Дело № 2а-4881/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Манакова В.В.,
при секретаре Якубенковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дьяченкова Юрия Владимировича к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области о признании решения незаконным,
установил:
Дьяченков Ю.В. обратился в суд с вышеуказанным иском в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области (далее по тексту – Департамент) с заявлением о включение его в реестр пострадавших участников долевого строительства, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. Указанное решение Департамента истец считает незаконным, необоснованным, нарушающим права дольщика, закрепленные в Федеральном законе от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В чем выражено несоответствие заключенного с застройщиком договора долевого участия в строительстве специальному закону, в решении ответчиком не указано.
Административный истец, извещенный о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель административного ответчика Курганов В.И. административный иск не признал. Полагал решение Департамента об отказе во включении истца в реестр пострадавших граждан от ДД.ММ.ГГГГ №№ правомерным и обоснованным, по доводам изложенным в возражении.
Основания для отложения судебного разбирательства ввиду неявки административного истца, перечисленные в ст.150 КАС РФ, отсутствуют.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.ДД.ММ.ГГГГ ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, решение Департамента об отказе во включении истца в реестр пострадавших граждан от ДД.ММ.ГГГГ №№ получено Дьяченковым Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).
Согласно п.7 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного строительного и технического надзора Смоленской области, утвержденном Постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 №426, Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Смоленской области, осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Смоленской области (п.1.1). В соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериями признает граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (п.3.33.2).
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан, на момент принятия оспариваемого решения, были утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр (далее по тексту –Приказ).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Приказу критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;
8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.
В соответствии с п. 3 указанных Критериев гражданин - участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.
Согласно п. 5 раздела 3 Правил ведения реестра пострадавших граждан (Приложение № 2) решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина (приложение N 1 к настоящим Правилам).
К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); 3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); 4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (п. 6 Правил).
Пунктом 10 Правил установлено, что заявитель не подлежит включению в реестр, в том числе ввиду несоответствия заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу.
Гражданин не подлежит включению в реестр на основании решения, принимаемого контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил (п. 11 Правил).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Смоленска ООО АСК Холдинг» выдано разрешение на строительство односекционного жилого дома № № (3-я очередь строительства) в квартале многоэтажной жилой застройки, ограниченной улицами М<адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № площадь застройки 874 кв.м. (л.д. 35)
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Томсолсервис» и Дьяченковым Ю.В. заключен договор № №, предметом которого является определение условий, на которых в будущем стороны должны будут заключить договор об участии в долевом строительстве или договор купли-продажи однокомнатной квартиры № общей проектной площадью 37,23, расположенной по адресу: г.Смоленск, в квартале улиц <адрес> в жилом корпусе №№ со встроенными помещениями, и передать квартиру по акту приема передачи после получения ООО «Томсолсервис» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и в течении 60-ти дней с момента получения свидетельства о праве собственности на квартиру, но не позднее 1-го полугодия 2017 года (л.д.33-32).
Стоимость квартиры согласно п.2.1 Договора составила 1 154 130 руб., которые участник обязуется оплатить в полном размере при подписании настоящего договора в качестве аванса.
Денежные средства в счет исполнения обязательств по договору внесены истцом в кассу общества ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 154 130 руб. (л.д.33)
ДД.ММ.ГГГГ Дьяченков Ю.В. обратился с заявлением в Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, приложив к заявлению договор № от ДД.ММ.ГГГГ и платежные документы об оплате стоимости объекта строительства (л.д. 47).
По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании п. 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N214-03 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", о чем в адрес истца направлено соответствующее уведомление № № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 48).
Согласно данному уведомлению в качестве основания для отказа явилось несоответствие Дьяченкова Ю.В. критериям, установленных пунктом 2 приложения N 1 к Приказу, в частности:
- установленным подп. «б, в» п.1 ч.2 Приложения № 1 - строительство многоквартирного дома в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возводится такой объект, и в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;
- установленным п.2 ч.2 Приложения № 1 - привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в нарушении требовании ФЗ № 214 от 30.12.2004.
Судом также установлено, что из числа предусмотренных в разрешении на строительство земельных участков права (собственность, аренда, безвозмездное пользование) ООО «АСК Холдинг» зарегистрированы только в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 482 кв.м. (собственность с ДД.ММ.ГГГГ), в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 505 кв.м. (1/4 доля в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ), в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 761 кв.м. (1/4 доля в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ ).
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 589 кв.м. принадлежит на праве собственности ООО «ТомСолСервис». Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., правообладателя не имеет. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 422 кв.м., на котором осуществляется строительство, правообладателя не имеет, обременен правами участниками долевого строительства по соответствующим договорам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 1).
В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Заочным решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, договор №№, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ТомСолСервис» и Дьяченковым Ю.В. признан недействительным. С ООО «ТомСолСервис» в пользу Дьяченкова Ю.В. взысканы денежные средства в размере 1 154 130 руб., оплаченные им по договору №, заключенному ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ТомСолСервис», а также в возврат госпошлины 4 587 руб.
Как следует из указанного решения, в нарушение п. 3 ст. 4 Закона N 214 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" оформленная сторонами сделка не подпадает под квалификацию договора, предусмотренного соответствующим Федеральным Законом. Данное соглашение не прошло обязательную государственную регистрацию, в связи с чем, не имеет юридической силы.
Принимая во внимание, что заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ТомСолСервис» и Дьяченковым Ю.В. договор № признан судом недействительным, учитывая в том числе, факт отсутствия у застройщика права на все предоставленные для строительства многоквартирного жилого дома земельные участки, суд соглашается с выводами Департамента о несоответствии Дьяченкова Ю.В. установленных законодательством критериям для включения его в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.
Кроме того суд отмечает, что Федеральным законом от 27.06.2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», введеным в действие с 02.08.2019, ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ, возлагающая на контролирующий орган обязанность по установлению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестра таких граждан признана утратившей силу.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.08.2019 года № 483/пр, вступившим в силу с 27.09.2019 года, отмене приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр, которым были установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан.
Таким образом, в настоящее время у Департамента отсутствуют полномочия по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими, включению таких граждан в соответствующий реестр и ведению данного реестра.
При установленных судом обстоятельствах, решение Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от ДД.ММ.ГГГГ № не нарушает права и законные интересы истца, вынесено с соблюдением требования закона при наличии соответствующих оснований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Дьяченкова Юрия Владимировича к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Манаков
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2019-005120-78
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-4881/2019