефтеюганский межрайонный прокурор в интересах (ФИО)6, (ФИО)7, (ФИО)8, (ФИО)9, (ФИО)10, (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)4 обратился в суд с иском, с учетом последующих уточнений, к администрации города Нефтеюганска об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 37,1 кв.м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах города Нефтеюганска, а также взыскать с ответчика расходы по проведению экспертизы в сумме 25 000 руб. (л.д. <данные изъяты>).
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки Нефтеюганской межрайонной прокуратурой по обращению (ФИО)6 о нарушении жилищных прав установлено, что (ФИО)6 с членами своей семьи проживают по адресу - (адрес) на условиях договора социального найма. Согласно указанного договора, данное жилое помещение является двухкомнатной квартирой общей площадью 37,1 кв.м. Распоряжением администрации города Нефтеюганска (номер) от (дата) указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения жильцов из дома установлен до 01 марта 2020 года. Однако фактическое состояние дома свидетельствует о невозможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации.
В судебное заседание истцы не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали (л.д. 194-195).
В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истцов.
В судебном заседании Нефтеюганский межрайонный прокурор Дудник Н.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Зебницкая Е.А. в судебном заседании предоставила возражения, из которых следует, что требования удовлетворению не подлежат (л.д. 206).
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Нефтеюганска просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обосновании доводов жалобы указано на то, что решение суда является незаконным. Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; судом не применены нормы подлежащие применению. Жилое помещение является муниципальной собственностью. (ФИО)6 и члены его семьи на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят. Жилой дом признан аварийным и подлежит сносу. Переселение граждан из аварийных домов на территории города Нефтеюганска осуществляется согласно даты признания дома аварийным и подлежащим сносу, на основании очередности сноса жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными на территории муниципального образования город Нефтеюганск. На сегодняшний день, очередность, утвержденная постановлением администрации города Нефтеюганска «О внесении изменений в постановление администрации города Нефтеюганска от 28.10.2013 года № 1207-п «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» от 17.05.2018 года № 205-п., а также Порядок реализации мероприятий по распределению и предоставлению жилых помещений для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными (Аварийными) для проживания; состоящих на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; а также формирования муниципального специализированного жилищного фонда (маневренного, служебного), утвержденный постановлением администрации города Нефтеюганска «О внесении изменений в постановление администрации города Нефтеюганска от 28.10.2013 года № 1207-п «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах» от 20.04.2016 года № 375-п прекратили свое действие, согласно постановлению администрации города Нефтеюганска от 15.11.2018 года № 602-п «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Развитие жилищной сферы города Нефтеюганска». Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. В основу решения межведомственной комиссии от 20.02.2014 года № 9 и распоряжения администрации г. Нефтеюганска 67-р от 04.04.2014 года о признании дома аварийным и подлежащим сносу, легли выводы технического отчёта по результатам обследования жилого дома (номер) в (адрес), представленного специализированной организацией ООО «АлексГрупп» от 2013 года. Указанный отчёт явился основанием для постановки дома на учёт и включения в очерёдность сноса. Однако, выводов о критическом состоянии несущих конструкции, а также о необходимости незамедлительного отселения жильцов, в заключении эксперта не содержится. В соответствии с Реестром многоквартирных домов Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры, указанный жилой дом находится под управлением АО «УК «Городское Домо Управление 5». Для сохранения жилого дома (номер) в состоянии годном для проживания и обеспечения санитарных условий проживания граждан, управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в рамках заключенного договора управления, в том числе, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений, организовывает круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, устраняет аварии, а также выполняет заявки собственников (нанимателей) помещений. Судом не учтен тот факт, что в настоящий момент свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда для предоставления взамен непригодного жилого помещения - отсутствуют. Кроме того, (ФИО)6 и члены его семьи до настоящего времени не обращались в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда на срок до подхода очередности сноса дома, расположенного по адресу: (адрес). При предоставлении жилого помещения (ФИО)6 и членам его семьи, будут нарушены права и интересы граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее. Администрация города Нефтеюганска считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. Полагает, что истец необоснованно возлагает на суд функции распорядителя муниципального жилищного фонда, тогда как положения Жилищного кодекса РФ, предусматривают, что решение о распределении жилых помещений муниципального жилищного фонда принимается органом местного самоуправления. Фактически требование истца направлено на необоснованное возложение на суд обязанности по обеспечению их жилищных прав вне очереди. Все необходимые действия для реализации своих обязанностей и прав истцов администрацией города Нефтеюганска предприняты.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения прокурора Смирнова Д.В., проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес) на основании договора найма жилого помещения (номер) от (дата) и дополнительного соглашения от (дата) (л.д.<данные изъяты>).
Данное жилое помещение является муниципальной собственностью города Нефтеюганска, что стороной ответчика не оспаривается.
В соответствии с распоряжением администрации г. Нефтеюганска (номер) от (дата) о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, дом (номер) в (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу. При этом, в п. 2.2 распоряжения установлено, что граждане, проживающие в указанном доме, должны быть переселены до 01.03.2020 г.
Заключением межведомственной комиссии (номер) от (дата) указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, так как установлено, что дом имеет деформацию фундамента, стен, несущих конструкций и биологическое повреждение элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности разрушения.
Указанное заключение составлено на основании заключения эксперта ООО «АлексГрупп» (л.д.30).
Распоряжением администрации города Нефтеюганска (номер) от (дата) дом (номер) в (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для отселения граждан из вышеуказанного дома до 01 марта 2020 года (л.д.<данные изъяты>).
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, судом по ходатайству стороны истцов была назначена строительно-техническая экспертиза в обществе с ограниченной ответственностью «Проектный комплекс «Интерграл» (л.д. 140).
Из заключения эксперта ООО «ПК «Интеграл» от 11 марта 2019 года, составленного по результатам обследования вышеуказанного дома следует, что:
- техническое состояние строительных конструкций жилого помещения оценивается как неработоспобное (аварийное);
- в связи с тем, что в данном доме с 2014 года по настоящее время не проводили капитальные и текущие ремонты, обнаружены дополнительные дефекты несущих конструкций, а именно: следы замачивания перекрытий и стеновых ограждений, разрушение штукатурного слоя и многочисленные трещины, деформация пола, неравномерная осадка фундамента, деформация оконных и дверных проемов и т.п. Процент износа основных несущих конструкций здания увеличился и составляет 87%;
- при дальнейшей эксплуатации здания имеется угроза для жизни и здоровья проживающих, связанная с обрушением несущих строительных конструкций;
- проживание в указанном жилом доме по состоянию на третий квартал 2018 года, а также с учетом фактического физического износа строительных конструкций 87%, соответствующим максимальному (наибольшему) проценту по нормативным требованиям, проживание граждан в указанном жилом помещении до 2023 года невозможно, так как при дальнейшей эксплуатации здания, состояние строительных конструкций представляет угрозу для жизни и здоровья людей;
- жилой дом подлежит немедленному выводу из эксплуатации с последующим демонтажом строительных конструкций (л.д. 155).
Проанализировав названные выше сведения, с учетом того, что дальнейшая эксплуатация помещения категорически опасна для жизни и здоровья людей, живущих в доме, до настоящего времени истцам взамен не предоставлено иного благоустроенного жилого помещения, что является прямым нарушением действующего законодательства и в целом прав граждан на жилище, суд пришел к выводу о том, что администрация города Нефтеюганска по смыслу правил ст. ст. 86, 89 ЖК РФ несет обязанность по обеспечению истцов другим муниципальным жильем надлежащего качества по договору социального найма. Требования суд признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления истцам по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте г. Нефтеюганска.
Очевидно, что в случае выселения истцов из занимаемого жилого помещения, непригодного для проживания, им должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцам, суд принял во внимание договор социального найма жилого помещения, из которого следует, что жилое помещение (номер), расположенное по адресу: (адрес), является квартирой и состоит из двух жилых комнат, его общая площадь составляет 37,1 квадратный метр (л.д.25), в связи с чем, счел, что администрация города Нефтеюганска обязана предоставить истцам жилое помещение на условиях договора социального найма в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 37,1 кв.м., являющееся благоустроенным применительно к условиям города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Нефтеюганска.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что администрация города Нефтеюганска не оспаривала требований относительно предоставления истцам жилого помещения именно по договору социального найма.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом, к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма незамедлительно. В частности, когда граждане проживают в жилых помещениях по договору социального найма, данное жилое помещение признано в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, из-за состояния дома, их жизни и здоровью угрожает опасность.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Администрация города Нефтеюганска незамедлительно обязана предоставить (ФИО)6 и членам его семьи жилое помещение на условиях договора социального найма в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 37,1 квадратный метр, являющееся благоустроенным применительно к условиям города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в границах города Нефтеюганска.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что фактически требование истца направлено на необоснованное возложение на суд обязанности по обеспечению их жилищных прав вне очереди, судебной коллегией отклоняются ввиду вышеизложенного.
Доводы апелляционной жалобы о том, что (ФИО)6 и члены его семьи до настоящего времени не обращались в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда на срок до подхода очередности сноса дома, расположенного по адресу: (адрес), судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что такое жилье у Администрации города Нефтеюганска имеется. Напротив, у администрации города Нефтеюганска отсутствуют свободные жилые помещения. Доказательств обратного не предоставлено, в том числе не предоставлено доказательств того, что администрацией города Нефтеюганска истцам предлагалось жилого помещения маневренного жилищного фонда на срок до подхода очередности сноса дома, расположенного по адресу: (адрес).
Обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается, в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ лежит на стороне, заявляющей о них.
Истцы доказали наличие угрозы проживания в муниципальном жилье.
Администрация города Нефтеюганска сведений, подтверждающих безопасность строения, не представила.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Из п. 1 ст. 89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
В этой связи для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение и имеет ли он возможность до решения вопроса о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.
Поскольку при рассмотрении настоящего спора судом было установлено, что проживание в строении представляет угрозу для жизни и здоровья истцов, что требует немедленное отселение жильцов, однако мер для переселения истцов ответчик в другие жилые помещения не принимает, суд обоснованно пришёл к выводу, что к правоотношениям сторон подлежат применению правила ст.86-89 ЖК РФ.
Из разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 усматривается, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен имеющегося.
Предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер и гарантирует им безопасные условия проживания, равнозначные прежним, то указанные выводы суда правильные, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и требованиям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Нефтеюганска выводов суда не опровергают, поводом для отмены судебного решения не являются.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нефтеюганска – без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Решетникова О.В.