Дело № 2а-1241/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2020 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Хасановой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Спиридоновой Галины Васильевны к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании Административного регламента предоставления муниципальной услуги
УСТАНОВИЛ:
Спиридонова Г.В. обратилась в суд с административным иском, которым просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1.3.3, 2.3.,2.4,2.7,2.8,3.1, подпункты 3 и 5 пункта 3.2.3, пункт 3.2.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно – мемориальном комплексе вблизи <адрес >», утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года № №.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГ года умерла мать истца – ФИО1., ДД.ММ.ГГ года рождения. Для захоронения матери, истец обратилась в ООО «Межмуниципальное Универсальное Предприятие Цветковское», с которым был заключен договор об оказании услуги по захоронению, стоимость по договору составила 10 000 рублей и была истцом оплачена. Однако работы по данному договору исполнителем выполнены не были в виду несоблюдения определенной процедуры, предусмотренной указанным выше Регламентом, а именно обращение заявителя за получением необходимого разрешения. Заключенный с Обществом договор был расторгнут, оплаченные денежные средства по нему возвращены. Находясь в стрессовой ситуации, по рекомендации сотрудника кладбища, истец была вынуждена обратиться к иному исполнителю, который за большую сумму денежных средств, оказал услугу по захоронению, при этом без совершения и проведения названной выше процедуры. Ознакомившись с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению места для погребения умершего, истец полагает, что данным правовым актом нарушено действующее антимонопольное законодательство, а также ограничены его права как потребителя на выбор и получение услуги. Заключенный с Обществом договор по причине несоблюдения установленной процедуры, был расторгнут, оплаченные денежные средства по нему возвращены. Ссылаясь на положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», истец полагает, что администрация Гурьевского городского округа, вышла за пределы своих полномочий, тем самым ограничила истца в реализации его гражданских прав.
Представитель административного истца – Хеленюк Ж.В. в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель администрации Гурьевского городского округа – Скрябнев В.Л. с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что при принятии обжалуемого Регламента, требования закона были соблюдены, Регламент принят в соответствии с требованиями закона, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГ года администрацией Гурьевского городского округа было принято постановление за № №, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно – мемориальном комплексе вблизи <адрес >» (далее – Регламент).
Как следует из содержания иска, пояснений стороны административного истца, существа заявленных им требований, приведенных доводов, административным истцом оспаривается как сам Административный регламент, так и ряд его отдельных положений.
Данный Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги физическим и юридическим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, обратившиеся с заявлением о предоставлении места для захоронений. Согласно п. 1.3 раздела 1 Регламента данная муниципальная услуга предоставляется муниципальным казенным учреждением «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг г. Гурьевска» и Управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа.
Пунктом 1.3.3 раздела 1 Регламента определен порядок, форма и место размещения информации о порядке предоставления муниципальной услуги. Пункт 2.3 и 2.4 раздела 2 Регламента содержат сведения о результатах предоставления услуги, сроках ее предоставления. Так, согласно п. 2.3. и п. 2 4 Регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются либо предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и Гурьевском муниципальном военно – мемориальном комплексе вблизи пос. Медведевка Гурьевского городского округа либо отказ в предоставлении указанной муниципальной услуги. Определен срок ее предоставления – 3 рабочих дня с даты поступления запроса заявителя в Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа. При этом такой срок исчисляется без учета сроков передачи запроса о предоставлении муниципальной услуги и документов из МФЦ в Управление, передачи результата предоставления муниципальной услуги из Управления в МФЦ, срока выдачи результата заявителю из МФЦ.
Регламентом также определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Согласно п. 2.7 раздела 2 Регламента отсутствие одного из определенных в перечне документов влечет за собой отказ в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги. Пунктом 2.8 раздела 2 Регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Пунктом 3.1 Раздела 3 Регламента определен перечень административных процедур, составляющие предоставление муниципальной услуги: прием и регистрация МФЦ или Управлением заявления и прилагаемых к нему документов на оказание муниципальной услуги; передача дела в Управление на исполнение в случае обращения получателя муниципальной услуги в МФЦ; регистрация и рассмотрение Управлением заявления; принятие Управлением решения о предоставлении (об отказе предоставления) муниципальной услуги; выдача документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги или мотивированного отказа получателю муниципальной услуги или МФЦ, если заявление подано через МФЦ. Согласно пункта 3.2.3 Регламента (подпункты 3 и 5) сотрудник, которому передан пакет документов для предоставления муниципальной услуги, осуществляет последовательность действий, к числу которых отнесено – предложение заявителю при наличии оснований для отказа, устранить недостатки, в случае отказа устранить недостатки – подготовка мотивированного отказа с указанием причин; передача результата предоставления муниципальной услуги заявителю или специалисту МФЦ, ответственному за выдачу результата предоставления муниципальной услуги. Согласно пункта 3.2.4 раздела 3 Регламента конечным результатом административной процедуры является выдача заявителю решения о предоставлении места для погребения умершего на территории кладбищ Гурьевского городского округа или мотивированного отказа сотрудниками Управления или МФЦ, если заявление подано через МФЦ.
Указанный выше Регламент и приведенные выше пункты Регламента административный истец просит признать недействующими.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ года умерла мать административного истца. ДД.ММ.ГГ года между административным истцом Спиридоновой Г.В. и ООО «Межмуниципальное Универсальное Предприятие Цветковское» был заключен договор на оказание услуг по захоронению родственника, по данному договору Спиридоновой Г.В. была проведена оплата в полном объеме, стоимость услуги составила 10 000 рублей.
Указанный выше договор исполнен не был, денежные средства возвращены заявителю. Причиной невозможности выполнения соответствующих работ по договору послужило отсутствие у Спиридоновой Г.В. разрешения на предоставление места для погребения, выдаваемого в рамках указанного выше Административного Регламента, наличие которого является основанием для допуска хозяйствующих субъектов в области похоронного дела на территорию кладбища для оказания услуг по захоронению.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу подпункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. Из содержания ч. 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 указанного Федерального закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Аналогичные положения об отнесении указанных вопросов к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в РФ как самостоятельного вида деятельности.
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального Закона "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Как следует из преамбулы постановления от ДД.ММ.ГГ года за № №, утвердившего административный регламент, оспариваемый административным истцом, данный регламент принят в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положением о порядке организации похоронного дела на территории Гурьевского городского округа, Порядком деятельности общественных кладбищ и Уставом Гурьевского городского округа.
Предметом регулирования Регламента является предоставление конкретной муниципальной услуги с определением порядка, сроков и последовательности действий (административных процедур).
27 июля 2010 года принят Федеральный закон № 210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Действие указанного Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных государственных и муниципальных услуг. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления представляет собой деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 года № 2113-р утвержден перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года № 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.
Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ к перечню услуг, оказываемых в рамках проведения административных процедур, с установлением определенного регламента, сроков и оснований к отказу, указанными выше перечнями не предусмотрено. Также не отнесена указанная деятельность и к вопросам местного значения, определенным Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом № 8 – ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Таким образом, принимая постановление от ДД.ММ.ГГ года № № и утверждая Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно – мемориальном комплексе вблизи пос. Медведевка Гурьевского городского округа», администрация Гурьевского городского округа вышла за пределы своих полномочий. Кроме того, следует отметить, что само по себе наличие такого Регламента противоречит также и действующему законодательству о защите конкуренции, так как ограничивает право выбора истцом хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности в сфере похоронного дела, который мог бы оказать надлежащую и приемлемую услугу по захоронению.
С учетом изложенного выше, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 215 КАС РФ, судья,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Спиридоновой Галины Васильевны – удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно – мемориальном комплексе вблизи пос. Медведевка Гурьевского городского округа», а также пункты 1.3.3, 2.3.,2.4,2.7,2.8,3.1, подпункты 3 и 5 пункта 3.2.3, пункт 3.2.4 указанного регламента, утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года № №.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования «Гурьевский городской округ».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления решения в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2020 года.
Судья А.Ю. Кунина