Дело №2-2372/2019
УИД 42RS0011-01-2019-003780-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Лозгачевой С.В.
при секретаре Долгих Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ленинске-Кузнецком
24 декабря 2019 года
гражданское дело по исковому заявлению Степанова О. В. к Государственному Учреждению- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, с учетом уточненных требований, мотивируя свои требования тем, <дата> он обратился в ГУ-УПФР в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР <номер> от <дата> истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа на момент обращения. С решением ГУ УПФР истец не согласен, считает отказ в назначении досрочной пенсии незаконным и необоснованным, считает, что в специальный стаж подлежит включению период обучения в СПТУ.
Подпунктом 11 ч.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013г № 400-ФЗ предусматривается право на досрочную страховую пенсию лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных горных работах, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет.
УПФР добровольно включил истцу период работы в подземных условиях -22года 18дней, однако при этом исключил из подсчета спец. стажа период обучения в СПТУ <номер> по профессии «<данные изъяты>» с <дата> по <дата> (3г. 4мес.14дн.).
В спорный период действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590 «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Подпунктом «з» п. 109 Положения № 590 предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, период обучения в СПТУ приравниваются к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
<дата> истец был принят на шахту им. К. <данные изъяты>. Профессия <данные изъяты> поименована в Списке работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991г за № 481, поэтому засчитывается в специальный стаж по п.п. 11 ч.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ как работа в не ведущей профессии, следовательно, период учёбы в СПТУ-<номер> с <дата>. по <дата>. также должен быть засчитан в специальный стаж.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П изложена правовая позиция, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются. Такая правовая позиция изложена и в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г <номер>.
Согласно расчету ответчика стаж, дающий право на досрочную пенсию на дату обращения составляет 22 года 18 дней. С учетом включенных в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периода обучения в СПТУ <номер> продолжительностью 3 года 4 месяца 14 дней, стаж на момент обращения за назначением досрочной пенсии составляет 26 лет 5 месяцев 2 дня.
В судебном заседании истец и его представитель Бондарь Е.И., допущенная по устному ходатайству, поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Государственного Учреждения- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) Бабак С.Ю., действующая по доверенности, требования истца не признала в полном объеме, представила письменный отзыв.
Позиция ответчика основана на том, что в соответствии с п.п. «а» п. 16 предусмотрено, что рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах имеют право на пенсию по старости на льготных условиях - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.
В спорный период учебы истца действовал Список №1 производств, цехов, профессий, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях, утвержденный постановлением Совмина СССР от 22.08.1956г № 1173. Список №1 предусматривал назначение досрочной пенсии лицам, занятым на подземных работах, по достижению возраста 50 лет.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Истец обратился в период действия ФЗ № 400, которым не предусмотрено включение периода обучения в СПТУ, однако законодатель сохранил право на досрочное пенсионное обеспечение за теми категориями граждан, на которые распространялось ранее действовавшее законодательство.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации 16.07.2014г. утвердило постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление №665).
Согласно подпункту «а» пункта 1 Постановления № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию "по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.195 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления № 665 пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3.08.1972г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» может применяться только исчисления периодов работы по Списку №1.Статьей 78 закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1, действовавшего в период с 01.01.1992 по 31.12.2001 и подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года предусмотрено назначение пенсии независимо от возраста гражданам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, если они трудились на указанных работах полный рабочий день не менее 25 лет (по Списку утвержденном Правительством РФ), а работникам ведущих профессий на этих работах - 20 лет. Данные нормы в период обучения истца в СПТУ <номер> не действовали, т.к. впервые введены с <дата>.
В период обучения истца льготный стаж определялся на основании Списка № 1, что дает возможность включения данного периода в льготный стаж по Списку № 1 при достижении истцом возраста 50 лет и обращении его с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.1 ч.1ст.30ФЗ№400.
Следовательно, засчитать истцу период обучения в СПТУ<номер> по пп.11 ч.1 ст.30 ФЗ № 400 -нет оснований.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции РФ предусматривает равенство всех субъектов права на социальное обеспечение по возрасту и иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ, настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно ст.3 указанного Федерального закона, страховая пенсия- это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности; страховой стаж- это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст.4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии со ст.11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.22 настоящего Федерального закона, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии со ст.30 ч.1 п.11 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий- горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно ч.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.30 указанного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч.4 ст.30 указанного Федерального закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516) предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: 1). подземные работы.
Судом установлено, что Степанов О. В., <дата> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по ст.30 ч.1 п.11 ФЗ «О страховых пенсиях» <дата> решением ответчика <номер> от <дата> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что у истца отсутствует необходимый специальный стаж 25 лет. Истцу не зачтен в льготный стаж период его обучения в ПТУ <номер> <адрес> с <дата> по <дата> год.
Судом установлено, и этот факт не оспаривается сторонами, что без учета спорных периодов (иные периоды истец не оспаривает) льготный стаж истца на момент обращения в Пенсионный Фонд за назначением досрочной страховой пенсии составляет 22 года 18 дней.
Из справки ГБПОУ Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум <номер> от <номер> следует, что Степанов О.В., обучался в ПТУ <номер> <адрес> на дневном отделении с <дата> по <дата>.
По окончании ПТУ, <дата> истец был принят на шахту им. К. <данные изъяты>, что подтверждается записью в трудовой книжке, архивной справкой АО «С» шахта им. К. <номер> от <дата>. Указанный период включен ответчиком в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Таким образом, суд считает, что Пенсионный фонд необоснованно не включил в льготный стаж истца период его обучения в ПТУ <номер> <адрес> с <дата> по <дата> продолжительностью 3 года 4 месяца 14 дней и считает данный период подлежащим зачету в льготный стаж истца по профессии подземный электрослесарь в соответствии с п.п. «з» п.109 Постановления Совмина СССР от 30.08.1972г. №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», согласно которого при назначении пенсий на льготных условиях служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно ст.55 ч.2 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина, а истец не может быть поставлен в другие условия и не может быть лишен права на пенсию на льготных условиях только по тем основаниям, что Пенсионным фондом не применяется ранее действовавшее законодательство. Кроме того, из смысла норм, гарантированных ст.ст.2,18,39 Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, следует, что суды, рассматривая дела данной категории, обязаны истолковывать положения законодательства в их системной связи в интересах личности.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №30 от 11.12.2012г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно п.14 которого при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан или общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Соответственно, поскольку спорный период приравниваемой деятельности (учеба в ПТУ <номер>) по действовавшему до <дата> законодательству включался в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, то и в настоящее время данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право истцу на досрочное назначение ему страховой пенсии по старости, что согласуется с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от <дата> <номер> «О проверке конституционности отдельных положений статей ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», о возможности оценки по нормам ранее действовавшего законодательства пенсионных прав гражданина, приобретенных им до <дата>., в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии.
Таким образом, поскольку в период учебы истца в ПТУ <номер> <адрес>, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
При этом период обучения истца подлежит включению в полном объеме в его льготный стаж (в том числе после <дата>.), поскольку период обучения истца в ПТУ <номер> начался в момент действия нормативных актов, предусматривавших включение такого периода в специальный стаж, и длился этот период непрерывно до окончания обучения, то есть по <дата>. Таким образом, доводы ответчика суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом ст.56 ГПК РФ следует рассматривать в контексте со ст.12 ГПК РФ, закрепляющей принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.
Согласно ст.57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что период обучения истца в ПТУ <номер> <адрес> с <дата> по <дата> следует учитывать при исчислении льготного стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», который составляет 3 года 4 месяца 14 дней, а потому льготный стаж работы истца на момент обращения в Пенсионный фонд составляет 25 лет 5 месяцев 2 дня, страховой стаж составляет 28 лет 02 месяца 16 дней, в связи с чем, ответчик неправомерно отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, а потому требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ (п. 4).
Из материалов дела следует, что представителем истца Бондарь Е.И., действующей на основании устного ходатайства, было составлено исковое заявление, представитель участвовала в подготовках к судебному заседанию и судебных заседаниях.
Учитывая продолжительность и степень сложности данного гражданского дела, характер спорных правоотношений, объем и качество оказанной представителем истца квалифицированной помощи, а также, принимая во внимание позицию представителя ответчика, взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы на оказание юридических услуг, включая оплату услуг представителя при рассмотрении дела в суде в общей сумме 15 000 рублей которые суд находит разумными и соразмерными с объемом выполненной работы. Несение истцом расходов в указанном размере подтверждено документально. Понесенные
расходы истца по оплате государственной пошлины размере 300 рублей, подтвержденные квитанцией, подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Государственного Учреждения- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) <номер> от <дата> об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Степанову О. В. несоответствующим требованиям закона.
Обязать Государственное Учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) включить период обучения Степанову О. В., <дата> года рождения в профессионально-техническом училище <номер> <адрес> с <дата> по <дата> в стаж его работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» по профессии подземный электрослесарь, и назначить досрочную страховую пенсию по старости Степанову О. В. в соответствии с п.11 ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с <дата>.
Взыскать с Государственного Учреждения- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) в пользу Степанова О. В. судебные расходы в сумме 300 рублей оплата государственной пошлины и расходы за оказание юридических услуг в размере 15 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2019 года.
Председательствующий: подпись
Подлинник документа находится в гражданском деле № 2-2372/2019г. Ленинск-Кузнецкого городского суда г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.