Решение по делу № 5-1567/2019 от 28.06.2019

11RS0001-01-2019-009072-54 Дело № 5-1567/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июля 2019 года город Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, в отношении государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А., ..., о привлечении к административной ответственности, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

10.06.2019 заместителем прокурора г. Сыктывкара вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в Сыктывкарский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми поступило обращение и.о. управляющего ГУ – РО ФСС РФ по Республике Коми Жалоба Р.И. от 28.03.2019 № №... о не предоставлении ООО «Кослан лес» по факту несчастного случая на производстве. В рамках рассмотрения обращения государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборовым М.А., исполняющим должностные обязанности по адресу: ... 10.04.2019 направлен запрос в ООО «Кослан лес» об истребовании в срок до 19.04.2019 следующих документов: справку о среднем месячном заработке, справку 2 НДФЛ, сведения о размере часовой тарифной ставки, пояснительную записку по вопросу не предоставления запрашиваемых документов ГУ – РО ФСС РФ, что указывает на проведение внеплановой документарной проверки в отсутствии распоряжения о проведении проверки, согласования с органами прокуратуры, что является нарушением требований ч. 3.2 ст. 10, ч. 1 ст. 14, пп. 2, 3 ч. 1 ст. 18, ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Зиборов М.А. в судебном заседании вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признал, указав на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на доводы, изложенные в представленных возражениях. Также просил в случае установления вины в совершении вменяемого административного правонарушения, признать правонарушение малозначительным и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

Представитель ООО «Кослан Лес» Сердитова А.В. в судебном заседании указала о незаконности действий должностного лица.

Прокурор заявил о наличии оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности, указав на отсутствие основания для применения ст.2.9 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Трудового Кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в том числе, при осуществлении задач по государственному контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.

В силу ст. 353, 354 Трудового Кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами.

Согласно ст. 356 Трудового Кодекса РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, наряду с иными перечисленными в законе, реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Как следует из положений ст. 357 Трудового Кодекса РФ, в числе основных прав государственных инспекторов труда в рамках предоставленных им полномочий при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наряду с иными, предусмотрены следующие: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

При этом, в силу ст. 358 Трудового Кодекса РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

В соответствии со ст. 360 Трудового Кодекса РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из объяснений государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А., истребование по запросу копий документов осуществлялось в рамках предварительной проверки, которая не является проверкой, поскольку в запросе сведений не было возложено предоставление документов в обязательном порядке, и по результатам предварительной проверки документы представлены не были, проверочные мероприятия не проводились, меры по привлечению юридического, должностного лица к ответственности не принимались.

Согласно ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст. 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, в настоящее время регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются лишь в прямо предусмотренных этим законом случаях (ч. 3, ч. 3.1 ст. 1 Закона).

К таким случаям относится расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве и др.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что истребуемые документы: справки о среднем месячном заработке, справки 2 НДФЛ, сведения о размере часовой тарифной ставки, пояснительной записки по вопросу не предоставления запрашиваемых документов ГУ – РО ФСС РФ, не связаны с осуществлением государственной инспекцией труда расследования несчастных случаев на производстве.

Положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 12 ч. 4 ст. 1, ч. 5 ст. 27 закона).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных законодательством, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и др.

Из материалов дела усматривается, что поводом к совершению государственным инспектором труда Зиборовым М.А. действий по истребованию документов явилось обращение Сыктывкарский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми и.о. управляющего ГУ – РО ФСС РФ по Республике Коми Жалоба Р.И. о не предоставлении ООО «Кослан лес» документов по факту несчастного случая на производстве, для реализации законных прав пострадавшего.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений закона, действия государственного инспектора труда по надзору за соблюдением работодателем трудового законодательства, могли осуществляться лишь посредством проверки поступившего обращения и в порядке, предусмотренном Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008.

Иной способ реализации Государственной инспекцией труда в предоставленных законодательством полномочий, в данном случае, не предусмотрен.

Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 установлено право органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), на проведение как плановых (не чаще чем один раз в три года - ч. 2 ст. 9), так и внеплановых проверок (ст. 10 закона).

В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего федерального закона.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 11).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которые указаны в распоряжении или приказе.

В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (ч. 2 ст. 14 закона).

Данное положение согласуется с требованиями ч. 11 ст. 11, п. 3 ст. 15 закона, устанавливающими в качестве гарантии прав работодателей запрет на истребование у юридического лица сведений, информации и документов, не относящихся к предмету документарной проверки.

В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, в случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11 закона).

При этом, ст. 360 Трудового кодекса РФ каких либо особенностей для проведения внеплановой документарной проверки, в том числе, проводимой на основании обращений и заявлений граждан, профессиональных союзов о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не устанавливает.

Предварительное уведомление работодателя, в силу указанной нормы права, не требуется лишь при проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце 4 или 5 части 7 настоящей статьи.

Как установлено судом и не оспаривалось государственным инспектором труда (по охране труда) Зиборовым М.А., распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Кослан Лес» по обращению и.о. управляющего ГО – РО ФСС РФ по Республике Коми не издавалось, в адрес юридического лица не направлялось, соответственно, проведение такой проверки государственному инспектору труда Зиборову М.А. в предусмотренном законом порядке не поручалось. Проведение проверки с органами прокуратуры не согласовывалось.

Установленный для представления документов срок не соответствует положениям ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 и безосновательно ограничивает заявителя во времени направления документов в адрес Государственной инспекции труда.

Согласно п. 2, 3 ст. 18 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), является грубым нарушением (п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

С учетом изложенного действия государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А. по истребованию у ООО «Кослан Лес» документов при отсутствии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора)и в отсутствие согласования с прокуратурой; по установлению произвольного срока его представления, без обязательного направления в ООО «Кослан Лес» надлежащим образом заверенной копии соответствующего распоряжения Государственной инспекции труда о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание и предмет проведения внеплановой документарной проверки, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают гарантированные федеральным законом права ООО «Кослан Лес» безосновательно возлагая обязанность предоставить документы под угрозой привлечения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

Положения ст. ст. 353, 355, 356, 357 Трудового кодекса РФ, содержащие общий перечень полномочий государственной инспекции труда, не могут рассматриваться без их взаимосвязи с иными положениями законодательства и расцениваться как позволяющие государственному инспектору труда истребовать документы у юридического лица независимо от наличия правовых оснований и предусмотренного законом порядка истребования.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.06.2019, заявлением ООО «Кослан Лес» от 23.04.2019; запросом от 10.04.2019 государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А. о предоставлении сведений, обращением ГУ – РО ФСС РФ от 28.03.2019 и иными материалами дела.

Таким образом, государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборовым М.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенного должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборовым М.А административного правонарушения малозначительным не усматривается, поскольку малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Совершенное Зиборовым М.А. административное правонарушение посягает на установленный порядок управления, охраняемые законом общественные отношения в области организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля и по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках, поэтому такое правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным.

При назначении наказания учитываю требования ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу о назначении Зиборову М.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, считая данный вид и меру наказания достаточными для достижения целей административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Признать государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А., ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: №...

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.С. Мишарина

5-1567/2019

Категория:
Административные
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее