№2-2656/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Лепёшкиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте 27 сентября 2017 года гражданское дело по иску Вихаревой Л.В. к администрации МО ГО «Ухта» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Вихарева Л.В. обратилась с иском (с учетом уточнений от 15.08.2017г.) к администрации МО ГО «Ухта» о признании права собственности на земельный участок площадью 555 кв.м. по адресу: ...., в порядке наследования после смерти матери – Л.С., указав в обоснование требований на отсутствие надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены А.В., Л.С., С.И., Т.М., Г.М., А.И. и М.В.
Стороны и третьи лица просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что по данным похозяйственной книги Изваильского сельского совета с 1935 года, семье С.Л., <...> г. года рождения, принадлежало домовладение в д.Лайково (жилой дом с хозяйственными постройками и земля под огород).
Семья состояла из главы хозяйства (С.Л.), его супруги (А.С., г.р.) и детей: Н., <...> г. г.р.; В., <...> г. г.р.; К., <...> г. г.р.; Л., <...> г. г.р.; П., <...> г. г.р.; З., <...> г. г.р.; И., <...> г. г.р.
<...> г.. С.Л. умер.
С его смертью в соответствии с Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р. 1922 года открылось наследство.
А.С., как пережившая супруга, и дети, относились к наследникам С.Л. первой очереди по закону (ст.418 ГК Р.С.Ф.С.Р.).
Согласно выписке из похозяйственной книги Изваильского сельского совета в 1963 году из наследников С.Л. в домовладении проживали А.С. (супруга) и И. (дочь).
В силу статьи 429 Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р. если присутствующий в месте открытия наследства наследник в течение 3 месяцев со дня принятия мер охранения не заявит подлежащему суду об отказе от наследства, он считается принявшим наследство.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, наследство С.Л., в том числе домовладение, принято его супругой А.С. и дочерью И.
<...> г. года А.С. умерла.
К наследованию после её смерти в соответствии с положениями ст.532 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года могли быть призваны её дети: Н., К., Л., П., З. и И..
Согласно статье 546 Гражданского кодекса РСФСР признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Из иска и объяснений истца следует, что после смерти А.С. в домовладении в д.Лайково проживала Л. (с 1966г. – П.), которая пользовалась всем находящимся в нем имуществом, несла расходы по его содержанию и сохранению.
Третьи лица по делу в письменных заявлениях данные обстоятельства подтвердили.
Поскольку положения ранее действовавшего закона (ГК РСФСР) предусматривали, что наследство могло быть принято фактически, путем совершения действий, свидетельствующих о вступлении в права владения наследственным имуществом, и факт принятия Л.С. наследства А.С. в ходе рассмотрения дела не оспорен, суд приходит к выводу о том, что наследство в виде домовладения в д..... после смерти А.С. принято Л.С.
Право собственности на жилой дом и земельный участок Л.С. при жизни в установленном порядке не оформляла.
<...> г. года Л.С. умерла.
Наследниками Подоровой Л.С. по закону являлись её дети: Л.В., Т.В. и П.В.
Т.В. отказалась от наследства в пользу Л.В.
11.09.2000г. Л.В. и П.В. выданы свидетельства о праве на наследство Л.С. в виде жилого дома и обыкновенных именных акций.
Из иска и объяснений Вихаревой Л.В. следует, что ввиду отсутствия надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности её матери на земельный участок в д....., оформить нотариально наследственные права на него не представилось возможным.
В соответствии с п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент смерти Л.С. принадлежало домовладение в д..... (в настоящее время адрес: ....) в порядке наследования после смерти А.С., и её право собственности не оспорено, указанное имущество подлежит включению в состав наследства Л.С.
При таких обстоятельствах, с учетом требований истца, исходя из положений ст.ст.12, 218, 1142, Гражданского кодекса РФ, суд считает возможным признать за Вихаревой Л.В. право собственности на земельный участок площадью 555 кв.м., находящийся по адресу: ...., в порядке наследования после смерти Л.С.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать право собственности Вихаревой Л.В. на земельный участок, площадью 555 кв.м., находящийся по адресу: ....
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 04.10.2017г.
Председательствующий О.Л.Саенко