Дело № 2-3215/2019
№ 2-1149/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2019 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Голдобиной С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чемерчёва ФИО19 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, Федеральному государственному казенному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <дата> года в отношении Чемерчева Е.В., признании незаконным приказа Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» от <данные изъяты> «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.», признании незаконным приказа Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» от <данные изъяты> «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.», признании незаконным приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» в отношении Чемерчёва ФИО21, отмене дисциплинарного взыскания, наложенного приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» в отношении Чемерчёва ФИО20, взыскании премии, возмещении морального вреда, возложении обязанности на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике направить в подведомственные подразделения опровержение приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании», возложении обязанности на начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике принести извинения Чемерчеву Е.В., возложении обязанности на начальника Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» принести извинения Чемерчёву Е.В.,
у с т а н о в и л:
Чемерчёв ФИО22 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, Федеральному государственному казенному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» о признании незаконным приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» в отношении Чемерчёва ФИО24, отмене дисциплинарного взыскания, наложенного приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» в отношении Чемерчёва ФИО23, взыскании премии по итогам работы за полугодие 2018 года, по итогам работы за 3 квартал 2018 года, по итогам работы за 4 квартал 2018 года, по итогам работы за 2018 год, в связи с празднованием Дня Гражданской обороны Российской Федерации, Дня спасателя Российской Федерации, Дня Конституции Российской Федерации (с учетом уточнений каждая премия в размере 18500 руб.), возмещении морального вреда в размере 30000 руб. (с учетом уточнений, просил возместить моральный вред в указанном размере с обоих ответчиков в равных долях).
Исковые требования мотивировал тем, что приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 01.11.2018 года № 501 «О наказании» на истца Чемерчёва Евгения Витальевича наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за совершение грубого нарушения дисциплины, предусмотренного подпунктом 2 части 2 статьи 48 Федерального закона от 23.05.2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившегося в отсутствии сотрудника по месту службы без уважительных причин в течение установленного служебного времени. Применение в отношении него дисциплинарного взыскания считает незаконным.
Приказом работодателя истец был направлен для прохождения вступительных испытаний для поступления в Академию ГПС МЧС России на очное отделение адъюнктуры. После успешной сдачи вступительных испытаний зачислен на 1 курс очного обучения, о чем был издан приказ Академии ГПС МЧС России от 14.09.2018 года № 495 «О приеме в адъюнктуру в 2018 году и утверждению научных руководителей». В нарушение пункта 48 Приказа МЧС России от 25.05.2015 года № 257, руководство Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике уклонилось от издания приказа об откомандировании истца на обучение. Рапорта истца от <дата> года, от <дата> года об откомандировании были проигнорированы.
В связи с обязанностью приступить к учебному процессу, истец был вынужден убыть в Москву <дата> года. Отсутствие истца на рабочем месте воспринято как дисциплинарный проступок, в связи с чем истец был привлечен к дисциплинарной ответственности с наложением на него дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. Считает, что факт отсутствия на рабочем месте не был дисциплинарным проступком, был допущен не по вине работника, а ввиду нарушения руководством пункта 48 Приказа МЧС России от <данные изъяты>
Действующее незаконное дисциплинарное взыскание явилось причиной невыплаты истцу денежных премий по итогам работы за полугодие 2018 года, по итогам работы за 3 квартал 2018 года, по итогам работы за 4 квартал 2018 года, по итогам работы за 2018 год, в связи с празднованием Дня Гражданской обороны Российской Федерации, Дня спасателя Российской Федерации, Дня Конституции Российской Федерации.
Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
В судебном заседании истец предъявил новые требования о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <дата> года в отношении Чемерчева Е.В., признании незаконным приказа Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» от <данные изъяты> «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.», признании незаконным приказа Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» от <данные изъяты> «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.», возложении обязанности на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике направить в подведомственные подразделения опровержение приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании», возложении обязанности на начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике принести извинения Чемерчеву Е.В. в письменной форме и публичные в устной форме, обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» принести извинения Чемерчёву Е.В. в письменной форме и публичные в устной форме.
Указанные требования объединены в одно производство для совместного рассмотрения отдельным определением суда.
В судебном заседании Чемерчев Е.В. исковые требвоания поддержал. Просил их удовлетворить. При этом пояснил следующее.
Истец не был извещен о проведении служебной проверки, ему не были разъяснены права и не были обеспечены условия для их реализации в нарушении подпункта 2 пункта 7 ст. 53 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 24, ст. 25, ст. 28 приказа МЧС России от 17.10.2016 № 550 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Заключение служебной проверки истцу предоставлено 05.11.2018 одновременно с приказом о наказании в нарушении ст. 25 и ст. 28 вышеуказанного приказа, в связи с чем истец лишён права обжаловать заключение в установленном законодательством Российской Федерации порядке до издания приказа о наказании.
06.11.2018 истец обратился с рапортом об открытии служебного спора, рапорт принят, однако в нарушение п. 6 ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 2.2. приказа МЧС России от <данные изъяты> «Об утверждении порядка рассмотрения служебного спора в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы» не зарегистрирован в день его подачи. Служебный спор проведен 03.12.2018 без участия истца. В служебном споре, на котором рассматривался вопрос о правомерности наложения на истца дисциплинарного взыскания, истец не участвовал, поскольку в день его проведения в период с 22.11.2018 по 19.12.2018 находился на амбулаторном лечении, о чем своевременно известил руководство, письменное разрешение о проведении служебного спора в свое отсутствие истец не давал, рассмотрение служебного спора в связи с отсутствием истца не было отложено. О дате проведения служебного спора был уведомлен 07.12.2018 одновременно с получением решения по итогам рассмотрения служебного спора, получив соответствующие письма с приглашением на участие в служебном споре и его итогом. Вышеуказанное является нарушением ст. 387 Трудового Кодекса Российской Федерации, ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истцу не была предоставлена возможность воспользоваться правами в нарушение п. 2.9. - 2.9.3. приказа МЧС России от 20.12.2016 № 682 "Об утверждении порядка рассмотрения служебного спора в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".
В заключении служебной проверки указаны приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» № <данные изъяты> и приказ ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» № <данные изъяты>, которые изданы с нарушением законодательства, нарушена процедура оформления прогула (ст. 193 Трудового Кодекса Российской Федерации). Отсутствие на дежурных сутках признано прогулом, приказы изданы до взятия с истца письменных объяснений, на следующий день после направления на почтовый адрес истца писем с уведомлением о письменном объяснении (уведомления в материалах дела), нарушены сроки ознакомления с данными приказами, истец ознакомлен с ними 24.10.2018 после частичной невыплаты ему денежного довольствия.
В заключении служебной проверки указано, что истец три года прослужил в должности заместителя начальника 13 пожарной части по кадровой и воспитательной работе и не мог не знать порядок перевода и освобождения от служебных обязанностей. Данную должность истец занимал до 01.07.2015 года, а Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором прописан вышеуказанный порядок, принят 23.05.2016.
Применённое к истцу дисциплинарное взыскание является незаконным, поскольку истец убыл на обучение в Академию ГПС МЧС России законно, своевременно представив необходимые документы. <дата> истец устно уведомил своего непосредственного руководителя, начальника 2 пожарно-спасательной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» майора внутренней службы Щенина Д.В. об убытии в г. Москву <дата> г., о чем получил его согласие. <дата> года истцом был подан рапорт для издания приказа об откомандировании к месту учебы, после чего <дата> истец убыл к месту обучения. <дата>, будучи в Академии, истец узнал, что приказ об откомандировании не издан.
Применённое к истцу дисциплинарное взыскание наложено без учета отношения истца к службе и поведения. За период службы имеет награды и поощрения. Кроме того, в течении 2018 года истцом ликвидированы шестнадцать пожаров, в том числе пожар, произошедший <дата> года в 02 часа 55 минут по адресу: <адрес>, на котором спасены 18 человек, из них 3 детей. Кроме того, сверх должностных обязанностей в 2018 году истцом разработаны «Методические рекомендации по тушению пожаров в культовых сооружениях», утверждены 22.02.2018 начальником Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике и направлены в подразделения, подведомственные Главному управлению МЧС России по Удмуртской Республике для изучения и использования в практической работе, вышеуказанные рекомендации направлены в Академию ГПС МЧС России г. Москвы. Кроме того, сверх должностных обязанностей Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике в 2018 году направило истца в г. Москву для участия в VI Международной научно-практической конференции «Пожаротушение, проблемы, технологии, инновации», по итогам которой разработки истца признаны достойными дальнейшего исследования.
В тексте приказа Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике от <дата> «О наказании» утверждается: «По фактам не отсутствия сотрудника по месту службы в период с 04 по 24 октября 2018 года проведена служебная проверка». Лингвистический анализ данной фразы позволяет сделать вывод, что сотрудник присутствовал на месте службы и данная ошибка подразумевает отсутствие оснований для издания приказа «О наказании», исключает причину наложения дисциплинарного взыскания.
В случае признания незаконными оснований, послуживших причиной невыплаты премии, премия подлежит принудительному взысканию. Как видно из приказов о невыплате премии, причиной невыплаты истцу премий послужило наличие непогашенного дисциплинарного взыскания (выписки из приказов находятся в материалах дела).
В результате незаконных действий (бездействий) ответчиков истцу причинены физические и нравственные страдания. Как результат перенесения указанных негативных последствий от незаконных действий (бездействий) ответчиков у истца появились: головные боли, повышение давления, головокружения, потеря сознания, обострения заболеваний, что подтверждается записями в картах стационарного больного, записями в картах амбулаторного больного, листками нетрудоспособности, выпиской из амбулаторной карты, справками. В период с 07.11.2018 по 19.11.2018 истец находился на амбулаторном лечении. 16.11.2018 в МСЧ МВД России по Удмуртской Республике получил направление на санаторно-курортное лечение и направление на госпитализацию, госпитализирован не был по причине получения травмы, находился на амбулаторном лечении в период с 22.11.2018 по 20.12.2018. В период с 20.01.2019 по 30.01.2019 находился на амбулаторном лечении, 25.01.2019 выдано направление на госпитализацию, 31.01.2019 госпитализирован, находился на стационарном лечении до 11.02.2019.
Приказ о наказании был направлен по подразделениям, подведомственным Главному управлению МЧС России по Удмуртской Республике, в котором сказано: «Причиной данного происшествия послужила личная недисциплинированность старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В., низкие личные моральноволевые качества, заведомо противоречащие законодательству Российской Федерации». Данная фраза нанесла ущерб репутации истца, противоречит нормам морали и этики, допущенные высказывания нарушают его права, унижает человеческое достоинство как человека, гражданина и сотрудника, добросовестно относящегося к своим служебным обязанностям. Исходя из принципов справедливости, в целях восстановления репутации истца среди личного состава ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» и подразделений МЧС России по Удмуртской Республики информация, послужившая причиной наступления негативных последствий для истца и для репутации истца, с целью минимизации указанных последствий, подлежит опровержению как минимум в рамках того же круга, в рамках которого она была предана оглашению. Единственным способом достигнуть указанной цели является принесение извинений Чемерчёву Е.В. от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, в лице руководителя указанного управления, от Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике», в лице начальника указанного учреждения.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по УР Захарова Л.Ф. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. При этом пояснила следующее.
Старший лейтенант внутренней службы Чемерчёв Е.В. проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в должности начальника караула 2 пожарноспасательной части федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике».
Порядок прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы регулируется Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 141-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.
Приказом Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» старшему лейтенанту внутренней службы Чемерчёву Е.В. за совершение грубого нарушения дисциплины, предусмотренного подпунктом 2 части 2 статьи 48 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ, выразившегося в отсутствии сотрудника по месту службы без уважительных причин 29.09.2018 и 03.10.2018 в течение установленного служебного времени объявлен строгий выговор.
Дисциплинарное взыскание наложено по результатам проведенной служебной проверки. Обстоятельства совершенного дисциплинарного проступка изложены в заключении о результатах служебной проверки.
Служебная проверка по факту нарушения старшим лейтенантом внутренней службы Чемерчёвым Е.В. служебной дисциплины, выразившегося в отсутствии сотрудника по месту службы без уважительных причин 29.09.2018 и 03.10.2018 в течение установленного служебного времени проведена в соответствии с Федеральным законом № 141-ФЗ, приказом МЧС России от 17.10.2016 № 550 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Порядок проведения служебной проверки).
Порядок и сроки при проведении служебной проверки в отношении Чемерчёва Е.В. соблюдены и соответствуют требованиям Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа МЧС России от <данные изъяты> «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Проверка проведена при наличии к тому законных оснований.
В соответствии пунктом 28 Порядка проведения служебной проверки при проведении служебной проверки в отношении Чемерчёва Е.В.:
1) документально подтверждены дата и время отсутствия Чемерчёва Е.В. по месту службы.
2) даны пояснения начальника ОК и ВР ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» Ю.В. Кутявиной в рапорте от <дата>, начальника ПСЧ-2 ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» Д.В. Щенина в рапорте от <дата>;
3) изучены материалы проводившихся ранее в отношении Е.В. Чемерчёва служебных проверок, в частности заключение о результатах проведения служебной проверки от <дата> по факту неудовлетворительных действий начальника караула ПСЧ-2 ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» Чемерчёва Е.В. при выезде на пожар <дата>, на основании которой Чемерчёву Е.В. объявлен выговор;
4) Чемерчёву Е.В. предложено дать объяснения по существу вопроса.
По результатам служебной проверки факт нарушения служебной дисциплины, выразившийся в отсутствии Чемерчёва Е.В. по месту службы в течение установленного служебного времени 29.09.2018 и 03.10.2018 является подтвердившимся, предложено объявить строгий выговор за совершение грубого нарушения дисциплины, предусмотренного подпунктом 2 части 2 статьи 48 Федерального закона № 141-ФЗ.
05.11.2018 Чемерчёв Е.В. ознакомлен с вышеуказанным заключением под роспись.
Ни нормами Федерального закона № 141-ФЗ, ни нормами Порядка проведения служебной проверки сроки ознакомления сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением, не регулируются. Также не состоятельна ссылка Истца о том, что ответчиками нарушен Порядок проведения служебной проверки, поскольку он не был извещен о проведении служебной проверки и не знал о предмете проверки. Из вышеуказанных нормативных правовых актов, а также Федерального закона № 141-ФЗ не следует, что на работодателя возложена обязанность по извещению истца о проведении служебной проверки и предмете проверки.
Дисциплинарное взыскание за совершение грубого нарушения дисциплины, предусмотренного подпунктом 2 части 2 статьи 48 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ, наложено на Чемерчёва Е.В. приказом Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» в рамках установленного Федеральным законом № 141-ФЗ срока. Порядок наложения на сотрудников федеральной противопожарной службы дисциплинарных взысканий не нарушен. Приказ Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» является обоснованным и законным.
<дата> (то есть в рамках установленного срока) Чемерчёв Е.В. ознакомлен с приказом Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» лично под роспись.
Ссылка Чемерчёва Е.В. на его убытие в Академию ГПС МЧС России в качестве уважительной причины его отсутствия по месту службы 29.09.2018 и 03.10.2018 не состоятельна на основании следующего.
Исходя из анализа части 1 и части 9 статьи 30 Федерального закона № 141-ФЗ следует, что зачисление в образовательную организацию МЧС России является переводом и осуществляется по решению начальника Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике, оформляется соответствующим приказом, который доводится до сведения сотрудника ФПС ГПС под роспись.
Часть 13 статьи 30 Федерального закона № 141-ФЗ определяет, что перевод сотрудника ФПС на иную должность осуществляется соответственно по решению уполномоченного руководителя и оформляется соответствующим актом, который доводится до сведения сотрудника под роспись. До назначения сотрудника на должность по новому месту службы, оформленного соответствующим актом, с ним сохраняются служебные отношения по прежнему месту службы.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона перевод сотрудника ФПС ГПС допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона изменение правоотношений на службе в федеральной противопожарной службе (назначение сотрудника федеральной противопожарной службы на иную должность в федеральной противопожарной службе) осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме в его личном обращении к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю (далее - рапорт). В рапорте сотрудником также указывается, что он ознакомился с должностным регламентом (должностной инструкцией), основными условиями службы в федеральной противопожарной службе, установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия, режимом служебного времени и отдыха (если этот режим отличается от общих правил внутреннего служебного распорядка, установленных в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделении). Однако согласия (или ходатайства) на перевод в Академию ГПС МЧС России Чемерчёв Е.В. в письменном виде не выражал. Приказа о переводе Чемерчёва Е.В. в Академию ГПС МЧС России до сведения Истца под роспись не доводилось. 08.10.2018 и 09.10.2018 (то есть после его самовольного убытия в Академию ГПС МЧС России) от Чемерчёва Е.В. поступили рапорты с просьбой о его «откомандировании» в Академию ГПС МЧС России, что является нарушением со стороны Чемерчёва Е.В. сроков начала обучения. При этом рапорты не отвечали требованиям части 3 статьи 20 Федерального закона. Других рапортов о переводе от Истца в Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике не поступало. Тем не менее, несмотря на отсутствие приказа о переводе (о чем Истцу было достоверно известно), Чемерчёв Е.В. самовольно убыл в Академию ГПС МЧС России. В связи с невыходом на службу без уважительных причин 29.09.2018 и 03.10.2018 (без разрешения на освобождение от служебных обязанностей) на Чемерчёва Е.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора (приказ Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании»). Таким образом, истцом нарушен порядок перевода для дальнейшего прохождения службы на период обучения в адъюнктуре Академии ГПС МЧС России. Самовольное убытие Чемерчёва Е.В. в Академию ГПС МЧС России в отсутствие приказа Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике о его переводе не может рассматриваться в качестве уважительной причины его отсутствия по месту службы 29.09.2018 и 03.10.2018. Главным управлением МЧС России по Удмуртской Республике права Чемерчёва Е.В. не нарушены, решения о переводе Истца не принималось, что не противоречит Федеральному закону № 141-ФЗ. Чемерчёв Е.В. продолжает проходить службу в должности начальника караула.
Требования Истца о взыскании премии не правомерны на основании следующего. Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников ФПС определяется приказом МЧС России от <данные изъяты> «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (далее - приказ МЧС России № 195). В соответствии с пунктом 43 приказа МЧС России № 195 в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на выплату денежного довольствия, сотрудникам могут выплачиваться дополнительные премии в размере до одного должностного оклада на основании решения руководителя (начальника) учреждениях МЧС России при представлении мотивированного рапорта начальника подразделения, в котором проходит службу сотрудник.
При принятии решения о выплате дополнительной премии учитываются следующие показатели службы сотрудников:
выполнение особо важных и сложных заданий с учетом значимости достигнутых результатов;
личный вклад сотрудника в общие результаты службы, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию; своевременность, сложность и качество выполненных заданий.
В соответствии с журналом учета результатов проверки организации караульной службы, старший лейтенант внутренней службы Чемерчёв Евгений Витальевич показал низкие результаты служебной деятельности в течение 2018 года. Начальником ПСЧ-2 ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» подан рапорт с ходатайством о не выплате дополнительных премий Чемерчёву Евгению Витальевичу, на основании которого и при наличии действующего дисциплинарного взыскания - строгий выговор, Чемерчёву Е.В. денежные премии не выплачены.
Приказ МЧС России № 195 не содержит конкретного размера дополнительной премии и определяется начальником учреждения исходя из личного вклада сотрудника. Решение о выплате дополнительной премии принимает руководитель (начальник) учреждения. В отношении Чемерчёва Е.В. решений о выплате дополнительной премии не принималось, что не противоречит приказу МЧС России № 195.
Требования Чемерчёва Е.В. о признании незаконными приказов ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» от <данные изъяты> «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.», от <данные изъяты> «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.» не правомерны на основании следующего.
Вышеуказанными приказами совершение прогула (отсутствие на службе без уважительных причин) истцу в вину не вменялось, а вмененное истцу в вину отсутствие на службе без уважительной причины, не равнозначно понятию «прогул». Пункты 1 и 3 приказов, согласно которым день дежурства 29 и 30 сентября 2018 года, а также 3 и 4 октября 2018 года необходимо считать прогулом, а главному бухгалтеру - считать прогулом и не оплачивать, адресованы для исполнения бухгалтерии и прав Истца никак не нарушают, поскольку термин «прогул» в данном случае использован исключительно с целью определения периода отсутствия истца на службе без документов, дающих право на освобождение от выполнения служебных обязанностей, как периода, не подлежащего оплате, что закону не противоречит, так как служебных обязанностей в спорный период истец не исполнял, а документов, подтверждающих уважительные причины его отсутствия по месту службы не представлено. Кроме того, факт отсутствия сотрудника по месту службы 29.09.2018 и 03.10.2018 без уважительных причин в течение установленного служебного времени впоследствии подтвержден заключением служебной проверки.
Истцом не доказано, что действия Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике по наложению дисциплинарного взыскания являются неправомерными, а приказ от <данные изъяты> «О наказании» незаконным. Также не состоятельна ссылка истца на плохое самочувствие как следствие причинения ему морального вреда незаконными действиями Главного управления, поскольку:
1) дисциплинарное взыскание применено правомерно;
2) согласно заключению о результатах служебной проверки 21.11.2018 Чемерчёвым Е.В. получена травма в быту, выдан листок нетрудоспособности, поставлен диагноз «повреждение мениска правового коленного сустава». Травма, полученная истцом, не может быть результатом действий либо бездействий Главного управления.
Требования Чемерчёва Е.В. о взыскании морального вреда не правомерны.
Требования о возложении обязанности принесении извинения Чемерчёву Е.В. в письменной форме и публичные в устной форме не законны и не правомерны, поскольку такой способ защиты нарушенных трудовых прав как принесение извинения законом не предусмотрен.
Факт распространения в отношении Чемерчёва Е.В. каких-либо сведений, порочащих его честь и достоинство, истцом, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, надлежащих доказательств этому представлено не было, в связи с чем правовые основания для удовлетворения требований истца в указанной части не правомерны.
Ссылка Чемерчёва Е.В. на допущение со стороны Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике нарушений при проведении процедуры рассмотрения служебного спора не состоятельна. Служебный спор по рапорту Чемерчёва Е.В. рассмотрен в соответствии со статьей 73 Федерального закона № 141-ФЗ, Порядком рассмотрения служебного спора в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденным приказом МЧС России от <данные изъяты> «Об утверждении порядка рассмотрения служебного спора в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы». Нарушений порядка и срока при рассмотрении служебного спора не допущено. В соответствии с частью 8 статьи 73 Федерального закона № 141-ФЗ решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику федеральной противопожарной службы или гражданину, поступающему на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшему на службе в федеральной противопожарной службе, обратившимся для разрешения служебного спора.
В судебном заседании представитель ФКУ «1 отряд ФПС по УР» Калистратова Т.А. исковые требования не признала. При этом пояснила следующее.
На основании рапортов начальника 2 пожарно-спасательной части (далее по тексту - ПСЧ-2) ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» майора внутренней службы Щенина Д.В. установлено, что <дата> старший лейтенант внутренней службы Чемерчёв ФИО25 начальник караула ПСЧ-2 ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике», не заступил на суточные дежурства.
В связи с отсутствием Чемерчёва Е.В. по месту службы более 4-ёх часов подряд без уважительных причин составлены акты от <дата> об отсутствии на дежурных сутках.
С 01.10.2018 Чемерчёв Е.В. зачислен в адъюнктуру ФГБОУ ВО «Академия ГПС МЧС России» на первый курс факультета подготовки научно-педагогических кадров по очной форме обучения, по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (приказ ФГБОУ ВО «Академия ГПС МЧС России» от <данные изъяты>).
На основании части 1 статьи 30 федерального закона № 141-ФЗ от 23.05.2016 «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 23.05.2016№ 141-ФЗ) перевод сотрудника федеральной противопожарной службы в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме. То есть поданным рапортом сотрудника на имя руководителя. Данного согласия от сотрудника в отдел кадров ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» не поступало.
Согласно пункту 38 Приказа МЧС России от <данные изъяты> «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» начальнику караула запрещается отлучаться из подразделения (кроме случаев, связанных с несением караульной службы).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником служебных обязанностей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 48 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником федеральной противопожарной службы явилось отсутствие Чемерчёва Е.В. по месту службы без уважительных причин более 4-ёх часов подряд в дни дежурства 29 и 30 сентября 2018, а также 3 и 4 октября 2018 в течение установленного служебного времени.
Факт не выхода на дежурные сутки <данные изъяты> Чемерчёв Е.В. признает в своих объяснениях от <дата>.
В соответствии с должностным регламентом начальника ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике», утвержденный начальником ГУ МЧС России по Удмуртской Республике изданы приказы ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» за № <данные изъяты> о не выплате денежного довольствия в связи с отсутствием по месту службы без уважительных причин более 4-ёх часов подряд в течение установленного служебного времени, факт отсутствия на дежурных сутках учтен в табеле учета рабочего времени.
Федеральная противопожарная служба является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. Приказы ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» за № 212 от и за № 217 от 04.10.2018, согласно которым время суточного дежурства <дата> необходимо считать прогулом, а главному бухгалтеру произвести удержание из денежного довольствия истца за время прогула, адресованы для исполнения бухгалтерии и прав истца никак не нарушают, поскольку термин "прогул" в данном случае использован исключительно с целью определения периода отсутствия истца на службе без документов, дающих право на освобождение от выполнения служебных обязанностей.
На основании выше изложенного, полагает, что Приказы ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» № <данные изъяты> о не выплате денежного довольствия в отношении ответчика правомерными.
В ходе проведения служебной проверки факт нарушения служебной дисциплины, выразившегося в отсутствии старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Евгения Витальевича начальника караула ПСЧ-2 ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» по месту службы без уважительных причин <дата> в течение установленного служебного времени подтвержден.
На основании Приказа ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от <данные изъяты> Чемерчёву Е.В. объявлен строгий выговор.
Приказ МЧС России от <данные изъяты> «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (далее по тексту - Приказ МЧС России от <данные изъяты>) определяет правила обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Согласно пункту 43 Приказа МЧС России от <данные изъяты> в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на выплату денежного довольствия, сотрудникам могут выплачиваться дополнительные премии в размере до одного должностного оклада на основании приказа начальника ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» при предоставлении мотивированного рапорта начальника подразделения, т.е. начальника ПСЧ-2 ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике».
Необходимо отметить, что данный вид премии является дополнительным поощрением в соответствии с личным вкладом сотрудника в выполнении задач, стоящих перед учреждением на основании решения.
На основании журнала учета результатов проверки организации караульной службы, старший лейтенант внутренней службы Чемерчёв ФИО27 показал низкие результаты служебной деятельности в течение 2018 года.
Таким образом, начальником ПСЧ-2 подан рапорт с ходатайством о не выплате дополнительных премий Чемерчёву ФИО26.
На основании поданного мотивированного рапорта начальника ПСЧ-2 и наличии действующего дисциплинарного взыскания - строгий выговор, Чемерчёву Е.В. денежные премии не выплачены.
Выслушав мнение явившихся участников процесса, проверив полномочия представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Федеральным законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3) Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Старший лейтенант внутренней службы Чемерчёв Е.В. проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в должности начальника караула 2 пожарноспасательной части федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике».
Старший лейтенант внутренней службы Чемерчёв Е.В. прошел вступительные испытания в адъюнктуру и приказом Академии ГПС МЧС России от <данные изъяты> «О приеме в адъюнктуру в 2018 году и утверждению научных руководителей» был зачислен в адъюнктуру.
Соответствующий акт о переводе Чемерчёва Е.В. на обучение по очной форме обучения в Академию ГПС МЧС России начальником Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике не издавался, соответственно до сведения Чемерчёва Е.В. под роспись не доводился.
<дата> года Чемерчёв Е.В. убыл в Москву, с 01 по 04 октября 2018 года Чемерчёв Е.В. находился на занятиях в Академии ГПС МЧС России.
Приказом Академии ГПС МЧС России от <данные изъяты> «О внесении изменений в приказ Академии ГПС МЧС России от <данные изъяты> «О приеме в адъюнктуру в 2018 году и утверждении научных руководителей» из списков зачисленных в адъюнктуру исключен Чемерчёв Е.В.
Приказом Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» старшему лейтенанту внутренней службы Чемерчёву Е.В. за совершение грубого нарушения дисциплины, предусмотренного подпунктом 2 части 2 статьи 48 Федерального закона от <данные изъяты>, выразившегося в отсутствии сотрудника поместу службы без уважительных причин <дата> в течение установленного служебного времени объявлен строгий выговор.
Дисциплинарное взыскание наложено по результатам проведенной служебной проверки.
Служебная проверка по факту нарушения старшим лейтенантом внутренней службы Чемерчёвым Е.В. служебной дисциплины, выразившегося в отсутствии сотрудника по месту службы без уважительных причин 29.09.2018 и <дата> в течение установленного служебного времени проведена в соответствии с Федеральным законом № 141-ФЗ, приказом МЧС России от <данные изъяты> «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Порядок проведения служебной проверки).
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона № 141-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 Порядка проведения служебной проверки, в соответствии с которым служебная проверка проводится по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителя Министра, начальника (руководителя) подразделения МЧС России (заместителя), наделенного правом наложения дисциплинарных взысканий (далее - должностное лицо, назначившее проверку) при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия факта несоблюдения им ограничения, нарушения запрета или несоблюдения обязанности, связанных со службой в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), а также по заявлению сотрудника.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 15 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от <данные изъяты>, начальник Главного управления осуществляет в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России прием на военную службу (службу, работу), назначение на должность, освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение и решение иных вопросов прохождения военной службы (службы, работы) военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудниками ФПС, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками и применяет в пределах своих полномочий в отношении них меры поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2008 № 22 «Об освобождении от должности, назначении на должность и увольнении с военной службы военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и войск гражданской обороны» Фомин Петр Матвеевич назначен начальником Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике.
В соответствии с приказом МЧС России от <дата>К на период с 21 сентября по 05 октября 2018 года временное исполнение обязанностей начальника Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике возложено на Шутова Евгения Владимировича, первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике.
В соответствии с пунктом 11 Порядка проведения служебной проверки, основанием для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации.
В соответствии с пунктом 12 Порядка проведения служебной проверки, служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией.
Служебная проверка по факту нарушения старшим лейтенантом внутренней службы Чемерчёвым Е.В. служебной дисциплины, выразившегося в отсутствии сотрудника по месту службы без уважительных причин <данные изъяты> в течение установленного служебного времени, начальником караула ПСЧ-2 ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» назначена на основании рапорта заместителя начальника ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» Лялина А.В. от <дата> и рапорта ФИО28 Евгения Владимировича от <данные изъяты> соответственно на каждом из рапортов.
Проведение служебной проверки поручено начальнику ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» - территориального подразделения федеральной противопожарной службы - А.В. Гущину.
Служебная проверка в соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона № 141-ФЗ завершена в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении, а именно <дата> года.
В соответствии с пунктом 6 Федерального закона № 141-ФЗ результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, принявшему решение о проведении служебной проверки (П.М. Фомину), в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждено руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, принявшим решение о проведении служебной проверки, в течение пяти дней со дня представления заключения (31.10.2018 года).
По результатам служебной проверки факт нарушения служебной дисциплины, выразившийся в отсутствии сотрудника по месту службы без уважительных причин <дата> года в течение установленного служебного времени – старшим лейтенантом внутренней службы Чемерчёвым Е.В., начальником караула 2 пожарно-спасательной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» признан подтвердившимся.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона № 141-ФЗ, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу пункта 2 части 2 статьи 48 Федерального закона № 141-ФЗ, грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником федеральной противопожарной службы является в том числе отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени.
Факт отсутствия Чемерчева Е.В. по месту службы 29.09.2018 года и 03.10.2018 года в течение установленного служебного времени установлен и в судебном заседании и истцом не оспаривался.
Спор заявлен истцом в связи с тем, что он полагает, что отсутствовал по месту службы по уважительной причине, поскольку 29.09.2018 убыл на обучение в Академию ГПС МЧС России, уведомив 17.09.2018 своего непосредственного руководителя об убытии в г. Москву 29.09.2018 г., подав 19.09.2018 года рапорт для издания приказа об откомандировании к месту учебы.
Вместе с тем, в силу частей 1 и 9 статьи 30 Федерального закона № 141-ФЗ, переводом сотрудника федеральной противопожарной службы по службе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на иную должность считается в том числе его перевод в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования
В силу части 13 Федерального закона № 141-ФЗ, перевод сотрудника федеральной противопожарной службы на иную должность осуществляется соответственно по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченного руководителя и оформляется соответствующим актом, который доводится до сведения сотрудника под роспись. До назначения сотрудника на должность по новому месту службы, оформленного соответствующим актом, с ним сохраняются служебные отношения по прежнему месту службы.
Таким образом, истец был вправе убыть в образовательную организацию высшего образования только при наличии оформления соответствующего акта начальником ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, о наличии или отсутствии которого сотрудник не мог не знать, поскольку соответствующий акт доводится до сведения сотрудника под роспись.
Таким образом, пока соответствующий акт о переводе истца в образовательную организацию высшего образования не доведен до сведения истца под роспись, законных оснований у истца убыть в эту образовательную организацию не имелось. Он вправе оспаривать бездействие ГУ МЧС России по Удмуртской Республики по не изданию соответствующего акта, но не убывать в образовательную организацию самовольно.
При таких обстоятельствах для разрешения настоящего спора не имеет юридического значения, доводил ли истец до сведения руководителя, что убывает в образовательную организацию, подавал ли соответствующий рапорт, поскольку право убыть в образовательную организацию у него возникает только после ознакомления с соответствующим актом о переводе. В противном случае его убытие является самовольным и обоснованно расценивается как грубое нарушение служебной дисциплины – отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени, что влечет наложение дисциплинарного взыскания.
Доводы истца о нарушении его прав при проведении служебной проверки не нашли в судебном заседании своего подтверждения. Служебной проверкой установлены факт совершения истцом дисциплинарного проступка и обстоятельства его совершения, а также вина истца в совершении дисциплинарного проступка.
Чемерчёв Е.В. в соответствии с частью 7 статьи 53 Федерального закона № 141-ФЗ 07.10.2018 года давал объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения проверки, 05.11.2018 года ознакомлен с заключением по результатам служебной проверки, которое обжаловал в суд.
То обстоятельство, что заключение о результатах служебной проверки обжаловано истцом одновременно с обжалованием приказа о наложении дисциплинарного взыскания, не нарушает прав истца, поскольку на процедуру и результат рассмотрения его иска не влияет.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона № 141-ФЗ, на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе строгий выговор.
В силу части 3 статьи 51 Федерального закона № 141-ФЗ, дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В силу части 4 статьи 51 Федерального закона от № 141-ФЗ, правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник).
В силу части 6 статьи 51 Федерального закона № 141-ФЗ, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника федеральной противопожарной службы по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу. (часть 7 статьи 51 Федерального закона № 141-ФЗ).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка. (часть 8 статьи 51 Федерального закона № 141-ФЗ).
О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя. (часть 9 статьи 51 Федерального закона № 141-ФЗ).
В рассматриваемом случае в отношении истца вынесен приказ от <данные изъяты> «О наказании», который подписан начальником Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике П.М. Фоминым.
Учитывая даты дисциплинарных проступков – 29.09.2018 года и 03.10.2018 года – дисциплинарное взыскание наложено до истечения 6 месяцев со дня их совершения, а учитывая дату утверждения заключения по результатам служебной проверки – 31.10.2018 года – наказание наложена в пределах месяца со дня его утверждения. Таким образом, сроки наложения дисциплинарного взыскания соблюдены.
С приказом о наказании истец ознакомлен, что им не оспаривается.
Истец считает применённое к нему дисциплинарное взыскание не законным, поскольку оно, по мнению истца, наложено без учета отношения истца к службе и поведения.
Вместе с тем истец не учитывает то, что к нему применено не самое строгое наказание из перечня возможных, а совершенное им нарушение квалифицируется как грубое нарушение служебной дисциплины.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца наложено дисциплинарное взыскание приказом, подписанным компетентным лицом, при наличии к тому достаточных оснований, порядок и сроки проведения служебной проверки, наложения на истца дисциплинарного взыскания соблюдены, права истца не нарушены. Наложенное дисциплинарное взыскание соразмерно совершенному истцом дисциплинарному проступку.
Результаты рассмотрения служебного спора, соблюдение процедуры его рассмотрения не имеют в рассматриваемой ситуации юридического значения, поскольку истец оспорил наложенное дисциплинарное взыскание в суд, решение по существу в данной ситуации будет принято судом, решение работодателя по данному вопросу утрачивает свое значение.
Из текста приказа ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от 01.11.2018 года № 501 и заключения по результатам служебной проверки усматривается, что истцу вменяется в вину грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии сотрудника по месту службы 29.09.2018 года и 03.10.2018 года. При таких обстоятельствах фраза в приказе ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от 01.11.2018 года № 501 «по фактам не отсутствия по месту службы…» может быть расценена исключительно как описка.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требований истца о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 31.10.2018 года в отношении Чемерчева Е.В., признании незаконным приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 01.11.2018 года № 501 «О наказании» в отношении Чемерчёва Евгения Витальевича, отмене дисциплинарного взыскания, наложенного приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 01.11.2018 года № 501 «О наказании» в отношении Чемерчёва Евгения Витальевича.
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников ФПС определяется приказом МЧС России от <данные изъяты> «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (далее - приказ МЧС России № 195).
В соответствии с пунктом 43 приказа МЧС России № 195 в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на выплату денежного довольствия, сотрудникам могут выплачиваться дополнительные премии в размере до одного должностного оклада на основании решения руководителя (начальника) учреждениях МЧС России при представлении мотивированного рапорта начальника подразделения, в котором проходит службу сотрудник.
При принятии решения о выплате дополнительной премии учитываются следующие показатели службы сотрудников:
выполнение особо важных и сложных заданий с учетом значимости достигнутых результатов;
личный вклад сотрудника в общие результаты службы, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию; своевременность, сложность и качество выполненных заданий.
Решение о выплате дополнительной премии принимает руководитель (начальник) учреждения. Приказ МЧС России № 195 не содержит указания на конкретный размер дополнительной премии, поэтому размер дополнительной премии определяется начальником учреждения исходя из личного вклада сотрудника.
В отношении Чемерчёва Е.В. решений о выплате дополнительной премии не принималось, напротив, принимались решения не выплачивать Чемерчёву Е.В. денежную премию (имеет дисциплинарное взыскание – строгий выговор, объявленный приказом ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от 01.11.2018 года № 501).
Такие решения принимались начальником ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по УР» приказами от 29.11.2018 года № 274 «О выплате премии по итогам работы за полугодие 2018 года», от 03.12.2018 года № 280 «О выплате премии по итогам работы за 3 квартал 2018 года», от 03.12.2018 года № 281 «О выплате премии по итогам работы за 4 квартал 2018 года», от 03.12.2018 года № 282 «О выплате премии по итогам работы за 2018 год», от 03.12.2018 года № 283 «О поощрении личного состава в связи с празднованием Гражданской обороны Российской Федерации», от 03.12.2018 года № 284 «О поощрении личного состава в связи с празднованием Дня спасателя Российской Федерации», от 11.12.2018 года № 297 «О поощрении личного состава в связи с празднованием Дня Конституции Российской Федерации».
Поскольку законом не установлена обязанность выплачивать дополнительные премии сотрудникам федеральной противопожарной службы, то есть выплата таких премий не предусмотрена системой оплаты труда сотрудников федеральной противопожарной службы, решение о выплате дополнительной премии принимается руководителем (начальником) учреждения МЧС России при представлении мотивированного рапорта начальника подразделения, в котором проходит службу сотрудник, а решения о выплате истцу дополнительных премий не принималось, то у истца не возникло субъективное право требовать выплаты ему указанных премий.
Требование истца о взыскании премий удовлетворению не подлежит.
Требование истца о признании незаконными приказов Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» от 01.10.2018 года № 212 и № 217 «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.» также не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков" определено, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МЧС России составляются табели учета служебного времени сотрудников федеральной противопожарной службы.
В силу статьи 67 Федерального закона № 141-ФЗ,
1. Оплата труда сотрудника федеральной противопожарной службы производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
2. Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 (далее Порядок обеспечения денежным довольствием), денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад), месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу пункта 5 Порядка обеспечения денежным довольствием, денежное довольствие сотрудникам выплачивается за весь период службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 7 Порядка обеспечения денежным довольствием, при выплате за неполный месяц размер денежного довольствия за каждый календарный день исчисляется путем деления суммы денежного довольствия за полный месяц на количество календарных дней в данном месяце.
Таким образом, дни отсутствия сотрудника на службе должны быть учтены в табеле учета рабочего времени, а выплата денежного довольствия за дни отсутствия на службе без уважительных причин законодательством не предусмотрена.
Оспариваемые истцом приказы не являются приказами о наложении дисциплинарного взыскания, не устанавливая в том числе и факт прогула, следовательно, порядок наложения дисциплинарного взыскания к вынесению указанных приказов не применим.
Указанные приказы носят распорядительный характер, вынесены ВрИО начальника ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике» в пределах компетенции начальника Учреждения (пункт 4.9 Устава ФГКУ «1 отряд ФПС по Удмуртской Республике») в адрес ответственного за ведение табеля учета рабочего времени об учете факта отсутствия на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчева Е.В. и в адрес главного бухгалтера – начальника финансового отделения отряда не оплачивать дни отсутствия на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчева Е.В.
Сами по себе указанные приказы, являясь внутренними организационными документами учреждения, прав истца не нарушают. Права истца могут быть нарушены фактом не выплаты денежного довольствия. Способ восстановления нарушенного права при невыплате денежного довольствия – предъявление иска о взыскании денежного довольствия.
В силу ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку факт неправомерных действий ответчиков судом не установлен, моральный вред возмещению истцу не подлежит.
Также в связи с неудовлетворением основных исковых требований не подлежит удовлетворению требование истца о возложении обязанности на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике направить в подведомственные подразделения опровержение приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 01.11.2018 года № 501 «О наказании», возложении обязанности на начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике принести извинения Чемерчеву Е.В., возложении обязанности на начальника Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» принести извинения Чемерчёву Е.В. Кроме того, дисциплинарные взыскания накладываются на сотрудников в связи с наличием отношений по службе, основание и порядок наложения дисциплинарных взысканий регулируются специальным законодательством, и в части, им не урегулированном, Трудовым кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 141 ФЗ РФ), нормы гражданского законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации к данным правоотношениям не применимы.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Чемерчёва ФИО29 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, Федеральному государственному казенному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <дата> года в отношении Чемерчева Е.В., признании незаконным приказа Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» от <данные изъяты> «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.», признании незаконным приказа Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» от 04.10.2018 года № 217 «Об отсутствии на суточном дежурстве старшего лейтенанта внутренней службы Чемерчёва Е.В.», признании незаконным приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» в отношении Чемерчёва ФИО31, отмене дисциплинарного взыскания, наложенного приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании» в отношении Чемерчёва ФИО30, взыскании премии, возмещении морального вреда, возложении обязанности на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике направить в подведомственные подразделения опровержение приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от <данные изъяты> «О наказании», возложении обязанности на начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике принести извинения Чемерчеву Е.В., возложении обязанности на начальника Федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Удмуртской Республике» принести извинения Чемерчёву Е.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 24.05.2019 года.
Судья Стех Н.Э.