Решение по делу № 33-3959/2017 от 05.09.2017


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Номогоева З.К. дело № 33-3959

пост. 05 сентября 2017 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 октября 2017 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,

судейколлегии Гончиковой И.Ч., Мирзаевой И.И.,

при секретаре Зарбаевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобоковой В.В.

на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 25 июля 2017 года,

которым постановлено: - Исковые требования прокурора

Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых, строительных отходов и отходов лесопиления на площади в 6,5 га, объемом 400 куб.м. в лесном массиве на территории в выделах №11,12,19 квартала 5 Заводского участкового лесничества в границах Заудинского участкового лесничества.

Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., проверив материалы дела, выслушав представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаева И.М., прокурора Бадмацыренову Ю.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия просил обязать Республиканское агентство лесного хозяйства принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и отходов лесопиления, расположенной в лесном массиве на территории в выделах №11,12,19 квартала 5 Заводского участкового лесничества в границах Заудинского участкового лесничества, площадью 6,5 га., объемом около 400 куб. м.

Иск мотивирован тем, что в ходе проверки исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования прокуратурой Тарбагатайского района РБ выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и отходов лесопиления.

Выявленные нарушения экологического законодательства в виде захламления территорий лесных насаждений свалками, отходами и мусором являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы РФ, а также граждан, увеличивают риск возникновения факторов, которые положительно способствуют созданию чрезвычайной ситуации, в том числе экологического характера, способствуют возникновению и быстрому распространению лесных пожаров.

В нарушение требований федерального законодательства данная несанкционированная свалка бытовых, строительных отходов, отходов лесопиления до настоящего времени не ликвидирована.

Прокурор Алсагаева Е.К. в судебном заседании иск поддержала, просила обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.

Представитель ответчика Кривобокова В.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в перечне санитарно-оздоровительных мероприятий очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Указала, что засорение лесного фонда твердыми бытовыми отходами является следствием ненадлежащей работы органов местного самоуправления, не обеспечивших на территории муниципального образования наличие площадок накопления твердых коммунальных отходов. Полагала, что в соответствии с положениями Закона РБ «Об отходах производства и потребления в РБ» организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Правительства РБ.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Кривобокова В.В. просит отменить решение суда, производство по делу прекратить.

На заседании судебной коллегии представитель ответчика по доверенности Баглаев И.М. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Прокурор Бадмацыренова Ю.С. с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение районного суда без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, и обсудив их, судебная коллегия полагает, что решение суда в целом постановлено законно и обоснованно.

Как следует из материалов дела и установлено судом 23 апреля 2017 г. в ходе рейдового осмотра обследования территории лесного участка в квартале 5 выделах №11,12,19 Заводского участкового лесничества в границах Заудинского участкового лесничества выявлена свалка бытовых отходов и отходов лесопиления на площади в 6,5 га объемом 400 куб.м.

Разрешая заявленные требования и возлагая обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на ответчика, суд исходил из того, что очистка лесов от захламлений и загрязнений осуществляется в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Республики Бурятия возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства.

Судебная коллегия данный вывод суда считает правильным, поскольку он основан на установленных в ходе рассмотрения дела вышеуказанных фактических обстоятельствах и соответствует требованиям действующего законодательства.

Земельные участки, на которых располагаются свалки, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относятся к землям лесного фонда и соответственно в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав Республиканское агентство лесного хозяйства принять меры по ликвидации названной несанкционированной свалки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на землях лесного фонда должна быть возложена на орган местного самоуправления, несостоятельны. К вопросам местного значения в силу п.14 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно Постановлению Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. № 13 «Об утверждении положения о республиканском агентстве Лесного хозяйства» 9дале – Положение о РАЛХе) Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственной лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.

Одними из основных задач РАЛХ является пользование и распоряжение лесами, их охрана, защита и воспроизводство, а также осуществление федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Учитывая, что территория, на которой организована несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, то, как указывалось выше, именно на Агентстве лесного хозяйства лежит обязанность по ликвидации несанкционированного захламления указанной выше территории. При этом, доказательств о том, что выявленная свалка образовалась вследствие действия третьих лиц материалы дела не содержат.

Не основаны на законе утверждения в жалобах о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий.

Согласно правилам санитарной безопасности в лесах следует, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится не только вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, но и иные меры санитарной безопасности в лесах. Таким образом, перечень мер санитарной безопасности, предусмотренный указанными Правилами не является исчерпывающим.

В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Республиканского агентства лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является. Доводы ответчика об обратном безосновательны.

Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, доводы ответчика, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Выводы суда по существу разрешения спора являются правильными, таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Ссылка в жалобе на то, что суд, возложив на ответчика обязанность по совершению определенных действий, не определил срок, в течение которого такие действия должны быть совершены, основанием для отмены решения не являются. Вместе с тем. судебная коллегия на основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ полагает возможным дополнить резолютивную часть решения указанием о сроке, в течение которого указанные в решении действия должны быть совершены ответчиком, - не позднее 1 апреля 2018 г.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Дополнить абзац второй резолютивной части решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 25 июля 2017 г. указанием об устранении нарушений в срок не позднее 1 апреля 2018 г.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:               М.В.Ихисеева

Судьи коллегии: И.Ч.Гончикова

И.И.Мирзаева

33-3959/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тарбагатайского района РБ
Ответчики
Республиканское агентство лесного хозяйства
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Гончикова Ирина Чимитовна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
02.10.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее