Решение по делу № 3а-196/2016 от 23.08.2016

Дело № 3а-196/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 2 сентября 2016 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.

при секретаре Добрыдневой Т.С.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М., представителя административного истца Уточкина Ю.А. - Быковой Е.В., представителей административного ответчика окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 - Бардасовой С.Ю., Логинова А.С., представителя заинтересованного лица Ветошкина С.А. - Пономарева С.А., представителей заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае - Козыревой Р.И., Зориной О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Уточкина Ю.А. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 от 10 августа 2016 г. № 12/02 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Ветошкина С.А.»,

у с т а н о в и л:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 г. № 2395 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на 18 сентября 2016 г. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 65 (32526) от 17 июня 2016 г.

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. № 193/03-2 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 возложены на территориальную избирательную комиссию Верещагинского муниципального района.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 (далее также – окружная избирательная комиссия, комиссия, ОИК № 24) от 4 августа 2016 г. № 11/02 Уточкин Ю.А., выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

Решением ОИК № 24 от 10 августа 2016 г. № 12/02 Ветошкин С.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24.

19 августа 2016 г. кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Уточкин Ю.А. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об отмене решения ОИК № 24 от 10 августа 2016 г. № 12/02 как незаконного, указав, что решение о регистрации кандидата Ветошкина С.А. принято окружной избирательной комиссией в нарушение требований подпункта «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

В обоснование заявленного требования (с учётом заявлений от 26 и 30 августа 2016 г.) указал, что в ходе проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных в поддержку кандидата Ветошкина С.А., окружной избирательной комиссией признано недействительными 24 подписи, однако ОИК № 24 не было учтено, что ряд подписей избирателей подлежали признанию недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в», «г», «е», «ж», «з», «л», «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, и количество таких подписей составило более 10 процентов от общего количества проверенных подписей избирателей. Кроме того, все подписи избирателей в поддержку самовыдвижения Ветошкина С.А. подлежали признанию недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку изготовление подписных листов кандидата было произведено не за счёт средств его избирательного фонда. Изложенные обстоятельства являлись основанием для отказа Ветошкину С.А. в регистрации кандидатом по подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона. Зарегистрировав Ветошкина С.А. кандидатом в депутаты, ОИК № 24 нарушила закреплённый в статье 39 Федерального закона № 67-ФЗ принцип равенства кандидатов, что существенно нарушает его, Уточкина Ю.А., избирательные права как зарегистрированного кандидата.

Определением суда от 24 августа 2016 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица в соответствии со статьёй 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) привлечено Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае.

В судебном заседании представитель административного истца Уточкина Ю.А. – Быкова Е.В., действующая на основании доверенности от 17 августа 2016 г., заявленные исковые требования поддержала.

Уточкин Ю.А. участие в судебном заседании не принимал, в телефонограмме просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административного ответчика ОИК № 24 – председатель окружной избирательной комиссии Бардасова С.Ю., действующая на основании постановления от 4 августа 2011 г. № **, Логинов А.С., действующий на основании доверенности от 26 августа 2016 г., просили отказать Уточкину Ю.А. в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Ветошкина С.А. – Пономарев С.А., действующий на основании доверенности от 26 августа 2016 г., возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Ветошкин С.А. участие в судебном заседании не принимал, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что с требованиями, заявленными в административном исковом заявлении Уточкина Ю.А., не согласен в полном объёме.

Представители заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае – Козырева Р.И., действующая на основании доверенности от 10 августа 2016 г., Зорина О.А., действующая на основании доверенности от 10 августа 2016 г., заявленные административным истцом требования поддержали.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Основания отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата изложены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ. Аналогичные основания отмены регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края предусмотрены частью 7 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее - Закон № 766-ПК).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, в случае, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.

Это же основание отказа в регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края установлено пунктом «е.1» части 5 статьи 33 Закона № 766-ПК.

Судом установлено, что 14 июля 2016 г. Ветошкин С.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24, представил в избирательную комиссию все необходимые документы для уведомления о выдвижении (включая заявление о согласии баллотироваться кандидатом по указанному избирательному округу, справки о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетнему ребёнку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, справки о расходах данных лиц по каждой сделке по приобретению недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, акций и об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки), что подтверждается копиями этих документов, имеющихся в материалах административного дела.

3 августа 2016 г. Ветошкин С.А. представил в ОИК № 24 следующие документы для регистрации кандидатом: первый финансовый отчёт; письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов за счёт средств избирательного фонда; договоры со сборщиками подписей. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями вышеназванных документов, имеющихся в материалах административного дела.

В соответствии с протоколом об итогах сбора подписей, подтверждением о приёме документов, представленных для регистрации кандидата, 3 августа 2016 г. кандидатом Ветошкиным С.А. в ОИК № 24 представлено 803 подписных листа, сброшюрованных в шести папках, с 2370 подписями избирателей (количество необходимых для регистрации кандидата подписей избирателей составляет 2370 подписей согласно постановлению Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. № 193/12-2 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения единых списков кандидатов, кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва»).

Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Частью 6 статьи 32 Закона № 766-ПК предусмотрено, что проверке подлежат 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть 7 статьи 32 Закона № 766-ПК).

В соответствии с протоколом случайной выборки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Ветошкиным С.А., от 3 августа 2016 г. (том 2, л.д. 273), проверке подлежала 431 подпись избирателя: 396 подписей, находящихся в папке № 1 (все подписи в папке), и 35 подписей, находящихся в папке № 5 (всего в папке 394 подписи).

Из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку кандидата Ветошкина С.А. от 10 августа 2016 г. (том 1, л.д. 40) и ведомостей проверки подписных листов № 1, 2 от 10 августа 2016 г. (том 2, л.д. 274, 275 – 276) следует, что рабочей группой окружной избирательной комиссии недействительными признано 24 подписи избирателей, что составило 5,5 % от общего числа проверенных подписей.

Недействительными признаны следующие подписи избирателей:

папка № 1 – лист 6, подпись 1; лист 9, подпись 3; лист 12, подпись 1; лист 15, подпись 2; лист 17, подпись 1; лист 26, подпись 3; лист 35, подпись 3; лист 42, подпись 2; лист 43, подпись 3; лист 50, подпись 2; лист 53, подпись 1; лист 58, подпись 3; лист 65, подпись 2; лист 84, подпись 2; лист 85, подписи 2, 3; лист 87, подпись 3; лист 116, подпись 3; лист 120, подписи 2, 3;

папка № 5 – лист 6, подпись 3; лист 8, подписи 1, 3; лист 11, подпись 3.

Причинами признания подписей избирателей недействительными послужили: подпись лица, не обладающего активным избирательным правом (1 подпись); дата подписи сборщика раньше даты подписи избирателя (1 подпись); неверные данные документа, удостоверяющего личность (9 подписей); неверный адрес места жительства избирателя (8 подписей); неполное имя, отчество избирателя (3 подписи); неверная дата рождения избирателей (2 подписи).

Основания признания подписей избирателей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Аналогичные основания определены частью 11 статьи 32 Закона № 766-ПК при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края.

Административный истец утверждает, что все подписи избирателей, представленные в поддержку кандидата Ветошкина С.А., подлежат признанию недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 названного Федерального закона.

Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.

В обоснование заявленного требования в данной части административный истец Уточкин Ю.А. и его представитель Быкова Е.В. ссылаются на то, что кандидатом Ветошкиным С.А. не представлены документы, подтверждающие оплату изготовления подписных листов денежными средствами со специального избирательного счёта кандидата.

Вместе с тем, из копии первого финансового отчёта кандидата Ветошкина С.А. от 3 августа 2016 г., копии квитанции к приходному кассовому ордеру № 2 от 18 июля 2016 г. индивидуального предпринимателя Ч. на сумму 2550 рублей, копии товарной накладной № 13 от 18 июля 2016 г., выписок из лицевого счёта (специального избирательного счёта кандидата Ветошкина С.А.) за 14 июля 2016 г., других имеющихся в материалах административного дела документов, а также объяснений представителя Ветошкина С.А. – Пономарева С.А. и его письменных возражений однозначно следует, что 14 июля 2016 г. кандидатом Ветошкиным С.А. со своего специального избирательного счёта были сняты денежные средства в размере 6000 рублей для оплаты услуг по изготовлению подписных листов; часть этих денежных средств в сумме 2550 рублей были потрачены кандидатом для оплаты изготовления подписных листов по договору № 11, заключённому 18 июля 2016 г. с индивидуальным предпринимателем Ч.; подписные листы 18 июля 2016 г. были фактически изготовлены и переданы кандидату Ветошкину С.А.

Поскольку сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А., исходя из исследованных подписных листов данного кандидата, представленных окружной избирательной комиссией, осуществлялся с 19 июля 2016 г., у суда отсутствуют основания для признания всех подписей избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А. недействительными в соответствии с подпунктом и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Разрешая доводы административного истца о том, что часть подписей избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А. подлежит признанию недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд приходит к следующему.

Согласно приведённой норме недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признаётся недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 названной статьи.

Из подписи 1 в подписном листе 101 папки № 1 следует, что в ней указаны неверные данные об избирателе, поскольку в данной строке имеется фамилия и имя избирателя, а отчество указано как «Никол». Председатель ОИК № 24 Бардасова С.Ю. в судебном заседании пояснила, что ни у рабочей группы, ни у самой окружной избирательной комиссии не возникло сомнений в том, что отчество у избирателя «Николаевна», в связи с чем данная подпись избирателя не была признана недействительной.

Суд не может согласиться с данным выводом избирательной комиссии, так как указанные в строке 1 этого подписного листа сведения об избирателе не соответствуют действительности, поэтому данная подпись подлежит признанию недействительной по подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Однако утверждения административного истца и его представителя о том, что по этому же основанию подлежат признанию недействительными подпись 3 в листе 94 папки № 1 (имя избирателя «Ф.»), подпись 1 в листе 113 папки № 1 (фамилия избирателя «ФИО33»), подписи 1 и 2 в листе 10 папки № 1 (фамилии избирателей «Т.» и «Т1.) являются несостоятельными.

Пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в орган государственной власти субъекта Российской Федерации используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей.

Как следует из объяснений представителей ОИК № 24, достоверность сведений обо всех избирателях, подписи которых попали на проверку в протокол случайной выборки, в обязательном порядке проверяются с использованием ГАС «Выборы». В случае несоответствия данных об избирателях, указанных в подписных листах, со сведениями, содержащимися в ГАС «Выборы», запросы по таким избирателям направляются в орган, осуществляющий регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (соответствующий территориальный орган ГУ МВД России по Пермскому краю). Поскольку сведения об избирателе с именем «Ф.» (подпись 3 в листе 94 папки № 1) и сведения об избирателе с фамилией «ФИО36» (подпись 1 в листе 113 папки № 1) полностью совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», оснований для признания указанных подписей недействительными не имелось, как не имелось и оснований истребования дополнительных сведений о них из органа, осуществляющего регистрацию по месту жительства и месту пребывания. Сведения по избирателям с фамилиями «Т.» и «Т1.», указанные в подписных листах, не совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», в связи с чем дополнительная информация по избирателям запрашивалась из отделения по вопросам миграции МО МВД России «Верещагинский». Согласно таблице, представленной органом, осуществляющим регистрацию, в ОИК № 24, сведения по приведённым избирателям в части их фамилий полностью подтвердились.

Так как изложенные выше обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, и со стороны административного истца ничем не опровергнуты, у суда не имеется оснований для признания недействительными по подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписи 3 в листе 94 папки № 1, подписи 1 в листе 113 папки № 1, подписей 1 и 2 в листе 10 папки № 1.

Довод Уточкина Ю.А. и его представителя Быковой Е.В. о том, что по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подлежит признанию недействительной подпись 1 в листе 7 папки № 5, ошибочен.

Согласно названной норме недействительными подлежат признанию подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов.

Административный истец полагает, что приведённая подпись внесена в подписной лист 25 февраля 2016 г., то есть до дня оплаты изготовления подписных листов кандидатом, однако, более тщательное изучение даты внесения подписи избирателя в подписной лист позволяет суду прийти к однозначному выводу о том, что подпись внесена избирателем 25 июля 2016 г., а некоторая схожесть в написании цифр «2» и «7» является особенностью почерка избирателя.

Разрешая требование кандидата Уточкина Ю.А. о признании некоторых подписей избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А. недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными подлежат признанию подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с названным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.

Административный истец по данному основанию просит признать недействительными подпись 3 в листе 55 папки № 1, подпись 3 в листе 105 папки № 1 и подпись 1 в листе 125 папки № 1.

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что для целей этого Федерального закона адрес места жительства означает: адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Из листа 55 папки № 1 следует, что в данном подписном листе содержатся подписи избирателей, проживающих в селе Сива Сивинского района Пермского края. Однако в подписи 3 отсутствует наименование района, в котором проживает избиратель.

Из листа 105 папки № 1 следует, что в данном подписном листе содержатся подписи избирателей, проживающих в городе Верещагино Верещагинского района Пермского края. Однако в подписи 3 отсутствует наименование района, в котором проживает избиратель.

В данных об избирателе, содержащихся в подписи 1 листа 125 папки № 1, указан адрес места жительства избирателя: Пермский край, Карагайский район, село Карагай, улица Энергетиков, остальные данные не указаны. Вместе с тем, в других подписных листах в адресах избирателей, проживающих на улице Энергетиков в селе Карагай, указаны номера домов и квартир, что позволяет суду сделать вывод о неполном наименовании адреса места жительства избирателя в подписи 1 на листе 125 в папке № 1.

Принимая во внимание изложенное выше, подпись 3 в листе 55 папки № 1, подпись 3 в листе 105 папки № 1 и подпись 1 в листе 125 папки № 1 подлежат признанию недействительными по подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Утверждения кандидата Уточкина Ю.А. и его представителя Быковой Е.В. о том, что некоторые подписи избирателей, представленные в поддержку кандидата Ветошкина С.А., подлежат признанию недействительными по подпункту «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, являются ошибочными.

Согласно приведённой норме недействительными подлежат признанию подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 названной статьи.

По этому основанию административный истец просит признать недействительными: подпись 2 в листе 2 папки № 1, подпись 1 в листе 5 папки № 1, подпись 1 в листе 8 папки № 1, подпись 2 в листе 11 папки № 1, подпись 1 в листе 22 папки № 1, подпись 1 в листе 34 папки № 1, подпись 1 в листе 43 папки № 1, подпись 3 в листе 46 папки № 1, подпись 3 в листе 87 папки № 1, подпись 3 в листе 101 папки № 1, подпись 2 в листе 102 папки № 1, подпись 2 в листе 103 папки № 1, подпись 1 в листе 120 папки № 1, подпись 3 в листе 126 папки № 1, подпись 3 в листе 130 папки № 1, подпись 2 в листе 11 папки № 5.

При исследовании вышеперечисленных подписей избирателей, которые подвергались проверке рабочей группой ОИК № 24, судом не установлены какие-либо нарушения, которые могли бы повлечь признание этих подписей недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. При этом суд должен отметить, что внесение избирателем собственноручной подписи на листе 8 в папке № 1 в графу «Дата внесения подписи» не изменяет по существу содержание внесённых в данную графу сведений о дате проставления подписи.

Довод административного истца и его представителя о том, что подпись 1 в листе 55 папки № 1 подлежит признанию недействительной по подпункту «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, является ошибочным, так как при исследовании названной подписи каких-либо исправлений в данных паспорта избирателя судом не обнаружено.

Разрешая требование Уточкина Ю.А. и его представителя Быковой Е.В. о том, что все подписи избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А., имеющиеся в подписных листах 2, 100, 104, 125, 131, 132 папки № 1, подлежат признанию недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд приходит к следующему.

Согласно приведённой норме недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговорённые соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения.

Как следует из подписного листа 2 в папке № 1, в нём указаны все сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, какие-либо исправления в данных паспорта сборщика подписей (на что указывает административный истец) отсутствуют, в связи с чем оснований для признания всех подписей избирателей в этом подписном листе недействительными не имеется.

При исследовании подписных листов 104, 131 и 132 в папке № 1 судом установлено, что в данных подписных листах не полностью указаны сведения об органе, выдавшем паспорт, в данных о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей – «ОУФМС России в Карагайском районе», поскольку полные данные – «ОУФМС России по Пермскому краю в Карагайском районе».

В подписном листе 100 в папке № 1 отсутствует дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

В подписном листе 125 в папке № 1 неверно указан адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей – «Пермский край, Карагайский район, деревня Запольская, улица Набережная, дом 3, квартира 1», поскольку в иных подписных листах, подписи избирателей в которых заверялись эти же сборщиком подписей, указан другой адрес – «Пермский край, Карагайский район, деревня Запольская, улица Нагорная, дом 3, квартира 1», и этот адрес соответствует данным, изложенным в нотариально удостоверенном списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А.

Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу, что все подписи избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А. в подписных листах 100, 104, 125, 131, 132 папки № 1 подлежат признанию недействительными по подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (всего 15 подписей).

Также нашёл подтверждение довод административного истца и его представителя о признании всех подписей избирателей (3 подписи) в подписном листе 10 папки № 5 недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «н» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, так как подписи избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А. проставлены 24 июля 2016 г., а заверены содержащиеся в подписном листе подписи избирателей лицом, осуществлявшем сбор подписей, 24 марта 2016 г.

Утверждения Уточкина Ю.А. и его представителя Быковой Е.В. о том, что все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 44, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 папки № 1 подлежат признанию недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, являются ошибочными.

Согласно подпункту «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесённых в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи.

Истец и его представитель считают, что сведения в вышеперечисленные подписные листы внесены не Лопатиным Д.Г. как лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, а иным лицом, по мотиву несоответствиях почерка указанного сборщика подписей в подписных листах с почерком сборщика подписей в нотариально заверенном списке лиц, осуществлявшем сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Ветошкина С.А.

Однако какие-либо доказательства, с учётом требований относимости и допустимости, в обоснование заявленного требования в данной части ни Уточкиным Ю.А., ни его представителем Быковой Е.В. суду не представлены.

При исследовании приведённых подписных листов с подписями избирателей, представленных кандидатом Ветошкиным С.А., которые были отобраны для проверки рабочей группой окружной избирательной комиссии, у суда не возникло каких-либо сомнений в том, что сведения в эти подписные листы были внесены не сборщиком подписей Лопатиным Д.Г., а иным лицом.

Доводы представителя административного истца о том, что в подписных листах 119 – 130 папки № 1 графы «Дата внесения подписи» заполнены не собственноручно избирателями, а сборщиком подписей, со ссылкой на показания сборщика подписей З., допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, суд считает несостоятельными.

При исследовании указанных подписных листов у суда не возникло сомнений в том, что сведения в графы «Дата внесения подписей» внесены собственноручно теми избирателями, чьи подписи проставлены в графах «Подпись». Кроме того, допрошенный в судебном заседании свидетель Т2., показал, что сведения в подписной лист 128 папки № 1 в графы «Дата внесения подписи» и «Подпись» от своего имени он вносил собственноручно, его супруга – Т3. также сама указала в подписном листе дату внесения своей подписи в поддержку кандидата Ветошкина С.А. и собственноручно расписалась. Приобщённый к материалам дела лист формата А4 с образцами подписи избирателя Т2. и его почерка в части написания цифр показания данного свидетеля подтверждает.

Учитывая изложенное, к показаниям свидетеля З. суд относится критически, поскольку они опровергаются иными собранными по делу доказательствами, объективно подтверждающими факт заполнения граф «Дата внесения подписи» в подписных листах 119 – 130 в папке № 1 непосредственно избирателями.

Разрешая в соответствии с частью 3 статьи 62 КАС Российской Федерации доводы представителя Ветошкина С.А. – Пономарева С.А. о необоснованном признании недействительными подписей избирателей Д. (подпись 2 в листе 65 папки № 1), В. (подпись 2 в листе 87 папки № 1), Ф1. (подпись 2 в листе 85 папки № 1) и Ф2. (подпись 3 в листе № 85 папки № 1), суд приходит к следующему.

Как следует из представленной представителем Ветошкина С.А. в установленном порядке надлежащим образом заверенной копии паспорта Д., данные указанного избирателя полностью совпадают с данными, указанными в подписном листе 65 папки № 1 (подпись 2). Вместе с тем судом установлено, что при проверке сведений об избирателе с использованием ГАС «Выборы» фамилия избирателя была указана как «Далушева», что и послужило признание этой подписи избирателя недействительной решением ОИК № 24 от 10 августа 2016 г. № 12/02.

Также представителем Ветошкина С.А. представлены нотариально удостоверенные копии паспортов избирателей В., Ф1. и Ф2.

Данные, содержащиеся в копиях паспортов Ф1. и Ф2., полностью совпадают с данными, указанными в подписном листе 85 папки № 1 (подписи 2, 3). Согласно представленным документам, 20 февраля 1991 г. Ф2. и Е.С. были зарегистрированы по месту жительства в селе Григорьевское по улице Чапаева, дом № 26, квартира № 2, но в связи с перенумерацией квартир они были сняты с регистрационного учёта и вновь зарегистрированы с той же даты в квартире № 3 этого же дома.

В ГАС «Выборы» и в территориальном органе ГУ МВД России по Пермскому краю изменения в сведения об избирателях Ф1. и Ф2. не были внесены, они числятся зарегистрированными по месту жительства в квартире № 2 указанного выше дома.

Из копии паспорта избирателя В. следует, что она зарегистрирована по месту жительства по адресу: Пермский край (в паспорте указана Пермская область), Нытвенский район, деревня Фиминята, улица Хлеборобов, дом № 5, квартира № 2. Такие же сведения указаны в подписном листе 87 папки № 1 (подпись 2). Однако согласно сведениям, содержащимся в ГАС «Выборы» и ОУВМ ГУ МВД России по Пермскому краю в Нытвенском районе, место регистрации Вожаковой Т.В. является деревня Фиминята (без указания улицы, дома и квартиры). Вместе с тем, в подписном листе 87 папки № 1 (подпись 3) имеются данные об избирателе В1., который зарегистрирован по тому же адресу, что и В. (согласно паспортным данным), при этом подпись избирателя В1. признана действительной и сведения о нём, указанные в подписном листе, соответствуют сведениям, находящимся в ГАС «Выборы».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что 4 подписи избирателей, а именно: подпись 2 в листе 65 папки № 1, подпись 2 в листе 87 папки № 1, подпись 2 в листе 85 папки № 1 и подпись 3 в листе № 85 папки № 1 подлежат исключению из числа недействительных, признанных таковыми решением окружной избирательной комиссии от 10 августа 2016 г. № 12/02, поскольку имеющиеся в деле доказательства в их совокупности объективно подтверждают ошибочность выводов ОИК № 24 в данной части.

Поскольку судом из числа признанных недействительными подписей избирателей, представленных кандидатом Ветошкиным С.А., исключены 4 подписи, вместе с тем суд признал 21 подпись избирателя недействительной (подпись 1 в листе 101 папки № 1, подпись 3 в листе 55 папки № 1, подпись 3 в листе 105 папки № 1, подписи 1, 2, 3 в листе 100 папки № 1, подписи 1, 2, 3 в листе 104 папки № 1, подписи 1, 2, 3 в листе 125 папки № 1, подписи 1, 2, 3 в листе 131 папки № 1, подписи 1, 2, 3 в листе 132 папки № 1, подписи 1, 2, 3 в листе 10 папки № 5), общее количество недействительных подписей, представленных в поддержку кандидата Ветошкина С.А. составляет: 24 – 4 + 21= 41 подпись избирателя.

Таким образом, общее количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Ветошкина С.А., составляет 9,51 % от общего числа проверенных подписей, в связи с чем доводы Уточкина С.А. и его представителя Быковой Е.В. о том, что число недействительных и (или) недостоверных подписей избирателей в подписных листах, представленных кандидатом Ветошкина С.А., превышает 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, являются несостоятельными.

Принимая во внимание, что при рассмотрении представленных кандидатом Ветошкиным С.А. избирательных документов у ОИК № 24 отсутствовали основания для вынесения решения об отказе в регистрации данного кандидата по подпункту «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд приходит к выводу, что решение окружной избирательной комиссии от 10 августа 2016 г. № 12/02 о регистрации Ветошкина С.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 является законным и обоснованным, в связи с чем Уточкину Ю.А. в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Уточкина Ю.А. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 от 10 августа 2016 г. № 12/02 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Ветошкина С.А.» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Решение не вступило в законную силу.

Судья – подпись-

3а-196/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Уточкин Ю.А.
Ответчики
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одноман
Другие
Ветошкин С.А.
Быкова Е.В.
Козырева Р.И.
Пономарев С.А.
Региональное отделение политической партиии Справедливая Россия в Пермском крае
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
23.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
24.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2016[Адм.] Судебное заседание
30.08.2016[Адм.] Судебное заседание
01.09.2016[Адм.] Судебное заседание
02.09.2016[Адм.] Судебное заседание
05.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее