Дело № 2-1052/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 19 июня 2017 года дело по иску Государственной жилищной инспекции по г.Печоре к ООО «****» о возложении обязанности выполнить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная жилищная инспекция по ********** обратилась в суд с иском к ООО ****» о возложении обязанности инициировать собрание собственников жилья многоквартирного жилого дома ********** для утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме ****. с **.**.**. и выполнить перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам и нанимателям данного дома по тарифу ****. В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной **.**.************ жилищной инспекцией по ********** (далее- ГЖИ по **********) по обращению жильцов дома ********** в отношении управляющей организации, было установлено, что ООО «****» с **.**.**. в одностороннем порядке повысило плату за содержание и ремонт общего имущества, размер суммы составил ****., при этом указанный тариф не был утвержден на общем собрании собственников. **.**.** юридическому лицу ООО «****» было выдано предписание №... устранить нарушения ч.7 ст.156, ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, п.17 Постановления Правительства РФ от **.**.** №..., а именно: инициировать проведение собрания собственников жилья жилого ********** по Печорскому проспекту в ********** для утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме ****. с **.**.**.; выполнить перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам и нанимателям жилого дома ********** по тарифу ****., со сроком исполнения до **.**.**. В ходе проведения внеплановой выездной проверки по исполнению предписания №... от **.**.**. было установлено, что выявленные нарушения ответчиком не устранены, собрание собственников не проведено; ООО ****» продолжает выставление счета за техническое обслуживание жильцам спорного дома по тарифу ****. за 1 кв.м.; перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам и нанимателям жилого дома ********** не выполнен. **.**.** по ходатайству ООО «****» вынесено определение о продлении срока исполнения предписания. В отношении ООО ****» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ. До настоящего времени ответчиком допущенные нарушения не устранены.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ТСН «****».
**.**.** в суд поступило заявление об уточнении требований, из которого следует, что в тексте искового заявления была допущена техническая опечатка, неверно указана сумма перерасчета- ****.
В судебном заседании представитель истца Олейник В.Н., действующая на основании доверенности от **.**.**., настаивала на иске с учетом уточнения. Просила обязать ООО «****» инициировать проведение собрания собственников жилья дома ********** для утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме 23 ****. с **.**.**. и выполнить жильцам данного дома перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме ****. с **.**.**.
Представитель ответчика Ишимова Л.С., действующий на основании доверенности от **.**.**., уточненные требования истца не признала.
Представитель третьего лица – председатель правления ТСН «****» Дэвис Г.Г., действующий на основании Устава, уточненный иск поддержал.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.
Жилищное законодательство в силу положений ст. 4 Жилищного Кодекса РФ регулирует отношения по поводу: содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений; управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и ********** жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома ********** в форме заочного голосования от **.**.**. ООО «****» избрано управляющей организацией данного многоквартирного дома; договор управления решено заключить с **.**.** тариф на содержание и ремонт, предложенный ООО «****», утвержден в размере **.**.**.
Пунктом 5.2 договора управления многоквартирным домом **** (далее- договор управления) предусмотрено, что размер платы за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества устанавливается со дня заключения договора в размере ****. (в том числе уборка лестничных клеток), расчет которой приведен в Приложении №... к настоящему договору.
Согласно п.5.3 договора управления размер платы за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества по настоящему договору может изменяться не чаще одного раза в год пропорционально изменению соответствующих цен и иных экономических показателей, влияющих на формирование стоимости услуги.
Установлено, что с **.**.**. управляющей организацией ООО «****» при начислении платы за содержание и ремонт общего имущества дома **** стал применяться тариф в размере ****
**.**.** по итогам проведения ГЖИ по ********** внеплановой выездной проверки в отношении ООО «****» был составлен акт, из которого следует, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества жилого ********** по Печорскому проспекту в ********** в сумме ****., установленный с **.**.**., не утвержден на общем собрании собственников жилья.
**.**.** на основании указанного акта проверки начальником ГЖИ по ********** управляющей организации ООО «****» было выдано предписание №... об устранении в срок до **.**.**. нарушений ч.7 ст.156 и ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, п.17 Постановления Правительства от **.**.**. №... «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…».
Решением Арбитражного суда Республики Коми по делу **.**.** от **.**.** удовлетворено заявление ООО «****». Предписание Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в лице Государственной жилищной инспекции от **.**.**. №... признано недействительным.
**.**.** в ГЖИ по ********** поступило письменное обращение собственников жилых помещений дома ****, подписанное П и О, перенаправленное из Печорской межрайонной прокуратуры, по вопросу одностороннего повышения платы за содержание и ремонт жилья в указанном доме со стороны ООО ****» и другим вопросам.
**.**.** на основании распоряжения №...-л от **.**.**. ГЖИ по ********** в отношении ООО «****» была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой вновь было установлено, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома ********** в сумме ****., установленный с **.**.**., не утвержден на общем собрании собственников жилья.
**.**.** начальником ГЖИ по ********** по результатам рассмотрения обращений граждан на основании указанного акта проверки ответчику было выдано предписание №... о необходимости в срок до **.**.**. устранить выявленные нарушения обязательных требований нормативных документов, а именно: инициировать проведение собрания собственников жилья жилого дома **** для утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме ****. с **.**.** выполнить перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам и нанимателям жилого дома **** по тарифу ****., установленный с **.**.**., не утвержден на общем собрании собственников (л.д.15).
Согласно акту проверки от **.**.**. нарушения, указанные в предписании №... от **.**.**., не устранены. Предписание не исполнено (л.д.11).
Как следует из объяснений представителя ответчика, представленных доказательств, ООО «****» инициировало проведение общего собрания **.**.**. Однако общее собрание не состоялось из-за отсутствия кворума, что не оспаривалось третьим лицом. В октябре 2015 года в квитанциях за текущий месяц обращалось к собственникам помещений с предложением провести общее собрание по вопросу утверждения тарифа в размере ****.
В дальнейшем со стороны ответчика также имели место попытки организовать проведение общего собрания по вопросу установления тарифа, в независимом учреждении (АУ РК «****») ответчиком был заказан расчет экономически-обоснованного тарифа по содержанию общего имущества для дома ****.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Сосновобоорского судебного участка ********** Республики Коми от **.**.** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, выразившимся, в том числе в неисполнении предписания ГЖИ по ********** №..., в отношении ООО «****» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (дело №...).
Из постановления мирового судьи следует, что весной 2015 года ООО «****» было инициировано проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ****; в квитанциях за октябрь 2015 года собственникам жилого дома было предложено провести общее собрание по утверждению тарифа в размере **** руб. С **.**.**. управляющая организация, уведомив собственников об изменении тарифа на содержание и ремонт общего имущества посредством размещения объявлений в квитанциях на оплату, стала применять тариф за услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников в размере **** руб. Управляющая организация ООО «****» не исполнила обязанность по утверждению тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома **** по независящим от организации причинам, хотя и прилагала все необходимые для этого усилия, то есть отсутствовала возможность исполнения требования по предписанию. После повышения в ноябре 2015 года тарифа собственники жилых помещений не собирали собрания для обсуждения обоснованности размера платы, не принимали решения об отказе от услуг ООО «****» (расторжении договора управления), продолжая пользоваться его услугами, оплачивая их.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей (пункт 1.1 статья 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания части 2 статьи 45 Жилищного кодекса РФ следует, что внеочередное общее собрание собственников помещений может быть созвано по инициативе любого из собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления (ч.7 ст.45 ЖК РФ).
В силу подпунктов 4, 4.1 и 5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: выбор способа управления многоквартирным домом; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Нормы части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ и пункта 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** N 491 (далее- Правила №...), обязывают собственников помещений утвердить на общем собрании размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (пункт 35 Правил N 491).
В силу ч.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Анализ приведенных норм законодательства свидетельствует о том, что вопрос о размере платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме отнесен к компетенции общего собрания собственников помещений дома.
Вместе с тем годовое общее собрание собственниками помещений многоквартирного дома ********** не проводилось и решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества не принималось.
При этом доказательств того, что со стороны ООО **********» как управляющей организации услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не оказывались либо оказывались ненадлежащего качества, материалы дела не содержат.
Судом установлено, что в период с **.**.**. по **.**.** по инициативе ответчика состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме **********, проведенное в форме очно-заочного голосования, по итогам которого было приняты решения: работа ООО ****» в 2016 году признана удовлетворительной; предложенный ООО «****» экономически-обоснованный тариф на услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ********** в размере **** руб. с **.**.**. утвержден не был. Иной размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственниками не рассматривался и, соответственно, не принимался.
Согласно ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, по инициативе собственникам квартиры ********** Дэвис Г.Г. было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений указанного многоквартирного дома в форме заочного голосования, результаты которого были оформлены протоколом №... от **.**.**.
Согласно указанному протоколу собственниками помещений многоквартирного дома ********** были приняты решения, в том числе:
- оставить действующий способ управления многоквартирным домом до специального решения Общего собрания (п.5.5 Устава ТСН «**** способ управления управляющей организацией ООО «****»;
- в целях управления общим имуществом многоквартирного дома создать Товарищество собственников недвижимости «****»;
- утвердить Устав ТСН «**** в предложенной инициатором собрания форме;
- для осуществления всех фактических и юридических действий во исполнение решений, принятых по пунктам 2-6 повестки дня настоящего собрания, уполномоченным представителем избран Дэвис Г.Г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ТСН «****» зарегистрировано в налоговом органе **.**.**. Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.2.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела следует, что **.**.** состоялось совещание при первом заместителе главы администрации МР «****», на котором также присутствовали заместитель заведующего отделом правовой работы администрации МР «****», генеральный директор и юрист ООО «****» и собственник квартиры ********** - Дэвис Г.Г., о ситуации, связанной с обслуживанием многоквартирного дома **********.
Согласно протоколу совещания от **.**.**. решено правовые разногласия в части способа управления многоквартирным домом ********** и дальнейшего его управления/обслуживания ООО «****» разрешить в судебном порядке. До вынесения судом решения по данному вопросу ООО «****» обязуется продолжить обслуживание дома в качестве управляющей организации. Данный протокол получен Дэвис Г.Г. лично **.**.**. (л.д.30).
В силу пункта 1 Положения о службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми №... от 22.12.2015г., Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) является уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми.
В соответствии с п.4 ч.6 ст.20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.** №... «О судебном решении», решение должно быть исполнимым.
ГЖИ по ********** просит суд возложить на ООО «****» обязанность инициировать проведение собрания собственников жилья дома **** для утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме ****. с **.**.**. и выполнить жильцам данного дома перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в сумме ****. с **.**.**.
На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В иске Государственной жилищной инспекции по ********** к ООО «****» о возложении обязанности инициировать проведение собрания собственников жилья дома 54 ********** для утверждения размера платы за содержание и ремонт общего имущества, выполнить жильцам данного дома перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Продун