72RS0022-01-2019-000291-91
Дело № 2-157/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Уват Тюменской области 15 июля 2019 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе
председательствующего судьи Юдиной С.Н.,
при секретаре Вышегородских Н.И.,
с участием прокурора Уватского района Тюменской области Рузманова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уватского муниципального района Тюменской области, МАОУ «Уватская СОШ» о возложении обязанности по финансированию и установлению ограждения территории по периметру школы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уватского муниципального района Тюменской области, МАОУ «Уватская СОШ» о возложении обязанности по финансированию и установлению ограждения территории по периметру школы.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Уватского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МАОУ «Уватская СОШ» Уватского муниципального района, расположенного по адресу: (Адрес обезличен) Установлено, что МАОУ «Уватская СОШ» Уватского муниципального района, осуществляющая в соответствии с лицензией образовательную деятельность, в соответствии с п.12 Требований СанПин 2.4.2.2.821-10 имеет первую категорию опасности объекта. Вместе с тем, в нарушение указанных норм установлено, что целостность ограждения образовательного учреждения нарушена и до настоящего времени не приведена в соответствие с действующим законодательством, при том, что 14.02.2018 прокуратурой Уватского района в адрес директора учреждения по указанному вопросу внесено представление об устранении нарушений закона № 44-2018-9, вынесено предписание Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тюменской области от 27.09.2018 № 248 об установлении вокруг школы ограждения в соответствии с п.3.1 СанПин2.4.2.2821-10.
Представители ответчиков должным образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились.
Представитель ответчика администрации Уватского муниципального района Тюменской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, решение просил принять с учетом правоприменительной практики.
Представитель ответчика МАОУ «Уватская СОШ», причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрении дела не ходатайствовал.
Поскольку прокурор не возражал рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, в связи с чем, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие последних.
Прокурор в судебном заседании настаивал на исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Согласно информации от 26.04.2019 заместителя главы администрации Уватского района прокурору Уватского района Тюменской области на 2019 год запланировано на объектах образования 1 и 2 категории опасности обеспечить пропускной режим в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Инициирована работа по выделению средств из областного бюджета и 22.01.2019 направлено письмо в ведомственный департамент о выделении денежных средств на монтаж периметрального ограждения территории МАОУ «Уватская СОШ». В ответе рекомендовали обратиться в ГУС ТО. 28.02.2019 получено положительное заключение Департамента образования и науки ТО. При наличии денежных средств нарушения будут незамедлительно устранены (л.д.6-7).
Согласно требованию прокурора Уватского района от 11.12.2018 директору МАОУ «Уватская СОШ» необходимо в срок до 13.12.2018 предоставить в прокуратуру района информацию по факту отсутствия ограждения территории образовательного учреждения и о причинах неисполнения представления (л.д.8).
В ответе на требование прокурора Уватского района директор МАОУ «Уватская СОШ» сообщил, что для ведения основной деятельности и содержания имущества школа получает субсидии от учредителя администрации Уватского муниципального района. Для устранения нарушений закона неоднократно направлялись письма главе администрации Уватского муниципального района о выделении средств, а также начальнику управления образования, культуры, спорта и молодежной политики. Ответа не получено.
27.09.2018 начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г.Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах вынесено предписание № 248 об установлении вокруг школы ограждения в соответствии с п.3.1. СанПиН2.4.2.2821-10, полученное директором МАОУ «Уватская СОШ».
11.12.2018 прокурором Уватского района было принято решение № 94 о проверке МАОУ «Уватская СОШ».
14.02.2018 прокуратурой Уватского района в адрес директора МАОУ «Уватская СОШ» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Согласно письму директора МАОУ «Уватская СОШ» на имя главы Уватского сельского поселения, для обеспечения безопасности пребывания учащихся на территории школы, он просит демонтировать ограждение 143 м. и установить ограждение по периметру школы длиной 358 м.
Глава администрации Уватского сельского поселения в своем письме от 18.06.2018 рекомендовал директору МАОУ «Уватская СОШ» в соответствии с действующими нормативными актами оградить территорию учебного заведения.
Согласно акту проверки состояния антитеррористической защищенности образовательной организации от 15.09.2016, проведенной директором СОШ совместно с учителем и зам.начальника Тобольского МОВО, начальником ПЦО, рекомендовано заменить ограждения по периметру школы.
Главой администрации Уватского муниципального района 08.12.2015 было рекомендовано председателю комитета по образованию обратиться в Департамент образования и науки Тюменской области по вопросу выделения денежных средств на установку ограждений образовательных организаций.
Директором МАОУ «Уваская СОШ» на имя председателя Думы Уватского муниципального района 15.01.2016 направлено письмо с просьбой оказать содействие в обеспечении безопасности учащихся в школы.
Директором МАОУ «Уваская СОШ» на имя главы администрации Уватского муниципального района 13.09.2016 направлено письмо с просьбой выделить денежные средства для ограждения забором территории школы по периметру, а 20.07.2017 о направлении специалиста для выполнения сметного расчета ограждения по периметру школы.
Согласно учредительных документов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Уватская СОШ», учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией, учредителем школы и собственником ее имущества является Уватский муниципальный район.
Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти(ст.1). Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете мер предупреждения терроризма (п.1, 7 ст.2).
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлены требования к антитеррористической защищенности указанных объектов.
Согласно п.п. «а» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст.28); создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.15 ч.3 ст.28). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28). Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41).
В соответствии с п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Согласно Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п.п.6.1 ч.1 ст.15). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Совокупностью изученных в судебном заседании доказательств подтверждаются доводы истца о том, что нарушена целостность ограждения по периметру МАОУ «Уватская СОШ», что не обеспечивает исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, создает опасные условия для несовершеннолетних обучающихся и может повлечь за собой неблагоприятные последствия, связанные с причинением им вреда жизни и здоровью.
Неоднократные попытки МАОУ «Уватская СОШ» восстановить ограждение, не принесли результатов ввиду отсутствия финансирования.
Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Учредителем МАОУ «Уватская СОШ» и собственником ее имущества является Уватский муниципальный район, которым была инициирована работа по выделению средств на ограждение забором территории школы из средств областного бюджета, однако ограждение так и не было установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на администрацию Уватского муниципального района Тюменской области обязанности по финансированию мероприятий по установке ограждения территории школы и возложении обязанности на МАОУ «Уватская СОШ» по установлению ограждения территории по периметру школы, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предложенный прокурором период времени, необходимый для исполнения обязанности возложенной на ответчиков, судом признается разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию Уватского муниципального района Тюменской области обязанность обеспечить в течение года со дня вступления решения суда в законную силу финансирование мероприятий по установке ограждения территории по всему периметру МАОУ «Уватская СОШ» Уватского муниципального района Тюменской области по адресу: (Адрес обезличен).
Обязать МАОУ «Уватская СОШ» Уватского муниципального района установить в течение 6 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Уватского муниципального района ограждение территории по всему периметру школы.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его провозглашения через Уватский районный суд Тюменской области.
Судья С.Н.Юдина
Решение не вступило в законную силу